суботу, січня 12, 2013

Статистика происшествий и аварий с кораблями Военно-морского флота.


По данным организации "Гринпис", за последние годы (точный период времени не указывается) в мире потерпели катастрофу 28 подводных лодок, в том числе 6 наших, 4 американских, 3 английских и 4 французских. Среди погибших шесть атомных подводных лодок – две американских и четыре наших (к настоящему времени потерпели катастрофу уже 7 атомных пл – в августе 2000 г. в Баренцевом море затонула наша подводная лодка К-141 "Курск"). К числу погибших атомных подводных лодок относятся следующие:
– "Трешер" (США), 1963 г., погибло 129 человек;
– "Скорпион" (США), 1968 г., погибло 99 человек;
– К-8 (СССР), 1970 г., погибло 52 человека;
– К-429 (СССР), 1983 г., погибло 17 человек (пл поднята);
– К-219 (СССР), 1986 г., погибли 4 человека;
– К-278 "Комсомолец" (СССР), 1989 г., погибло 42 человека;
– К-141 "Курск" (РФ), 2000 г., погибло 118 человек.
Все эти подводные лодки погибли по техническим причинам.
Систематизация и обобщение данных, опубликованных в монографии [27], позволяет заключить, что с 1956 по 1999 годы потерпели крупные аварии или катастрофы 18 наших подводных лодок (включая и пл "Курск", затонувшую в августе 2000 г.), 10 подводных лодок из этого числа затонули.

Перечень потерпевших катастрофы или аварии подводных лодок приведен в табл.7.2.1.
В этой таблице "к/н" означает "конструктивные недостатки".
Из рассмотрения таблицы следует, что по навигационным причинам произошли всего два происшествия, но оба с тяжелыми последствиями. Дизельная подводная лодка С-178, столкнувшись у острова Скрыплева с теплоходом "Рефрижератор-13", получила большую пробоину и затонула. Погибло 32 моряка.

Т а б л и ц а 7.2.1
Год
Название
пл
Место катастрофы, аварии
Кол-во погибших людей
Причина и последствия
1956
1957
1961
1961
1962
1967
1967
1968
1970
1972
1981
1981
1983
1984
1985
1986
1989
2000
М-256
М-351
С-80
К-19
Б-37
К-3
Б-17
К-129
К-8
К-19
С-178
С-363
К-429
К-131
К-85
К-219
К-278
"Комсомолец"
К-141 "Курск"
Финский залив
Черное море
Баренцево море
Сев. Атлантика
Полярный
Норвежск. море
Средиземн. море
Тихий океан
Атлантич. океан
Атлантич. океан
Японское море
Балтийское море
У берегов
Камчатки
Сев. Атлантика
Баренцево море
Атлантич. океан
Баренцево море
Баренцево море
35
Данных нет
68
Данных нет
122
39
4
97
52
28
32
17
13
14
4
42
118
Пожар, затонула
Пожар, затонула
К/н, затонула
Пожар
Взрыв
Пожар
Пожар
Неизвестна, затонула
Пожар, затонула
Пожар, к/н
Столкновение, затонула
Посадка на мель
Затопление отсеков, затонула; поднята
Пожар
Пожар, к/н
Пожар, затонула
Пожар, к/н, затонула
Неизвестна, затонула
Дизельная подводная лодка С-363, выполняя задачи боевой службы в Балтийском море, из-за неудовлетворительной подготовки командира и штурмана потеряла место (невязка в общей сложности составила около 50 миль) и оказалась на камнях в территориальных водах Швеции (в 6 милях от вмб Карлскруна). Это позорное навигационное происшествие имело серьезные последствия международного плана. Оно осложнило отношения со Швецией и сказалось на престиже нашего ВМФ.
За пять последних лет активной деятельности советского ВМФ с 1987 по 1991 гг. по данным, опубликованным в средствах массовой информации [53], на нашем флоте произошло 47 происшествий различного вида и по разным причинам.
Данные происшествий за этот период приведены в табл. 7.2.2.
Т а б л и ц а 7.2.2
Происшествия
Подводные лодки
Надводные корабли
Всего
кол-во
%
Навигационные
(посадка на мель, касание грунта)
2
3
5
10,6
Происшествия, связанные
с управлением кораблем,
в том числе: столкновения с кораблями
столкновения с айсбергами
или мощным льдом
навалы
управление оружием
намотка рыбацких сетей
снос корабля на берег
повреждения в шторм
9
2
1
2
3
1
11
6
3
2
20
6
2
4
2
3
2
1
42,5
12,8
4,2
8,5
4,2
6,5
4,2
2,1
Технические,
в том числе: пожары
выход из строя техники
затопление помещений
6
3
3
16
15
1
22
18
3
1
46,9
38,3
6,5
2,1
В с е г о:
17
30
47
100
Из данной таблицы следует, что происшествия на надводных кораблях случаются почти в два раза чаще, чем на подводных лодках. Однако количество катастроф, произошедших за длительный интервал времени (с учетом данных табл.7.2.1), на подводных лодках значительно больше. В труде Г.Г.Костева [27] описывается три крупных катастрофы надводных кораблей за послевоенный период.
От взрыва на борту собственных мин в 1950 г. в бухте Новик (недалеко от Владивостока) получил крупные повреждения и затонул минзаг "Ворошилов", на котором погиб 21 человек.
В 1955 г. в результате мощного взрыва в Северной бухте Севастополя опрокинулся и затонул линкор "Новороссийск" (бывший итальянский корабль, доставшийся нам по репарации). Погибло 607 человек.
В 1974 г. на Черном море от несанкционированного срабатывания стартового двигателя зенитной ракеты произошел взрыв на большом противолодочном корабле "Отважный", в результате которого корабль через некоторое время затонул. Экипаж успели снять подошедшие корабли, но непосредственно от взрыва погибло несколько человек, в том числе четыре курсанта 4 курса ВВМУ им.М.В.Фрунзе.
Важно заметить, что подавляющее количество аварий и катастроф произошли по техническим причинам и чаще всего в результате взрывов и пожаров. Если судить по приведенным выше данным, то навигационные происшествия на нашем флоте составляют около 11% от общего количества происшествий. Происшествия, связанные с промахами в управлении кораблем (так называемые командирские аварии), случаются существенно чаще. Они составляют 42% от общего количества происшествий.
Если пользоваться классификацией морских происшествий, принятой на морском транспортном флоте, по которой аварийные случаи, связанные с ошибками в управлении судном, относятся к числу навигационных, то получится, что навигационные происшествия с кораблями ВМФ составляют свыше 50%. Но при этом нельзя забывать, что самые тяжелые происшествия (аварии и катастрофы) у нас на флоте произошли не по навигационным причинам, а по техническим.
В имеющихся публикациях [27, 53] дается информация только о крупных аварийных случаях. В них, к сожалению, отсутствуют данные о происшествиях, связанных с посадкой кораблей на мель, касанием грунта и со столкновениями кораблей, в результате которых ущерб флоту был невелик. Между тем, в материалах [53] упоминается информация о том, что за 27 лет, с 1967 по 1993 годы, произошло около 20 подводных столкновений подводных лодок нашего ВМФ с подводными лодками ВМС США. Известно также, что некоторые из этих столкновений в 1992 и 1993 годах произошли в наших полигонах боевой подготовки в Баренцевом море.
В работе [27] приводятся описания происшествий при плавании кораблей во льдах. При переходе большой группы кораблей Северным морским путем на Тихоокеанский флот (1956 г.) в результате сжатия кораблей льдом и столкновений с крупными обломками льдин получили повреждения 7 больших охотников из двенадцати и 2 скр из пяти, следовавших в кильватер крейсеру "Адмирал Лазарев" (старшим штурманом на этом крейсере в это время был автор данной книги, – прим. редактора). 12 средних подводных лодок этого соединения кораблей оказались в ледовом плену вместе с ледоколом, за которым они следовали. В результате они были вынуждены прервать переход и зимовать в Больших Крестах в устье реки Колыма.
Столь же скупые сведения просачиваются в прессу и об аварийности кораблей иностранных государств. В публикациях [53] приводятся данные о происшествиях, случившихся с кораблями США в период с 1983 по 1987 гг. За эти годы там произошло 314 происшествий, среди которых:
– 56 столкновений (17,8%);
– 12 посадок на мель (3,8%);
– 113 пожаров (36%);
– 85 взрывов (27%);
– 48 затоплений помещений (15,3%).
Как видно, проблема борьбы с аварийностью является острой не только у нас. В ВМС США, как и у нас, преобладают технические аварии. Если судить по этим данным, то навигационные аварии (посадка на мель и столкновения) там составляют всего пятую часть от общего количества происшествий.
Поскольку аварийные случаи, происходящие на морском транспорте, во многих отношениях сходственны с происшествиями в ВМФ (особенно навигационные), то полезно рассмотреть их обобщенную статистику. Тем более что публикуемые сведения о происшествиях на судах являются более полными.
Краткая статистика аварийных случаев на морском транспорте.
Прогресс научного и экономического развития человеческого общества обусловил улучшение качества судов и его технического и навигационного оборудования. Этот фактор сыграл положительную роль в сокращении количества посадок на мель и касания грунта.
Существенно сократились и общие потери судов мирового флота. Если в 60–70-х годах ежегодные потери судов в среднем составляли 349 судов, то в течение десятилетия (1982–1991 гг.) потери мирового флота (суда более 500 р.т.) составляли в среднем 177 судов в год [25]. Статистика трех лет второй половины 90-х годов (1996–1998 гг.) показывает, что потери судов продолжают уменьшаться: среднее ежегодное число потерь судов за эти три года составляет 101 [1].
Общее же количество аварийных случаев с различной тяжестью последствий тенденции к уменьшению не обнаруживает и составляет весьма внушительную цифру: ежегодно на судах мирового флота в среднем происходит 250 … 300 аварийных случаев.
Соотношение между различными категориями аварийных случаев (в процентах к их общему числу) представлено в табл. 7.2.3 [7].
Т а б л и ц а 7.2.3
Категория аварийного случая
1960–1969 гг.
1975–1979 гг.
1995–1996 гг.
Посадка на мель или касание грунта
Столкновения
Опрокидывание и потеря плавучести
Пожары
42,2
11,1
32,5
14,1
32,5
10,2
38,5
18,8
19,0
23,0
45,0
13,0
Из данной таблицы следует, что процент посадок на мель и касания грунта неуклонно снижается, что обусловлено оборудованием судов приемоиндикаторами высокоточных, всепогодных и глобальных спутниковых навигационных систем, а также развивающейся сетью радионавигационных систем, позволяющих определять место на различных удалениях от берега.
Тенденции к уменьшению количества столкновений пока не наблюдается. Больше того, увеличение плотности судопотоков в прибрежных районах и особенно при подходах к большим портам становится объективным фактором сохранения опасности столкновений.
Навигационные аварийные случаи – посадки на мель, касание грунта, столкновения и навалы – в течение длительных лет составляют в общей сложности около 2/3 от общего количества аварийных случаев.
По многолетним данным, посадки на мель и касания грунта составляют 25 … 30% [25] от общего числа аварий и 33,6% от количества навигационных аварийных случаев. Распределение посадок на мель и касаний грунта по районам плавания (в процентах от общего числа посадок и касаний грунта) показано на диаграмме (рис. 7.2.1, а).
Приведенные на диаграмме данные убедительно свидетельствуют о том, что посадки на мель и касания грунта в основном совершаются при плавании в узкостях (82,8%). 22% от числа всех посадок совершается в ограниченную видимость.
Доля столкновений судов в общем количестве навигационных аварийных случаев составляет 29%. Распределение столкновений по районам плавания показано на диаграмме (рис. 7.2.1, б). Видно, что большая часть столкновений совершается при плавании в узкостях (74%). При этом частота столкновений в ограниченную видимость (в тумане и в темное время суток) почти в несколько раз выше, чем при плавании в нормальную видимость.
По официальным данным страховой организации Ллойда, в период с 1958 по 1982 гг. произошло 3784 столкновения, в результате которых погибло 736 судов.
Весьма характерно распределение столкновений в зависимости от удаления их мест от берега:
– на удалении менее 5 миль – 85,2%;
– от 5 до 25 миль – 10%;
– на удалении более 25 миль – 3,3%;
– место не установлено – 1,5%.
Таким образом, подавляющее большинство столкновений происходит вблизи берега, то есть в районах интенсивного судоходства и в узкостях.
Анализ причин столкновений показал, что 59% от общего количества столкновений произошло по причинам психологического свойства [16]. При этом выделяют три психологических типа судоводителей, совершивших столкновения: самоуверенный тип, легкомысленный и непонимающий степени опасности. Ошибки из-за чувства самоуверенности составляют 17,5%, из-за легкомысленной недооценки опасности ситуации – 39,5% и по причине недопонимания степени опасности – 43%.
Наиболее новыми данными по аварийности являются сведения, распространенные ИМО [51] и касающиеся тяжелых и очень тяжелых аварийных случаев, произошедших с судами мирового флота в 1997 году.
В списке судов, с которыми в указанном году случились аварийные происшествия, числится 294 названий кораблей различного предназначения и водоизмещения, в том числе четыре российских судна. Из этого списка 146 судов имели навигационные аварийные случаи разной степени тяжести.
Распределение этих случаев по виду происшествия (количество и процент от общего количества аварийных случаев) показано на диаграмме, изображенной на рис. 7.2.2.
Видно, что навигационные происшествия в рассматриваемом году составляют половину (49,7%) всех аварийных случаев. Количество посадок на мель и касаний грунта (20,1%) практически равно количеству столкновений (22,8%).
В рассматриваемой информации ИМО приведены картографические схемы с указанием мест очень тяжелых аварийных навигационных случаев (very serious casualties).
Анализ позволяет сделать заключение о том, что наибольшее количество посадок судов на мель с тяжелыми последствиями происходит на подходах к берегам Европы, где навигационные условия плавания отличаются относительной сложностью (множество проливов, сложный характер течений, большое количество навигационных опасностей).
Наибольшее количество столкновений случается в западной части Тихого океана (на подходах к портам Юго-Восточной Азии). Этот факт можно объяснить двумя предполагаемыми обстоятельствами: или в этом регионе более плотные судопотоки, или в этих регионах менее эффективна структура систем разделения движения судов при подходах к проливам и портам.
С экологической точки зрения, особо опасными являются аварийные случаи, происходящие с танкерами. Пятнадцатилетняя статистика [40] свидетельствует, что с танкерами ежегодно совершается в среднем 80 аварийных происшествий. Из этого числа около 20% составляют посадки на мель и касание грунта и около 15% – столкновения и навалы. Выборка 1997 года показала, что с танкерами в данном году произошло 24 навигационных аварийных случая.
Обобщенные сведения об аварийных случаях, произошедших с судами российского морского флота, в настоящее время не публикуются.
Поэтому можно вести речь только об аварийных случаях, произошедших с судами СССР в последние годы его существования.
В НИР [40] приведен списочный состав судов Балтийского и Новороссийского морских пароходств, с которыми случились аварии с 1982 по 1993 гг. (БМП) и с 1984 по 1992 гг. (НМП). Всего за указанные периоды в этих пароходствах произошло 153 аварийных происшествия, из них 98 (64%) – навигационных. Распределение последних по видам происшествий представлено в табл. 7.2.5.
Т а б л и ц а 7.2.5
Вид аварийного случая
Количество
Процент к навигационным случаям
Посадки на мель и касание грунта
Столкновения
Штормовые повреждения
Ледовые повреждения
27
21
14
36
27,6
21,4
14,3
36,7
В с е г о:
98
100
Из таблицы следует, что процентное соотношение посадок и столкновений к общему количеству аварийных происшествий и к количеству навигационных аварийных случаев примерно соответствует данным мирового флота.
Таким образом, большое количество навигационных аварийных случаев (свыше 65%) подтверждает актуальность проблемы повышения точности и надежности плавания судов.
Если считать, что навигационные происшествия на кораблях ВМФ и на судах морского транспорта имеют одинаковые причины, то приведенная статистическая информация о навигационных аварийных случаях на морском транспорте является поучительной и для офицерского состава ВМФ.



http://podlodka.info/

Немає коментарів: