ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, лютого 04, 2013

«От героев былых времен не осталось порой имен». Семидесятилетие окончания Сталинградской битвы.

Сталинград между казаками и немцами


Семидесятилетие окончания Сталинградской битвы стало поводом для призывов «вернуть городу-герою историческое название». Действительно, название Сталинград вошло в мировую историю как символ одного из самых масштабных сражений, ставшего поворотным моментом Второй мировой войны. Вообще, городу на Волге – Царицын-Сталинград-Волгоград – «повезло» с военной историей. Однако чаще всего он оказывался в эпицентре внутрироссийских разборок.


Заноза в казачьих вольностях

Не прошло и 20 лет с момента основания Царицына (1589), как в годы Смуты бунтующий город штурмуют (1607) войска царя Василия Шуйского. Затем Царицын в 1670-м захватили казаки Степана Разина. Вообще, основанный царскими воеводами на территории, которую донские казаки считали своей, Царицын раздражал Войско Донское. Для них он был словно Карфаген для римлян, который надо было если нее разрушить, то уж точно захватить и контролировать.

В 1708-м Царицын захватили казаки Кондратия Булавина и Игната Некрасова. После разгрома булавинского восстания казаки-некрасовцы отступили на Кубань, откуда совершали набеги. В 1717-м, во время одного из таких набегов, некрасовцы вместе с союзниками-черкесами снова захватили Царицын. (http://ord-ua.com/2011/03/02/predat-po-russki-korotkaya-istoriya-rossijskogo-kollaboratsionizma-chast-2-ot-nekrasova-do-vlasova-/) Впоследствии город безуспешно пытался взять Емельян Пугачев…

Неудивительно, что, как только после большевистского переворота Российская империя распалась, донские казаки снова попытались вернуть город себе. В 1918 году армия Всевеликого войска Донского трижды штурмовала город, обороной которого руководил Сталин (отсюда и название Сталинград). Взятие Царицына позволило бы установить связь с уральскими и оренбургскими казаками, воевавшими против большевиков по другую сторону Волги. Однако недостаток у Донской армии артиллерии не позволял прорвать возведенные вокруг города укрепления. Каждый раз с большими потерями донцы вынуждены были отступать от «Красного Вердена».

Только летом 1919-го Царицын взяла армия «черного барона» генерала Петра Врангеля. Поначалу лихой кавалерист пытался ворваться в город на плечах отступающего противника. Однако казакам (на этот раз кубанским) дорого обошлась попытка под огнем артиллерии шашками рубить проволочные заграждения. Только получив подкрепления – пехотную дивизию, 17 танков и 5 бронепоездов – Врангель со второй попытки сумел взять Царицын.

Собственно, Сталинградская битва 1942-1943 гг. в некоторой мере была последним сражением гражданской войны. Ведь примерно каждый десятый (и это как минимум!) солдат армии Паулюса был до недавнего времени советским гражданином. (http://ord-ua.com/2012/08/22/1942–god-izmenivshij-istoriyu/)

«От героев былых времен не осталось порой имен»

По подсчетам историков, в окружение под Сталинградом попали около 200 тысяч немецких и 10 тысяч румынских солдат, а также более 20 тысяч восточных добровольцев (по некоторым данным – до 50 тысяч), воевавших на стороне вермахта. Накануне советского контрнаступления 19 ноября 1942 года в районе Сталинграда находилось около 15 восточных батальонов и рот. Кроме того, восточные добровольцы были практически в каждой немецкой дивизии. Их использовали в тыловых службах как шоферов, конюхов, рабочих на кухне, а в боевых подразделениях — как подносчиков патронов, связных и саперов. После того как немецкая 6-я армия попала в котел, перебежчиков все чаще стали использовать на передовой.

«Многие немецкие офицеры говорили об их отваге и надежности. «Особенно храбро сражались татары, – свидетельствовал офицер одной из частей, державших оборону в Заводском районе Сталинграда. – Они стреляли из трофейного оружия и гордились каждым подбитым советским танком». Ударная группа подполковника Мэдера, созданная на базе двух гренадерских полков 297-й пехотной дивизии, имела в своих рядах восемьсот бывших советских бойцов, которые составляли почти половину ее численности. Им доверяли самые ответственные задачи. В пулеметной роте сражались двадцать украинцев. По словам немецких офицеров, «они проявили себя с самой лучшей стороны». (британский историк Энтони Бивор, «Сталинград»).

«Беседовал я как-то с представителем второй эмиграции. Речь шла о войне. Он сказал:
- Да, нелегко было под Сталинградом. Очень нелегко…
И добавил:
- Но и мы большевиков изрядно потрепали!
Я замолчал, потрясенный глубиной и разнообразием жизни». (Сергей Довлатов, «Соло на Ундервуде»).

После того, как 2 февраля 1943 года Шестая армия капитулировала, многие перебежчики до последнего держали оборону на территории Сталинградского тракторного завода, зная, что предателей в плен не берут. Впрочем, НКВД зафиксировало случаи, когда пленные солдаты вермахта пытались спрятать между собой восточных добровольцев, выдавая их за немцев.

В то время, как союзники немцев – румынские, итальянские и венгерские войска – оказались не в состоянии держать фронт, казачьи части и калмыцкие эскадроны показали себя с лучшей стороны. Организованные на Дону казачьи полки в январе-феврале 1943 года активно участвовали в тяжелых боях против наступающих советских войск. Прикрывая отход главных сил немецкой армии, эти части стойко отражали натиск превосходящего противника и понесли тяжелые потери. А некоторые из них были уничтожены целиком. Казачьему отряду даже доверили охранять штаб немецкой группы армий «Дон» в Новочеркасске. Как вспоминает фельдмаршал Эрих фон Манштейн, «казаки явно рассматривали караульную службу перед нашим служебным зданием как особую
честь». Совершенно нереальной представляется картина, чтобы штаб советского фронта охраняли бывшие пленные или перебежчики, пусть даже антифашистки настроенные.


В связи с идеей вернуть Волгограду одно из двух исторических названий, не мешало бы хотя бы одной из улиц или площадей города дать имя генерала барона Врангеля. Ведь этот «русский немец» сумел захватить неприступный Царицын, который поборники русской великодержавности хотят назвать в честь «русского грузина».

Дмитро Шурхало, для «ОРД»

http://ord-ua.com/2013/02/03/stalingrad-mezhdu-kazakami-i-nemtsami/ 



P/S/ 
Мнение  автора блога не всегда совпадает с мнениями авторов публикуемых материалов. Прошу всех, кто не равнодушен к обсуждаемым вопросам,    пишите на мой адрес
 

Немає коментарів:

Дописати коментар