четвер, лютого 14, 2013

Плавать на подлодках - противоестественно

 
Психология у подводников особая. Самые демократичные порядки в армии установились именно среди подводников. Коллектив подлодки обязан быть монолитным, спаянным братскими, дружескими отношениями, а не уставными. Сама наша служба накладывает отпечаток на людей: для человека противоестественно плавать под водой на больших глубинах в замкнутом пространстве, поэтому подводник обязан, во-первых, иметь крепкие нервы, а во-вторых, полностью доверять товарищу Подводники - это особый тип людей, которые способны выдержать трудности, обрушившиеся на наш флот. И не такие тяжелые времена переживали (А.Берзин)
Из архивного интерью ( 10.03.2001 год) одного из самых известных подводников , начальника кафедры Военно-морской академии, Героя Российской Федерации контр-адмирала Александра БЕРЗИНА корреспонденту “Известии” Дмитрию ВЛАДИМИРОВУ 
 
- Что представлял из себя наш подводный флот почти век назад? 
- Первое в российском флоте соединение подводных лодок было сформировано в 1904 году, в самый разгар войны с Японией. Первая подлодка называлась “Дельфин”, по современным меркам она была совсем крохотной, ее экипаж насчитывал всего несколько человек. Экономическое отставание России очень тормозило развитие подводного флота: в Первую мировую войну мы вступили с 28 подлодками, а у немцев их было 344 

- Даже сейчас профессия подводника считается одной из самых опасных. А в начале XX века подводников, наверное, вообще можно было назвать смертниками 
- Шансы погибнуть у подводника того времени были очень велики - гораздо выше, чем в любых других войсках. Тем не менее эта служба считалась очень престижной, на курсах подводников существовал огромный конкурс и попасть на них было крайне сложно. В те годы эта профессия была окружена таким же романтическим ореолом, как в 50-е и 60-е годы профессия космонавта. Подводники начала века были фанатиками, влюбленными в свое дело. Они не боялись смерти 
- Удалось ли нашей стране преодолеть отставание в создании подводного флота к началу Великой Отечественной войны? 
- В 30-е годы в СССР был создан крупнейший в мире подводный флот. К 1941 году в составе советского ВМФ было 211 подводных лодок. В Германии, имевшей к началу Второй мировой войны всего 57 подлодок, за всю войну была построена 1131 субмарина. Схватка двух подводных флотов - советского и нацистского - была одной из самых ярких страниц в истории той войны: за годы войны подлодки с обеих сторон потопили около 5 тысяч судов 
- Насколько сильно деморализовала современных российских подводников катастрофа “Курска”? 
- Мои коллеги отнюдь не деморализованы. Думать таким образом - большое заблуждение. Офицер-подводник должен быть готов выполнить свой долг и, если надо, положить голову на плаху. На флоте продолжают служить люди одержимые, они готовы к экстремальным ситуациям. Таких людей не испугаешь. В этой ситуации уместнее сказать о том, что мы все возмущены, разозлены некомпетентностью той информации, которая поступала и продолжает поступать о катастрофе “Курска”. Первое сообщение о катастрофе на подлодке звучало так: “Из-за технических неполадок “Курск” лег на грунт”. Любой профессионал поймет, что раз подлодка такого класса залегла на грунт, то речь может идти о чем угодно, но только не о технических неполадках. Я сразу понял, что там случилось что-то страшное. Или еще один пример: сообщения о якобы имеющих место каких-то сильных течениях в районе гибели подлодки, которые мешали спасательной операции. Все подводники-северяне знают, что кроме приливно-отливных течений там ничего нет. Неправдоподобная информация о “Курске” только возмущает профессионалов. Уж лучше было бы в этой ситуации просто объявить, что до полного окончания расследования все обстоятельства гибели подлодки комментироваться не будут. А еще лучше было бы с самого начала говорить только правду 
- Как вы относитесь к версии столкновения “Курска” с другой подлодкой? 
- Как к нереалистичной. Бывало много случаев, когда подлодки сталкивались в открытом море, но никогда это не приводило к гибели субмарин. “Курск” шел на очень малой скорости, к тому же, учитывая размеры подлодки, абсолютно невозможно представить, что столкновение могло привести к подобной трагедии 
- Что же там произошло? 
- Я часто с моими друзьями-коллегами, учениками обсуждаю этот вопрос. В итоге я пришел к однозначному выводу: на подлодке имел место внутренний взрыв. А вот из-за чего он произошел - это должна выяснить правительственная комиссия 
- Сейчас много говорится о кризисе, который коснулся нашей армии. Российский подводный флот все еще существует? 
- Да, конечно, он существует. По количественному составу он стал меньше, это правда. Но когда речь идет, скажем, о подлодках стратегического назначения, оснащенных баллистическими ракетами, не совсем будет правильно измерять состояние подводного флота количественными мерками. Даже одна-единственная атомная подлодка - это могучее оружие в руках государства, серьезнейший фактор ядерного сдерживания. Благодаря своему подводному флоту Россия все еще остается великой морской державой 
- Считается, что подводники совершенно не похожи на других представителей Вооруженных сил. Чем они отличаются? 
- Психология у подводников особая. Самые демократичные порядки в армии установились именно среди подводников. Коллектив подлодки обязан быть монолитным, спаянным братскими, дружескими отношениями, а не уставными. Сама наша служба накладывает отпечаток на людей: для человека противоестественно плавать под водой на больших глубинах в замкнутом пространстве, поэтому подводник обязан, во-первых, иметь крепкие нервы, а во-вторых, полностью доверять товарищу Подводники - это особый тип людей, которые способны выдержать трудности, обрушившиеся на наш флот. И не такие тяжелые времена переживали 
[Владимиров Дмитрий, И, 19.03.01]

Немає коментарів: