ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, січня 07, 2013

ПОД ВОДОЙ НАВЕЧНО.

Под водой навечно
 

 

Открытие обновлённого мемориала советским подводникам. Созополь (Болгария), 2010 год. Фото с сайта www.burgasinfo.com
В июне исполнится 70 лет с тех пор, как жизнь миллионов советских людей и многих их потомков из нынешних независимых государств разделилась на «до и после войны». «Крымская правда» вспоминает, какими были эти трудные дороги войны. Одна из них - подводная. К началу Великой Отечественной на Черноморском флоте были 44 подводные лодки, за полтора года боёв погибли 18. Пять из них - у берегов Болгарии. Из 237 подводников этой пятёрки лишь десять преданы земле, остальным братской могилой стали корпуса подлодок и Чёрное море.

«Сталинец» - одна из пяти

Гибель у берегов Болгарии - не случайна. Она обеспечивала противолодочную оборону морских конвоев Германии и её союзников. Подлодки же Краснознамённого Черноморского флота не только боролись с конвоями, но и доставляли в страну болгар-подпольщиков для организации движения сопротивления. Известно, что подобное задание выполнял экипаж погибшей позже подлодки «Щ-211». Однако исследователи не исключают это задание и для экипажа «С-34» - первой из погибших (пока официально - пропавшей без вести) и единственной не обнаруженной.

Подводная лодка «С-34» («эска», «Сталинец») вошла в состав Черноморского флота за два месяца до войны. Под командованием капитана III ранга Якова Моисеевича Хмельницкого совершила три удачных боевых похода, уходя от нескольких таранов и глубинных бомб, из четвёртого не вернулась. 8 ноября 1941 года подлодка ушла в район болгарского мыса Эмине, через шесть дней на побережье, неподалёку от города Созополя, найдены тела двух подводников в масках изолирующего спасательного аппарата. По сохранившимся документам полиция выяснила: помощник командира «С-34» старший лейтенант Виолет Лаврентьевич Душин и боцман, главный старшина Фрол Дмитриевич Терехов.
Исследователи предполагают, что подлодка подорвалась на одной из множества черноморских мин: то ли болгарского заграждения у города Бургаса, то ли румынского заграждения у мыса Эмине. Возможно, два подводника, самые опытные после командира, вышли, чтобы срезать намотавшийся на винт трос мины, но потеряли сознание из-за перепада давления. Их вынесло на берег, а мина сработала, погубив оставшихся в «Сталинце». Раскрыть тайну могла бы сама подлодка, но поиски её не приносят успеха. Последний раз о находке «С-34» сообщили осенью прошлого года. Однако изучение обнаруженной подлодки российской поисковой экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» совместно с болгарскими коллегами (они уже не один десяток лет участвуют в подобных поисках) показало: найдена немецкая субмарина времён Первой мировой войны. Впрочем, поисковики России и Болгарии не теряют надежды, к лету планируют отправиться на новые поиски «Сталинца».
Кстати, согласно списку безвозвратных потерь личного состава главной базы Черноморского флота, доступному в обобщённом банке данных «Мемориал», из сорока восьми погибших моряков подлодки трое связаны с Севастополем не только по службе.
У старшего лейтенанта, командира БЧ-3 Владимира Григорьевича Криницкого на улице Советской, 67, жила мама - Варвара Ананьевна. У военфельдшера, начальника санслужбы Фёдора Логвиновича Будника на улице Чкалова, 14, - родственник Емельян Яковлевич Антонов. У старшего краснофлотца, старшего комендора (артиллериста) Константина Иосифовича Колышева на Пушкинской, 10, - жена Александра Петровна Трухачевская.

«Щука» - «Минога»

Подводных лодок типа «Щ»- «Щука» - у берегов Болгарии погибло три. Первая - «Щ-204» (в момент закладки в 1934 году ей дали имя «Минога») в декабре 1941 года. Она считалась самой боеготовой, буквально накануне войны на лодке прошла испытания новая 76-миллиметровая пушка (она потом помогла опознать субмарину и теперь хранится в Военно-историческом музее ЧФ в Севастополе). Под командованием капитан-лейтенанта Ивана Михайловича Гриценко в третий (и последний) боевой поход на патрулирование в районе мыса Эмине подлодка вышла 22 ноября 1941 года. На рассвете 5 декабря с подлодки «Щ-205» «Щуку»-«Миногу» видели последний раз.
Судьба подлодки и 42-х членов экипажа стала загадкой на сорок лет. Летом 1983 года корпус лодки в районе мыса Свенти-Атанс нашли болгарские рыбаки. Советские водолазы, обследовавшие погибшую «Щуку», обнаружили на корпусе три большие пробоины и множество отверстий от осколков и пуль. Возможно, при попытке всплыть лодку обстреляли болгарские сторожевики или фашистская авиация, было сброшено несколько бомб. Что произошло, до конца так и не выяснено: из-за опасности взрыва боезапаса советские и болгарские водолазы обследовали только один отсек.
Обнаруженные останки семи подводников похоронили в братской могиле в Севастополе. Установить имена невозможно. Но на памятнике на Мемориальном кладбище советских воинов (6-й км Симферопольского шоссе) - фамилии всего экипажа «Щ-204».

«Щука», открывшая счёт

В начале войны самой удачливой среди подлодок ЧФ считалась «Щ-211» капитан-лейтенанта Александра Даниловича Девятко. «Щука», вошедшая в состав флота за три года до войны, открыла боевой счёт черноморских подводников, торпедировав 15 августа 1941 года фашистский транспорт «Пелес», 29 сентября - танкер «Суперга». В четвёртом походе, начавшемся 14 ноября 41-го, удача отвернулась от «Щуки», до этого неоднократно уходившей от таранов, сбрасываемых фашистами глубинных бомб. Возможно, незадолго до гибели подлодка пыталась атаковать румынский минный заградитель, но пришедшая ему на помощь авиация вначале обстреляла уходившую в надводном положении (так выше скорость) подлодку, а потом сбросила на неё бомбы. Одна из них привела к детонации боезапаса, были снесены все переборки, лодку разломило пополам. Всё это удалось выяснить лишь осенью 2000 года, когда в Варненском заливе на глубине чуть более двадцати метров болгарские рыбаки обнаружили останки подлодки.
«Щ-211» стала братской могилой для 43-х человек. Останки помощника командира, старшего лейтенанта Павла Романовича Борисенко через несколько месяцев после гибели подлодки выбросило у села Бяла (Болгария). По биноклю на шее моряка предположили, что он был вахтенным на мостике в момент гибели подлодки. Похоронили подводника в этом же селе (по другим данным, перезахоронили в Варне). Среди не вернувшихся из похода подводников «Щ-211» и 20-летний краснофлотец из Симферополя Константин Миронович Плёхов.
В именном списке безвозвратных потерь личного состава подлодки указан адрес его мамы Марии Елисеевны: станция Сейтлер (ныне Нижнегорский), совхоз «Чаты».

«Щука», последний пятый

Пятый поход оказался последним для подлодки «Щ-210». Вошедшая в состав флота в 1936 году, она не вернулась с задания из района мыса Шаблер.
12 марта 42-го лодка под командованием инженер-капитана III ранга Исая Леонтьевича Зельбста (предыдущий командир Георгий Михайлов отправлен на сухопутный фронт, погиб в ноябре 1943 года в Витебской области) вышла в море. На связь не выходила и в назначенное время в Севастополь не вернулась. Останки подлодки гидрографы Черноморского флота обнаружили ещё в 1983 году, возможность обследовать корпус «Щуки» появилась через четыре года. Причина гибели - взрыв контактной противолодочной немецкой мины, якорь которой обнаружен неподалёку. Поднять документы, чтобы уточнить дату гибели, оказалось невозможным из-за сильного течения.
На борту было 46 подводников. Один из погибших - 22-летний старший краснофлотец, старший комендор Валентин Гаврилович Гончаров - керчанин. Его отец Гавриил Иванович жил в переулке Новокладбищенском, 6 - 7.

«Ленинец» - «крайняя» находка

«Крайняя» - потому что поисковики верят: не последняя, у берегов Болгарии им нужно обнаружить ещё «С-34». Найденная и обследованная в прошлом году субмарина «Л-24» («Ленинец») погибла в декабре 1942 года. В подводной братской могиле осталось 57 человек - самый большой экипаж субмарин Черноморского флота в войну. Минный заградитель «Л-24» заложили в Николаеве, а достроить смогли лишь весной 42-го в Севастополе. В город-герой подлодка переходила в одиночку в надводном положении (не было части механизмов для погружения), выдержав артобстрел и авианалёт фашистов, сильный шторм. В начале мая 42-го лодка во главе с командиром, капитаном III ранга Георгием Петровичем Апостоловым вошла в состав флота и почти сразу ушла в Новороссийск за боеприпасами и продовольствием для защитников Севастополя. За четыре похода подводники «Ленинца» доставили в оборонявшийся город более двухсот тонн боеприпасов, почти сто тонн продовольствия, эвакуировали более полусотни человек. На подлодку в этих походах сброшено несколько сот глубинных бомб. Потом были - патрулирование, постановка мин у Ялты. В последний, восьмой поход в район мыса Калиакра «Л-24» вышла 12 декабря 1942 года.
Два года назад в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» российские и болгарские водолазы на глубине 60 метров в сорока километрах от болгарского городка Каварна обнаружили и обследовали подлодку. Причина гибели - подрыв на донной мине. Поднять документы с субмарины оказалось невозможным - всё сгорело при взрыве.
Согласно именному списку безвозвратных потерь ЧФ, 32-летний командир подлодки Георгий Апостолов - уроженец Керчи. Его племянник Олег живёт в Подмосковье. Заместитель командира по политической части, 39-летний капитан-лейтенант Абидин Мамутов - уроженец Симферополя. Дочь Нияра живёт в Херсоне.
Семьдесят лет назад экипажи подводных лодок Черноморского, равно как и Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, вступили в бой. Многим из них так и не суждено было вернуться в базу. Будем помнить.

Боль в цифрах

За годы Великой Отечественной на Черноморском флоте погибли в море (числятся пропавшими без вести) 977 членов экипажей 27 подводных лодок. Кроме того, около 60 раненых, эвакуированных из Севастополя в июне 1942 года на подводной лодке «Щ-214».
На Балтийском - 1417 членов экипажей 39 подводных лодок. Около 35 человек из штаба 1-й бригады подлодок флота, взятых на «С-5», и около 30 рабочих судоремонтного завода, взятых на подлодку «С-3».
На Северном флоте - 940 членов экипажей 22 подводных лодок.
На Тихоокеанском флоте - 206 членов экипажей 7 подводных лодок.
По данным сайта «Великая Отечественная война под водой».

Кстати

На каждой из обнаруженных подлодок крепят мемориальные таблички с фамилиями экипажа. А в городе Созополе в прошлом году появился мемориал в честь всех пяти погибших у берегов Болгарии советских подлодок. Памятник здесь был ещё с 60-х годов прошлого века - на месте захоронения двух подводников с «С-34».
На фото: Учётная карточка симферопольца Константина Плёхова. Фото с сайта www.obd-memorial.ru

http://www.kp.crimea.ua/text/newspapers/2011/03/23/pod-vodojj-navechno 

Немає коментарів:

Дописати коментар