ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділю, березня 03, 2013

Откровения командира норвежской подлодки(из архива ,2006 года)

Не растерять бы то,о чем говорил командир норвежской подводной лодки за прошедшие годы после интерью.
 
"Для меня честь быть в России..."
Как уже сообщалось, в Североморске с неофициальным визитом побывала дизельная подводная лодка "Утстейн" ВМС Норвегии. "Хозяином визита" стала российская субмарина "Магнитогорск" из состава старейшей на Северном флоте Краснознаменной ордена Ушакова I степени бригады подводных лодок.
Командир норвежской подлодки капитан-лейтенант Томас Андерсен в эксклюзивном интервью рассказал военному обозревателю "Вечернего Мурманска" о себе и экипаже, о традициях норвежского подплава и впечатлениях от визита.
Радушие в крови у северян

Томас Андерсен родился в небольшом городке неподалеку от столицы норвежского королевства Осло. После окончания средней школы поступил в военный колледж, выдавший ему "путевку" в береговую артиллерию ВМС Норвегии. В "бомбардирах" Томас исправно прослужил несколько лет, однако не этого требовали задорный характер и романтическая натура парня. Океан манил! И Андерсен, как истинный норвежец, у которого в крови неизменно есть толика соленой морской воды, без колебаний поступил в военно-морское училище. С 1997 года началась карьера уже подводника Томаса Андерсена, кстати, первого военного моряка в своем роду, Изначально был штурманом на лодках типа "Ула". Служил добросовестно и стал командиром подводной лодки "Утстейн". Уже второй год у ее перископа.
Кстати, у нас в стране Томас не впервые. Несколько лет назад прилетал в Мурманск туристом, рыбачил на одной из семужьих рек Кольского полуострова. Впечатление о России очень хорошее. Все мурманчане, которых норвежский офицер встречал и в первый раз, и сейчас, - такие гостеприимные! Вообще, заключает Андерсен, ему все больше кажется, что радушие в крови у всех северных народов.
На Томаса произвели глубокое впечатление церемонии возложения венков к монументу Защитникам Заполярья в Североморске и к памятнику соотечественникам Андерсена - норвежским партизанам - в поселке Междуречье. Как раз в эти дни в Мурманской области отмечали 62-ю годовщину Петсамо-Киркенесской операции советских войск, в результате которой была освобождена от фашистских захватчиков и Северная Норвегия. Андерсен соглашается, что это общий праздник российского и норвежского народов.
А вообще, по мнению командира норвежской субмарины, использование подводных лодок в качестве посланцев доброй воли - это высшая степень доверия между государствами и народами.
- Вы женаты? - спрашиваю капитан-лейтенанта, чтобы сменить тему разговора и уйти от "официоза".
- Нет! - звучит мгновенно и даже, как мне показалось, с какой-то игривой гордостью.
- А какие увезете из России сувениры родным и близким?
- Увы, - разводит руками норвежец. - Программа визита настолько плотная, что об этом еще не думал. Однако, надеюсь, что-нибудь найду.
Томасу всего тридцать четыре года. Служить в подплаве, или, как выразился сам офицер, "работать командиром", капитан-лейтенант Андерсен намерен как можно дольше, ему это нравится. Возрастной предел? Как таковой границы не существует. Однако редко бывает, чтобы командир норвежской подлодки был старше сорока пяти лет.
- Капитан-лейтенант Андерсен - демократичный командир? - спрашиваю офицера и по мере перевода моего вопроса вижу, как расцвечивается улыбкой его лицо:
- О, норвежская подводная лодка, как, вероятно, и лодка любой другой страны, абсолютно не приспособлена для демократических отношений. Но с опытным и профессиональным экипажем проблем нет. На "Утстейне" каждый знает свое место и персональные должностные обязанности.
Мы все из суперэлиты
Младшему члену экипажа подлодки "Утстейн" унтер-офицеру Виктору Андрэ Дибу всего двадцать лет, а самому старшему - Томасу Андерсену и лейтенанту Руне Андре Лисету только исполняется по 34 года. Однако, несмотря на молодой средний возраст экипажа - 27 лет, - подлодка признана лучшей в подводных силах ВМС Норвегии, собственно, почему и была удостоена права посетить столицу Северного флота.
- В норвежском подплаве все экипажи довольно молодые, - рассказывает Томас. - Почти все офицеры на "Утстейне" - выпускники военно-морского училища в Хоконсверне. Остальные первоначально получили гражданское образование и теперь служат по контракту. У нас очень сложно стать подводником. Нужно все время доказывать, что вы самый лучший и профессиональная подготовка позволяет вам служить...
- ...в суперэлите ВМС Норвегии?
- Где? - недоуменно переспросил переводчика Томас.
...А это уже размышления не вслух: не нужно быть Лобачевским, чтобы подсчитать, что при численности одного экипажа в 22 человека, умноженной на шесть лодок типа "Ула", входящих в боевой состав королевского флота, так называемых чистых подводников всего 132 человека. У нас в России это численность экипажа всего лишь одного подводного ракетоносца...
- Да, - соглашается капитан-лейтенант, - подводников в Норвегии очень мало. Поэтому у нас очень строгие требования к отбору экипажей. Ну а если вы считаете, что мы суперэлита, то большое спасибо! Но у нас в национальных вооруженных силах все считают, что они самые лучшие и значимые!
В Норвегии очень престижно служить в подводных силах ВМС, в том числе и с точки зрения социально-экономической. Высокое денежное довольствие, хорошие условия и для самой службы, и для послепоходного отдыха. Для командира подводной лодки после окончания службы найти достойную работу на "гражданке" не проблема. Для командира, подчеркивает Томас, - легко. Поэтому все офицеры, служащие на лодках, в частности, штурманами, хотят в перспективе стать командирами.
Например, заместитель у Томаса - лейтенант Стиг Андре Сваневик. По-нашему - старший помощник. Он, вероятно, также жаждет стать командиром подлодки?
- К счастью, у меня новый заместитель, - смеясь, отвечает капитан-лейтенант Андерсен. - И ему еще нужно послужить несколько лет, чтобы получить опыт. Но точно знаю, он хочет стать командиром.
Подводный "ресторанчик от Ингве"
С питанием в подводных силах ВМС Норвегии все, как говорится, о’кей. Разнообразные продукты, в том числе свежие фрукты и овощи. Калории учтены и подсчитаны. Ну а на качество питания экипажу, как говорится, грех жаловаться: у них, по общему мнению, прямо суперкок - старший матрос Ингве Йеханссен.
Этот высокий светловолосый парень, оказывается, до службы в подплаве окончил институт, в котором обучают кулинарным премудростям. А затем работал в ресторанах гостиниц Бергена и Тронхейма. После пошел служить по контракту на подводную лодку. Почему в подплав? Говорит, что здесь интереснее, чем на надводном корабле. А может, просто захотел себя испытать. Любимое блюдо кока? У него их довольно много.
- Всем нравится рыба, - рассказывает Ингве, - поэтому готовлю рыбное ассорти дважды в неделю. Кроме того, есть традиционные норвежские блюда, в частности, с бараниной. Бывает ли, что командир заказывает какие-то конкретные блюда? Да,
если иногда он делает спецзаказ, я готовлю. Ну а если в день рождения командира лодка будет в море, то обязательно испеку шоколадный торт или пирожные.
"Утстейн" - "остров" с океанским опытом
Оказывается, все норвежские подводные лодки получили свои названия от маленьких местечек на побережье Норвегии или от прибрежных островов. Утстейн - это остров, расположенный в Северном море неподалеку от Ставангера. На нем есть маяк и... мужской монастырь. Символично, что сейчас, когда в экипаже нет женщин, "Утстейн" тоже напоминает своего рода мужской монастырь, только подводный. Хотя это, заверяет капитан-лейтенант Томас Андерсен, случайность:
- У нас служили женщины на борту. Некоторые, получив повышение, перевелись на берег, а другие, закончив срочную службу, ушли на "гражданку". Сейчас на подводных лодках типа "Ула" служат десять женщин. Конечно, присутствие женщины привносит в атмосферу прочного корпуса что-то особенное, всегда позитивно влияет на микроклимат в экипаже. По крайней мере, мужчины меньше ругаются.
А вообще дизельная подводная лодка "Утстейн" была заложена на судостроительном заводе в Германии. В боевой состав ВМС Норвегии вошла 14 ноября 1991 года. Место постоянной дислокации - главная военно-морская база Хоконсверн.
- Как часто экипаж выходит в море? - спрашиваю командира.
- Это зависит от уровня и масштабности учений, - отвечает Андерсен.
Вспомнили, что в летнем российско-норвежском "Поморе-2006" использовался имитатор подводной лодки. И высказали надежду, чтобы в следующем "Поморе" были задействованы реальные субмарины.
- Для меня честь быть командиром первой норвежской подводной лодки, побывавшей в России, - говорит капитан-лейтенант Томас Андерсен. - И конечно же, было бы очень интересно стать командиром первой субмарины, которая участвовала бы в таких учениях.
За последние три года подводная лодка "Утстейн" выполнила одну боевую службу в Средиземном море по плану операции НАТО. А в Северо-Восточной Атлантике и Северной морской зоне подлодка участвовала в одиннадцати учениях ВМС.
И еще один факт из биографии подводной лодки: 28 октября 2004 года в районе пролива Минч (в 18 милях от шотландского острова Льюис) она столкнулась с принадлежащим норвежской компании "Уткилен" танкером "Килстраум". В результате происшествия лодка получила незначительное повреждение одного из четырех кормовых рулей, танкер и его экипаж отделались легким испугом...
Крепость дружеских уз
На прощание я подарил командиру подводной лодки "Утстейн" книгу Николая Черкашина "Унесенные бездной" о трагедии экипажа АПРК "Курск". Пожелал, чтобы никогда подобная катастрофа не повторилась ни в одном из флотов мира. Томас Андерсен вручил мне сборник пьес знаменитого норвежского драматурга Генрика Ибсена "Кукольный дом".
Помните, Томас сетовал, что из-за плотной программы не остается времени на приобретение сувениров? О сувенирах позаботились североморцы. На память о визите командир "Утстейна" увез декоративные тарелку, посвященную 100-летию российского подплава, и герб Северного флота. А также фотографии корабля "хозяина* визита" - подлодки "Магнитогорск", герб соединения дизельных подводных лодок СФ, многочисленные флотские вымпелы и водку "Русский стандарт". В ответ норвежцы скрепили дружеские узы... национальной водкой "Аквавит" крепостью 43 градуса.
Сергей ВАСИЛЬЕВ.
Выпуск №215 от 18 Ноября 2006
http://www.b-port.com/smi/2/2103/40155.html 

Немає коментарів:

Дописати коментар