ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, січня 15, 2013

ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ ТЕГЕРАНА-43

Сперва он был засекречен, потом незаслуженно обижен. В итоге на долгие годы словно вычеркнут из истории. В   декабре 2012 г ему исполнилось бы сто лет.
От Котовки до Ирана
Блестящей карьеры контрразведчика ничто не предвещало. Николай Кравченко родился в семье крестьянина-бедняка. Жили в селе Котовка Днепропетровской области. Окончив семилетку, Николай поступил в землеустроительный техникум. Работал землемером, грузчиком на заводе. В 1931 году был призван в Красную армию, служил в кавалерии. Там и обратил на себя внимание.

Рядовой Кравченко всё схватывал на лету. Активный, добросовестный, обаятельный. При этом – политически грамотный, кандидат в члены партии. После срочной службы кавалериста направили в школу НКВД.
К ноябрю 1943-го, когда состоялась историческая Тегеранская конференция, в свои 30 лет он вырос до помощника начальника Главного управления контрразведки «Смерш» по Брянскому фронту..
Как известно, в Тегеране «большая тройка» собралась, чтобы на нейтральной территории обсудить планы по открытию второго фронта и послевоенному переустройству мира. Узнав о готовящейся встрече, немецкая агентура развила в столице Ирана бурную деятельность. Сталина, Рузвельта и Черчилля планировалось убить либо выкрасть. Для охраны первых лиц каждая из стран-союзниц выделила лучшие силы. В числе тех, кто оберегал жизнь Сталина, был подполковник ГБ Николай Кравченко.
О том, как благодаря совместным усилиям советских и английских разведчиков удалось предотвратить покушение на «большую тройку», ещё в 1980-м был снят фильм «Тегеран-43». А ещё об одном эпизоде тех дней до сих пор мало что известно.
Особая награда за особые заслуги
Пять лет назад совет ветеранов УФСБ по Калининградской области решил сделать тайное явным. Расставить точки над «i» думали к нынешнему юбилею Николая Григорьевича. Однако и сегодня не всё получилось выяснить.
Что известно? В Тегеране Кравченко получил агентурное сообщение о готовящемся теракте против «большой тройки». На пути следования их кортежа должен был произойти мощный взрыв. В ходе оперативно-розыскных мероприятий взрывчатку нашли и обезвредили. Детали операции и сегодня – «за кадром». Нет уже в живых свидетелей тех событий, крайне мало архивных документов. Сам же Николай Григорьевич как истинный чекист в подробности никогда не вдавался.
О предотвращённом теракте Кравченко лично доложил Сталину в присутствии Черчилля и Рузвельта. Президент США отреагировал неожиданно эмоционально – примерно так: «Спасены жизни глав трёх держав, а руководитель такой операции – всего лишь подполковник?»
«Я бы хотел видеть этого офицера генералом», – улыбнулся Рузвельт, обращаясь к Сталину. Черчилль согласно закивал…
Конференция, проходившая с 28 ноября по 1 декабря, закончилась, делегации разъехались по домам.
А наш герой вместо Брянского фронта оказался в Москве. Его поселили в гостинице «Пекин», здесь он ждал решения своей судьбы. Мало ли как всё могло повернуться.
Но в итоге – 21 февраля 1944-го – Кравченко действительно присвоили внеочередное звание. Так в 31 год он стал генерал-майором.

Неожиданная отставка
Из Кёнигсберга его перевели в Москву. Затем четыре года был заместителем начальника управления контрразведки в Группе советских войск в Германии.
В августе 1959-го он уже шестой год служил в Прикарпатском военном округе, руководил особым отделом. Было ему в ту пору 46 лет. То есть в генеральском-то чине ещё служить и служить. Как вдруг – отставка…
Ольга Егоровна вспоминает, что брат ей тогда позвонил, сообщил, что хочет переехать из Львова в Калининград, попросил подыскать ему жильё.
Приехал он уже в 1960-м, был подавлен, о случившемся с ним ничего не рассказывал.
– Лишь однажды сказал, что его подставили, предали, – говорит Ольга Кравченко.
Считается, что генерал стал одной из жертв хрущёвских чисток, когда из «органов» убирали «сталинских людей». Причём его уволили якобы по личному указанию Хрущёва.
На новом месте герой Тегерана-43 занял неприметную должность в партийной комиссии в райкоме КПСС. О земляке-чекисте с особыми заслугами долго не знали даже его коллеги в областном управлении КГБ. А случайно узнав, не поверили. В Калининграде ведь тогда и полковник КГБ был фигурой, начальник управления в таком звании ходил. А тут «целый» генерал – и никто не в курсе? Не может быть!
Жил он одиноко – ни жены, ни детей. Говорят, что его любимая погибла во время войны. В середине 70-х стал болеть. Сестра часто навещала его.
Придя к нему 12 апреля 1977-го, увидела, что брат выглядит совсем плохо. Хотела остаться ночевать, однако тот отправил её домой, успокоив: «Ну что ты? Всё в порядке!»
Наутро Ольга Егоровна нашла его уже мёртвым…
Чтобы помнили
Нынешние калининградские коллеги генерал-майора Кравченко убеждены: его имя надо вернуть из небытия, необходимо воздать должное незаслуженно забытому человеку, воспитывать на его примере молодёжь.
12 декабря на могилу Николая Григорьевича в Калининграде пришли бывшие и действующие сотрудники областного управления ФСБ и военные контрразведчики, курсанты Калининградского пограничного института.
– Обсуждается идея установить Николаю Григорьевичу памятник или назвать в его честь улицу в Калининграде, – сообщил председатель совета ветеранов УФСБ по Калининградской области Сергей Захаров.
А в Москве ветеран военной контрразведки Анатолий Терещенко завершает работу над повестью о Кравченко. В её основу легли воспоминания тех, кто в разные годы служил с Николаем Григорьевичем.

 По материалам источника-http://file-rf.ru/analitics/785

Немає коментарів:

Дописати коментар