ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділя, лютого 24, 2013

ПОДВОДНИКИ ИЗ КЁНИГСБЕРГА. Топить англичан асы Деница учились в Восточной Пруссии (из архива за 2007 год))

Реванш за Москву
Кёнигсберг весной 1942 года был тихим, тыловым городом - война бушевала далеко и немцы ещё верили в скорую победу. Даже разгром под Москвой не воспринимался, как катастрофа. Временные неудачи - не более.
Кёнигсберг. Торговый порт
Как убеждал граждан третьего рейха министр пропаганды Геббельс, германская армия и флот сильны, как никогда: досадное недоразумение на Восточном фронте лишь укрепило боевой дух солдат и сплотило нацию. Германия уже взяла реванш за поражение на подступах к русской столице! Фашистские подводные лодки внезапно появились у восточного побережья Соединённых Штатов Америки и устроили настоящую бойню: за три первых месяца 1942 года асы адмирала Деница пустили ко дну 198 судов общим водоизмещением более миллиона тонн.


Казалось, битва за Атлантику будет выиграна со дня на день. Число торговых кораблей союзников, без которых английскую экономику ожидал неминуемый крах, таяло на глазах. Скоро Англия будет вынуждена капитулировать, США выйдет из войны, а там и до победы над Россией рукой подать.

Немецкие газеты не уставали славить героев - “рыцарей морских глубин”. Подводники купались в славе. В любой пивной Пиллау и Кёнигсберга их приветствовали стоя. Правда, базировавшая здесь 26-я флотилия подводных лодок в боевых действиях не участвовала - она была учебной. Старенькие субмарины второго проекта (“малютки” водоизмещением 250 тонн) служили для подготовки новобранцев и обкатки молодых командиров. После четырёх недель усиленных тренировок будущие асы глубин убывали в Гамбург, где получали новенькие подводные лодки, на которых уходили в Атлантику. А постоянные экипажи учебных подлодок принимали новых курсантов.
Для учёбы имелись все необходимые условия. Советский военно-морской флот был надёжно блокирован в Кронштадте и Ленинграде, Балтика стала “внутренним” морем Германии. В общем, постоянный состав 26-й учебной флотилии вёл размеренную, почти мирную жизнь...
Пиллау. Здесь базировалась 26-я флотилия подводных лодок
На подлодке по автобану
Поначалу штабс-обер-боцман Отто Нойман службой не был доволен. Пока он прохлаждался в учебной флотилии и натаскивал молодёжь, его приятели воевали в Атлантике и получали железные кресты: их фотографии печатали все газеты. А тут - мирный Кёнигсберг, тихая жизнь.

Но постепенно Нойман притерпелся. В рутинной службе были свои преимущества - регулярные увольнения, посещения увеселительных заведений, восторженные взгляды местных девиц. Отто даже завёл себе постоянную подружку - Марту, медсестру из госпиталя. Эта девушка заставила подводника забыть о героических подвигах и смириться с прозябанием в тылу. Молодые люди встречались уже несколько месяцев и Отто даже начал подумывать о женитьбе. Но война внесла в его планы свои коррективы.
Как снег на голову свалился приказ: шесть “малюток” учебной флотилии передислоцировать в Гамбург. На одной из них служил Нойман. Сослуживцы Отто, остававшиеся в Пиллау на “средних” подлодках, ломали головы: зачем? Для боевых действий в Атлантике крошечные субмарины не годятся - слишком мал радиус действия. Что затеял “папаша Дениц”?
- Не горюй, - попрощался бравый моряк с Мартой. - Скорее всего, через месяц-другой вернёмся.
Отто ошибся. Из Гамбурга лодки в надводном положении отправились вверх по реке Эльба.Кёнигсберг. Набережная Преголи Дошли до Дрездена. Там “малютки” погрузили на огромные автомобильные платформы и медленно - со скоростью восемь километров в час - повезли по автобану. Жители близлежащих деревень провожали необычный конвой изумлёнными взглядами.
- Куда вас везут? - прокричал с обочины старик.
- В Альпы! - отшутились подводники. - На озере Бодензее формируется первая горная флотилия подводных лодок.
Наконец колонна прибыла в городок Ингольштадт, расположенный на берегу Дуная. Субмарины спустили на воду. Только здесь экипажам сообщили: их цель - Чёрное море.

В турецкой тюрьме
В начале войны на Чёрном море немцы не имели ни одного боевого корабля - советский флот господствовал на театре военных действий. Даже фашистская авиация не могла решить проблемы. В октябре 1941 года из осаждённой Одессы морем были эвакуированы 80.000 солдат и офицеров Красной армии. Практически без потерь. С таким положением дел фашистское командование мириться не хотело. Изменить соотношение сил на Чёрном море должны были “малютки” из Кёнигсберга. Более крупные субмарины доставить по суше было невозможно, а морской путь (через Босфор и Дарданеллы) перекрыла нейтральная Турция.
В середине 1942 года “малютки” оказались в румынском порту Констанца. Но особыми успехами асы Деница у берегов Крыма и Кавказа не отличились. За время боевых действий они потопили только 26 судов общим водоизмещением около 45.000 тонн - по сравнению с победами на Атлантике, результаты весьма скромные. Правда, и сами подводники потерь не имели.
В сентябре 1944 года субмарины оказались в западне. Советские войска вошли в Румынию и лишили немцев их главной военно-мор­ской базы в Констанце. Русская авиация потопила “U-9”. Ещё две лодки, “U‑18” и “U-24”, были повреждены самолётами и затоплены своими экипажами. Подводники оказались в плену.
На этом трейлере перевозили лодку Отто Ноймана
Оставшиеся три субмарины отправились к берегам нейтральной Турции. 11 сентября немцы затопили свои корабли и тайком высадились на берег. Они решили пешком добраться до Греции, где ещё находилась немецкая армия. К операции подводники готовились педантично - даже записали в блокноты самые необходимые слова на турецком языке. Но план не удался - в одной из деревень моряков накрыла полиция. Отто и его сослуживцев поместили в тюрьму турецкого городка Базехир в Анталии. Война для них закончилась.
- Надо было продать субмарины нашему правительству, - пошутил турецкий офицер. - Получили бы несколько миллионов лир и жили в Турции безбедно.
В Германию подводники вернулись только после окончания войны.
Бегство под водой

Судьба пощадила не только Отто, но и Марту. Она не теряла связи с ребятами из учебной флотилии подводных лодок - это подразделение продолжало службу в Пиллау до начала 1945 года. Работы становилось всё больше. С весны 1943 года в битве на Атлантике наступил перелом. Немецкие субмарины гибли в огромном количестве и командованию требовались новые подготовленные экипажи. Если в 1941 году немцы потеряли 35 субмарин, то в 1944 - 250. Но Дениц никак не хотел признать очевидного: его асы проиграли.
Когда к Кёнигсбергу подошли советские войска, людей и технику флотилии отправили в Киль, Росток и Гамбург. Учебные подводные лодки взяли на борт гражданских жителей - не много, сколько смогли. Среди эвакуированных была и Марта.
Все подводные лодки дошли до портов назначения без потерь. Меньше повезло курсантам, которых отправляли на надводных судах - вместе с граждан­скими беженцами и пехотинцами Вермахта. Знаменитая атака совет­ской подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско привела к гибели лайнера “Вильгельм Густлов”, вместе с которым пошли на дно несколько сот свежеиспечённых подводников. А через несколько месяцев война закончилась. Фашистская Германия капитулировала.
Летом 1945 года из Турции в Гамбург вернулся Отто Нойман. Здесь он нашёл Марту. Вскоре молодые люди сыграли скромную свадьбу. Ни они сами, ни их дети больше не видели Кёнигсберга. И в море никто из них не выходил. Даже на круизном лайнере...
А. Захаров

  

Немає коментарів:

Дописати коментар