ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділя, січня 13, 2013

ТИХАЯ БАЛТИКА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.


Макс Вибег
В октябре 1915 года Макс Вибег закончил специальные курсы и стал командиром подводной лодки UC‑10. Субмарина базировалась в Либаве, но часто заходила и в Пиллау. Балтика в те годы была довольно спокойным театром боевых действий и молодые немецкие подводники оттачивали здесь своё мастерство перед походом в Атлантику.
Капитан-лейтенант Вибег сразу понял, что наводящие ужас на англичан подлодки - весьма несовершенные корабли. Под водой они могли находиться лишь короткий промежуток времени: один час при смешной скорости в 10 узлов. Так что субмарины большую часть времени держались на поверхности и погружались лишь после того, как обнаружат врага. В надводном же положении подводные лодки становились очень уязвимы - даже попадание малокалиберного снаряда выводило субмарину из строя и приводило к гибели. Так что служба в подплаве была не для слабонервных.

Пока Макс Вибег изучал премудрости подводной войны, она не стояла на месте. Ещё в начале 1915 года германское командование приняло решение - использовать подводные лодки главным образом против торгового судоходства противника.
Теперь субмарины гонялись не за линкорами, а за грузовыми судами. Без поставок из-за океана экономика Британии должна была рухнуть.
Война по правилам
База немецких подводных лодок в Киле, 1914 год
Командование Балтийской флотилии готовило командиров подводных лодок с немецкой педантичностью. Особое внимание уделялось “соблюдению правил ведения войны”.
- Согласно международным законам, -наставляло подводников начальство, - вы обязаны проверить торговое судно, послав на него досмотровую группу. Если на борту будет обнаружен военный груз, гражданским морякам требуется дать время на размещение в спасательных шлюпках. После этого вы имеете право затопить судно, используя подрывные заряды или артиллерийский огонь.
Коллеги Вибега нервно ёрзали на стульях. Им уже было известно, что англичане используют так называемые суда-ловушки - вооружённые замаскированными пушками “мирные” суда. Как только субмарина в надводном положении подходила для досмотра, англичане неожиданно открывали огонь на поражение. Жертвами такой хитрости в Атлантике уже стали 12 подводных лодок. Кроме того, британцы стали вооружать все свои торговые суда. Проверять их могли только самоубийцы. Потери немцев росли.
Немецкие подводные лодки
Только в апреле 1915 года кайзер Вильгельм своим личным приказом разрешил подлодкам не всплывать для досмотра торговых судов. Потери Антанты тут же увеличились, но атакам стали подвергаться и нейтральные суда (в перископ, особенно ночью, трудно рассмотреть флаг судна и определить его государственную принадлежность). Американцы немедленно обвинили Германию в варварском ведении боевых действий.
Германское командование пребывало в раздумье - перспектива вступления в войну США немцев не радовала. Тем временем сухопутный фронт стабилизировался. Это не сулило Германии ничего хорошего - её силы таяли.
- Нас спасёт только неограниченная подводная война! - с жаром говорил коллегам Вибег. - Любое судно, идущее в Англию, следует рассматривать, как противника. Только таким образом мы сумеем поставить Британию на колени.
В январе 1917 года Вибега назначили командиром подлодки UC-80, базировавшейся в Северном море. А в феврале того же года Германия объявила о начале тотальной подводной войны. Капитан-лейтенанту Вибегу представилась возможность проверить свою теорию на практике.
Топи их всех!
Перед выходом в Атлантику Вибег получил инструкцию командования:
“Наша цель - заставить Англию заключить мир и таким образом решить участь войны. Вам следует атаковать все вооружённые и подозрительные суда только в подводном положении, максимально используя ночные атаки”.
Первый же поход Вибега принёс удачу - его лодка потопила 10 судов. Капитан-лейтенант получил Железный крест. Следующий поход был не менее удачен. Германия имела уже 128 подлодок, и все они действовали успешно. Для Британии наступили чёрные дни.
- Противник топит наши корабли быстрее, чем их потери успевает возмещать мировое кораблестроение, - сообщал послу США в Лондоне английский адмирал Симс. - Это означает, что немцы близки к выигрышу войны. Мы будем вынуждены принять условия мира, продиктованные врагом”.
Для Англии ситуация была действительно катастрофической. Если в 1916 году немецкие подлодки уничтожили два миллиона тонн торгового тоннажа, то в 1917 году эта цифра увеличилась до семи с половиной!
Немцам казалось, что победа близка, как никогда.
На те же грабли
Однако неограниченная подводная война запоздала. В 1917 году США объявили войну Германии. Огромные экономические ресурсы Америки решили исход битвы на Атлантике. Против 128 германских субмарин действовали 5.000 надводных кораблей, 2.000 самолётов и 200 дирижаблей союзников. В 1918 году немцы были вынуждены капитулировать.
Подводная лодка U-9 и её командир Отто Веддинген
К этому времени Макс Вибег потопил 50 судов общим водоизмещением 80.000 тонн. Хороший, но не выдающийся результат. Его коллега Лотар де ла Перьеуничтожил 194 судна водоизмещением 454.000 тонн и стал лучшим подводником всех времён и народов. Но это не спасло Германию от поражения.
После войны Макс не вернулся в Кёнигсберг. Он уехал на остров Ява в Индонезии, где устроился работать управляющим чайной плантацией. В 1939 году Вибег стал свидетелем новой мировой войны. Гитлер повторил все ошибки кайзера - сделал ставку в войне с Британией на линейные корабли. Подводные лодки фюрер оценил гораздо позднее, когда было уже слишком поздно.
Но Вибега это мало трогало. Он вёл размеренную мирную жизнь чайного плантатора, которой не помешала даже временная оккупация Явы японцами. Скончался бывший подводник в 1961 году в своём доме, в окружении родных и близких.
А. Захаров
По материалам сайта-http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=21582&sphrase_id=71238
   

Немає коментарів:

Дописати коментар