Эпизод Первой Мировой Войны
до сих пор пока не изучен
Если спросить любого историка Первой мировой войны, в каком морском
бою с русскими погибло больше всего германских кораблей, то вряд ли
услышим правильный ответ. Самое главное, что и боя как такового не было.
А потери немцев тем не менее были очень существенны. Но все по порядку.
10 ноября (28 октября по старому стилю) 1916 г. около 21 часа посты
наблюдения и связи русского Балтийского флота, расположенные на о. Даго
(Хийумаа) и у Ревеля (Таллин), засекли несколько взрывов на минных
заграждениях так называемой передовой позиции у входа в Финский залив.
Наших кораблей в море не было, значит, преодолевали передовую позицию
немцы. И в 2 часа 30 минут 11 ноября эсминцы противника начали
обстреливать из орудий Балтийский порт (ныне эстонский город Палдиски). В
течение получаса они вели огонь. Затем отряд опять направился в сторону
минного поля.
На перехват неприятеля выходила минная дивизия Балтийского флота,
но из-за сильного тумана ей вскоре пришлось вернуться. И все же
береговые посты до 8 часов утра перехватывали сигналы "ММ" ("Имею минную
пробоину") от немецких кораблей, находившихся в районе передовой
позиции.
Словом, "немногие вернулись с поля" - всего четыре эскадренных
миноносца из состава Х германской флотилии. Уходили на задание в Финский
залив одиннадцать кораблей. Флотилия перестала существовать, хотя
русские не произвели в ту ночь ни одного орудийного выстрела, ни одной
торпедной атаки.
Пропавшая "география"
Х флотилия, базировавшаяся в занятой немцами в мае 1915 г. Либаве
(Лиепае), формировалась из новых эсминцев. Возраст каждого составлял от
одного до полутора лет, а по боевым характеристикам они приближались к
нашим "Новикам".
Либавские эскадренные миноносцы - фактически однотипные корабли,
хотя обозначались разными буквами - S, V и G. Но это лишь названия
верфей, где велось строительство: S - "Шихау", V - "Вулкан" в Щеттине, а
G - "Германия" в Киле. "География" лишний раз доказывает, что Германия
бросала все силы на создание первоклассного миноносного флота. А тут за
одну ночь кайзер сразу потерял восьмую часть всех эсминцев, погибших за
четыре года войны.
Немецкое командование, естественно, старалось скрыть от Берлина и
общественного мнения истинные причины неудачной операции Х флотилии.
Русским, в свою очередь, требовалось лишь точно определить потери
неприятеля и выяснить, почему ему удалось прорваться к Балтийскому
порту.
Наша разведка располагала данными, что ночью 11 ноября в Либаву
вернулся эсминец G-89, а днем в порт пришли еще три корабля - S-56
(флагманский), V-77 и V-78, с которых в госпиталь отправили более 100
моряков. Предполагалось, что их подобрали с тонущих эсминцев. В течение
11 ноября две дивизии Балтийского флота - сторожевая и тральная -
обследовали все фарватеры между Ревелем и Ганге, но противника не
обнаружили. Зато на побережье специально снаряженные воинские команды и
местные жители нашли выброшенные на мелководье шлюпки, буйки, пояса и
другие предметы с кораблей V-72, 75, 76, S-57, 58, 59 и G-90, что
подтверждало данные радиоперехватов об их гибели на минах.
Уже 15 ноября специальная комиссия, снаряженная командующим БФ,
доложила об ущербе, понесенном Балтийским портом. И вот что
зафиксировано в ее документах. Сначала по портовым сооружениям (суда в
бухте отсутствовали), а потом и по городу было выпущено 162 фугасных и
шрапнельных снаряда. Повреждено 24 здания, в том числе вокзал и вышка
поста наблюдения, погибли 10 человек, из них 8 мирных жителей.
При опросе солдат, попавших под бомбежку, один из них сообщил, что в
порту на оконечности дамбы незадолго до обстрела "наблюдал огонь от
фонаря". Вход в бухту затемнялся, без ориентиров или лоцмана зайти в нее
было невозможно. Горевший фонарь приводил к мысли, что в городе
действовала немецкая агентура. Тем более накануне набега эсминцев
артиллерия Балтийского порта "грузилась на виду местных жителей" в
эшелон, чтобы следовать в район Риги.
Эти факты, показывающие "управляемость" с "нашего берега"
захождением вражеских кораблей в гавань, заставили штаб флота подключить
к расследованию жандармерию. "Атаку Балтийского порта" посчитали
главной целью операции Х флотилии. Почему эсминцы безрассудно полезли на
минное поле, комиссия разбираться не стала.
О чем умолчал Витинг
Наши историки обратились к этой не вполне понятной операции немцев
после выхода в свет воспоминаний бывшего начальника Х флотилии капитана
1-го ранга Франца Витинга, в ту ночь находившегося на эсминце S-56. Эту
книгу в 1921 г. выпустило мюнхенское издательство Лемана. Называлась она
"На море непобедимы". Ничего странного в названии нет, так как гибель Х
флотилии - только один из эпизодов действий кайзеровского флота на
Балтике.
Витинг подробно восстановил картину той ночи. Флотилия, как писал
отставной капитан, направлялась в Финский залив, "имея назначение" найти
и атаковать русские силы. Эсминцы шли кильватерным строем 21-узловым
ходом. Через два часа флагман получил первое трагическое известие, что
один из трех концевых кораблей (V-75) наскочил на мину. Согласно
инструкции при каждом подорвавшемся судне должны оставаться два
соседних. И начальник флотилии принимает решение продолжать операцию с 8
эсминцами.
Тогда Витинг еще не знал, что второй взрыв разнесет V-75 на части, а
подошедший к нему на помощь S-57 также подорвется. Это уже не было
случайностью. Командир G-89, приняв на борт команды двух ушедших на дно
эсминцев, понял безвыходность ситуации и повернул обратно в Либаву.
Только около полуночи (по петербургскому времени) начальник флотилии,
уже пройдя передовую позицию, получил радиодонесение о причинах гибели
V-75 и S-57.
После 2-часового безрезультатного поиска русских судов в устье
Финского залива Витинг направил свои эсминцы к Балтийскому порту.
Обстреляв город, флотилия стала поспешно уходить домой. Капитан 1-го
ранга, имея координаты "встречи с минами" V-75 и S-57, приказал взять
курс севернее. Но уже через час до флагманского корабля донеслись
отзвуки взрыва и орудийной стрельбы в конце кильватерного строя.
Предполагая, что появились русские крейсера, начальник флотилии начинает
разворачивать головные корабли для боя...
Но, оказалось, причины "кильватерной сумятицы" в другом -
подорвался шедший седьмым V-72. Его попытался взять на буксир V-77, но
когда это не получилось, снял с него команду и несколькими залпами добил
своего "собрата", что Витинг и принял за атаку русских. Через несколько
минут капитан 1-го ранга понял свою ошибку. Ведь сразу после поворота
G-90 налетел на мину. Теперь начальник флотилии решил нарушить режим
радиомолчания, чтобы разобраться в обстановке и собрать эсминцы в строй.
В ответ послышались тревожные доклады: вокруг наблюдаются мины
заграждения.
Витинг назвал это "захлопнутой мышеловкой". За те три часа, что
судьба отвела немцам на выход "к собственным водам", в эфире прозвучали
еще три сигнала "ММ" - от S-58, S-59 и V-76. Добивали поврежденные
эсминцы своими же торпедами.
...В книге "На море непобедимы" приводится лишь описание неудачного
похода. Впервые перевод воспоминаний бывшего начальника Х флотилии на
русский язык изложен в "Морском сборнике" №№ 8-9 за 1922 г. Ответ на
вопрос, почему Витинг повел свои новейшие эсминцы через передовую
позицию русского Балтийского флота, не появился и в журнальной статье.
В 1939 г. "Морской сборник" (№10) вновь возвращается к этой теме.
Теперь уже при анализе событий используются и "некоторые
неопубликованные в печати немецкие официальные документы". В итоге
"Морской сборник" делает вывод, что германцы, "имея общие сведения о
создании русскими передовой позиции, точного места заграждений не
знали... Таким образом, чрезмерная самоуверенность, породившая
недооценку существующего оборудования этого района, явилась основанием
для посылки Х флотилии в набег через наиболее действительно загражденный
минами район".
Валентин Пикуль в своем романе-хронике "Моонзунд" как бы развивает
эту версию, посвятив гибели флотилии Витинга почти целую главу. Сюжет
начинается с того, как русская морская разведка подсунула кайзеровскому
лейтенанту якобы секретные карты с планами минных постановок у Финского
залива, где и были обозначены фарватеры для прохода кораблей. Очень
удобная версия, но все же "Моонзунд" - творение художественное, хотя в
его основе - документы и воспоминания участников тех событий.
Здесь, кстати, в качестве свидетельства приводятся и выдержки из
дневников капитана 2-го ранга И.И. Ренгартена. Дневники офицера,
частично опубликованные в журнале "Красный архив" еще в 1927-29 гг., до
сих пор часто используются как источники по истории Первой мировой войны
и революции на Балтийском флоте. Но нас интересует в первую очередь то,
что Иван Иванович Ренгартен тогда занимал должность начальника
разведотделения оперативной части штаба БФ. А в сентябре 1914 г. он
испытал первый на флоте радиопеленгатор. После этого
приемники-"засекатели" (изготовленные, замечу, по чертежам Ивана
Ивановича) тайно установили по всему русскому побережью и подчинили
разведотделению. Вопли "ММ", посылаемые в эфир кораблями Х флотилии,
точно запеленговали именно "слухачи" Ренгартена. Ему-то командующий
флотом вице-адмирал А.И. Непенин и поручил возглавить комиссию по
изучению прорыва немецких эсминцев к Балтийскому порту.
Схема операции Х флотилии
Рисунок Владимира Марюхи
В дневниках своих, написанных до 1917 г., Иван Иванович, понятно,
многого недосказывает - война требовала осторожности. Это потом, в
революцию, когда анархия пойдет гулять по флоту, он станет откровенно
излагать все события. А в ноябре 16-го капитан 2-го ранга, вернувшись из
Балтийского порта, занесет в дневник всего несколько абзацев. Но какие
там есть слова! Почти разгадка, что дело не в "секретных фарватерах".
Разведчик, несомненно, отметил бы свой успех, но читаем: "Андриан (так
звали командующего)... распорядился за умные минные постановки
представить князя к награде. Миша не зря старался... и окончательно
запутал их (немцев) своим планом". Ренгартен знал толк и в этом деле,
так как в начале войны служил флагманским минным офицером.
А князь в штабе всего один. Капитан 1-го ранга Михаил Борисович
Черкасский, с 1916 г. флаг-капитан (то есть помощник начштаба) по
оперативной части...
Автор: Владимир Урбан
===================
Напоследок приведу фрагмент статьи
"ВРЕМЯ МЕНЯТЬ КОМАНДУЮЩИХ",
где упоминаются эти-же события...
Андриан Иванович Непенин и вовсе всего полгода
прокомандовал флотом. Но кое-что успел сделать. Осенью германские
субмарины заполонили Балтику и даже прорывались через наши минные
позиции. В октябрьскую непогоду и только по ночам пришлось ставить новые
заграждения. Потеряв на них несколько лодок, немцы прекратили
"подводные вылазки" к Финскому заливу. Здесь же в ночь с 28 на 29
октября погибла почти вся Х германская флотилия. Из вышедших в рейд для
обстрела Балтийского порта (ныне эстонский город Палдиски) 11 новейших
эсминцев в базу вернулись только 4 корабля. Остальные подорвались на
новом русском минном поле.
Автор: Владимир Урбан
=============================
Материал Общероссийской еженедельной газеты: ВПК Источник: http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.127.articles.history_02
Немає коментарів:
Дописати коментар