ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, березня 30, 2013

По страницам архива газеты "Сегодня" от 13.02.2009 год.

1
Бывшие украинцы. Даже между собой разговаривают на фарси
Бывшие украинцы. Даже между собой разговаривают на фарси

Ахмет: "Из-за дедовщины в Советской армии я стал маджахедом"

25 лет назад двое украинцев оказались в отрядах врага и до сих пор живут в Афганистане

Война в Афганистане оставила после себя множество драматических историй, которые до сегодняшнего дня не дошли до своего финала. И часть из них — судьбы советских военнослужащих, которые, по тем или иным причинам, оказались на стороне врага и до сих пор живут на чужбине. Тележурналисту Андрею Цаплиенко удалось поговорить с двумя украинцами, которые в 1984-м попали в отряды боевиков, приняли ислам, а затем обзавелись семьями и осели на севере Афганистана в городе Кундуз.

АХМЕТ. "Переход на сторону противника лишь в редком случае чистое предательство, всегда есть предыстория, — начинает свой рассказ спецкор "Интера" Андрей Цаплиенко. Бывший житель Луганщины Александр Левенец в 1984 перебрался через минное поле, окружавшее часть, и пошел "куда глаза глядят". "Почему? Он говорит, что из-за неуставных отношений, дескать, его часто били, в том числе, и офицеры. Он устал от постоянного прессинга, вот и не выдержал. Уже через несколько часов встретил отряд полевого командира Амирхалама, позже принял ислам, получил имя Ахмет и стал участвовать в боевых действиях против советских войск", — рассказывает Цаплиенко. О тех дня Ахмет вспоминает спокойно, рассказывает, что сражался с автоматом и пулеметом в руках, ставил мины. Вопрос "доводилось ли убивать советских солдат", Ахмет обходит стороной. Говорит, что воевал успешно — за годы войны стал командиром группы моджахедов из десяти человек, и никого из своих бойцов не потерял. Раненые были, убитые — нет. За ним охотилось КГБ, но безрезультатно. "Сначала я немножко сомневался: а сделал ли я правильный выбор? Но потом сомнения прошли. У меня была большая злость к Советской Армии", — вспоминает Ахмет.
НИКМОММАТ. Второй украинец, с которым удалось поговорить телевизионщикам — Геннадий Цевма, который в Афганистане получил имя Никмоммат. Он по глупости попал в плен — выпил и пошел в самоволку, чтобы... посмотреть на муэдзина (мусульманский глашатай, который пять раз в день призывает верующих на молитву). Был захвачен моджахедами. Утверждает, что его силой заставили стать мусульманином. "Сказали — или принимай ислам, или мы тебя отправим к праотцам", — вспоминает Никмоммат. По его словам, он отказывался воевать против своих, буквально бросал автомат, а при первом же удобном случае женился и ушел из отряда. Рассказывает, что плакал, когда узнал, что советские войска выводят из Афганистана: "как же так, они уходят, а я остаюсь". Но вернуться к своим боялся, думал, что его считают предателем, со всеми вытекающими последствиями. Вспоминая те годы, показывал фотографию, сделанную накануне ухода в армию — проводы, друзья. Говорит, что теперь и хотел бы вернутся, но нет денег. "Конечно, у него ностальгия, но, как мне показалось, скорее не по стране, а по молодости", — рассказывает Цаплиенко.
"ХОТИМ В УКРАИНУ". Внешне украинцы не выделяются из общей массы — бороды, национальные костюмы, разговаривают сдержано, на восточный манер качают головами. Причем "да" — это покачивание из стороны в сторону, как наше "нет". Цевма сменил множество профессий, работал столяром, переводчиком, водителем, сейчас без работы, живет в бедности, воспитывает двух дочерей и двух сыновей.
Ахмет работает таксистом. По местным понятиям неплохо зарабатывает. "Сейчас в Афганистане, если у тебя есть дом и доход $700-800, ты считаешься зажиточным, зарплата выше 1000 — это богатство", — поясняет Цаплиенко. Левенца можно отнести к зажиточным. Женат, воспитывает четырех дочерей. Пользуется у местных авторитетом — в их глазах он настоящий мужчина, участник Джихада. "Даже по-русски уже плохо разговаривает: забывает, путает слова, признался, что даже с Никмомматом разговаривает на фарси", — вспоминает Андрей. Дочери — красавицы, русые волосы, светлые глаза. Одна из дочерей Ахмета наотрез отказывается носить чадру, из-за этого не может выйти на улицу, и говорит, что хочет уехать на Украину.
"При этом ее знания о родине отца ограничиваются несколькими короткими фразами: "там чисто, там красивые дома, там асфальт на улицах». И все. Чуть глубже копнешь — ничего. Глухо. По-русски никто из детей не разговаривает", — рассказывает журналист. Да и бывшие украинцы во многом заблуждаются, говоря о нашей стране. Они попали в плен еще во времена СССР, и хотя знают, что Украина независимая страна со своим президентом, до сих пор не понимают, что у нас социализм давно сменился жестким капитализмом, и что Киев больше не получает из Москвы приказы и советы. "Наша история до 41года, Западная Украина, бандеровцы — для них "темный лес". Кто у нас действующий президент, они не знают, вернее путают, сначала говорят: "Кучма", потом поправляются: "Не Кучма, а этот другой, фамилии не помним" — говорит Андрей.
Интервью с моджахедами-украинцами смотрите в воскресенье 15 февраля в передаче "Подробности недели" на телеканале "Интер", в 20 часов.
Июль 1992.  Геннадию Цвеме разрешили встретится с отцомВОЗВРАЩЕНИЕ "БЛУДНОГО" ЦЕВМЫ
О попытках возвращения бывшего советского солдата Геннадия Цевмы на Родину стоит рассказать отдельную историю. Будучи в плену, он имел возможность писать письма родным, и еще в 1992-м была сделана первая попытка вернуть его на Родину. Договорились о встрече, в пограничный район Афганистана прилетел его отец. Геннадий заявил, что хочет вернуться, моджахеды и их командир ответили, что с их стороны нет никаких возражений, но необходимо запросить разрешение кабульских властей. Через два дня Геннадий должен был вернутся, но увы, не решился...
Через десять лет переговоры возобновились. Цевме выделили трехкомнатную квартиру на родине, сделали там ремонт. Привели в порядок документы, договорились о том, что его может сопровождать жена. Но... Уже будучи в аэропорту, Геннадий отказался от полета и вернулся домой.
Еще через несколько лет помочь украинцу взялись россияне. Купили билет, дали около $2000, чтобы Геннадий смог рассчитаться с кредиторами, купить одежду и доехать до аэропорта. Но на трап самолета Геннадий так и не ступил... Еще одну попытку помочь Цевме делали казахи, также без результата.
Сам Геннадий утверждает, что не мог оставить семью, боялся, что не смогут прокормить себя в его отсутствие, а у него не хватит денег на обратный билет. Афганцы качают головой: мол, наверняка какие-то грешки за ним есть, поэтому и боится приезжать...
62 ЧИСЛЯТСЯ ПРОПАВШИМИ БЕЗ ВЕСТИ
Точных данных о том, сколько наших парней перешло на сторону противника или попало в плен в Афганистане, нет. Помощник Уполномоченного Верховной Рады по правам человека по вопросам военнослужащих и ветеранов Валерий Аблазов говорит что сейчас пропавшими без вести числятся 62 человека и только о двоих можно с уверенностью сказать, что они живы. По его словам, те из "пропавших", кто захочет вернуться к нам из Афганистана, не будут подвергаться уголовному преследованию за проступки военных лет.
Опрос

Вы сейчас просматриваете новость "Ахмет: "Из-за дедовщины в Советской армии я стал маджахедом"". Другие Новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Немає коментарів:

Дописати коментар