"На
дне Желтого моря недалеко от западного побережья Кореи лежит советская
подводная лодка, потопленная американским эсминцем в 1951 году. Эта
история не предавалась огласке более полувека. Военно-морские силы Южной
Кореи установили точное местонахождение и тип субмарины, но решили пока
не поднимать её на поверхность во избежании международно-правовых
проблем. Похоже, что историкам придется заново переписывать историю
Корейской войны, где считалось, что в ходе ее моряки США и СССР ни разу
не воевали друг против друга".
Такие достаточно любопытные
заявления были сделаны в одном из недавних номеров южнокорейского
ежемесячного журнала "Вольган Чосон". В ходе проведенного корейским
журналистом расследования были получены документальные доказательства
того, что в июле 1951 года, когда на Корейском полуострове вовсю
бушевала Корейская война (1950-53 гг.), эсминцы американских
военно-морских сил потопили неизвестную подводную лодку. Когда
американские военные разобрались, что их противником была скорее всего
советская субмарина, был отдан приказ засекретить все данные,
относившиеся к данному инциденту, и, по возможности, уничтожить все
доказательства. В то время и США, и СССР, которые прямо (американские
войска под флагом ООН принимали участие в войне) или косвенно (Советский
Союз оказывал активную помощь Северной Корее и Китаю) участвовали в
Корейской войне, начали вести переговоры с тем, чтобы окончить
затянувшийся конфликт. Огласка же морского боя, где напрямую столкнулись
две соперничающие сверхдержавы, могла привести не только к провалу всех
усилий по прекращению кровопролития в Корее, но и к расширению масштаба
военных действий и даже вплоть до Третьей мировой войны.
Пролить
свет на эти события более полувековой давности помогли усилия бывшего
моряка американского эсминца "Ranshaw" (DD-499) Дональда Мекелплэша,
который сохранил копию бортового журнала, где был отчет о произошедшем
бое, а также лично приезжал в Южную Корею и Россию в поисках
дополнительной информации по инциденту.
Согласно воспоминаниям
американца, бой начался 28 июля 1951 года в 19 часов 13 минут.
Авианосная группа, состоявшая из американского авианосца "Сицилия",
авианосца ВМФ Великобритании "Глори" и шести кораблей охранения,
следовала в Желтом море западнее острова Пэкнендо (ныне принадлежит
Южной Корее). Внезапно акустики эсминца "Ranshaw" на удалении 731 метр
зафиксировали крупный подводный объект, который двигался со скоростью
полутора-двух узлов. Эсминцы "Ranshaw" и "Moore" отошли от группы
охранения и начали преследование объекта. В результате погони было
получено подтверждение, что под водой находится неизвестная подводная
лодка. Командующий авианосной группой Джон Сэч приказал уничтожить
подлодку.
Подлодку бомбардировали глубинными бомбами постоянно,
начиная с вечера 28 июля в течение 28 часов попеременно пять
американских эсминцев. В конце концов она снизила ход и легла на дно и
потом, согласно записям в бортовом журнале американцев, не двигалась
более двадцати часов. На поверхности воды затем появилось огромное
масляное пятно длиной 7-8 километров и шириной пятьсот метров. Было
установлено, что это дизельное топливо подлодки. Учитывая длительность
боя, необходимость субмарин того времени регулярно подниматься на
поверхность, появившиеся пятно, неподвижность объекта и ряд прочих
факторов ВМС США признали объект уничтоженным. Было зафиксировано и
точное местонахождение потопленной субмарины: 37 градусов 25 минут 5
секунд северной широты, 124 градуса 25 минут 3 секунды восточной
долготы, в 42 км к юго-западу от острова Тэчхондо (Южная Корея), на
глубине 80 метров в Желтом море.
Однако через месяц всем
участникам сражения было приказано забыть о бое и никому ничего не
рассказывать, всю относящуюся к инциденту документацию дали указание
уничтожить, а все то, что могло хоть как-то навести на мысль о
потопленной подлодке, было занесено в разряд сведений с грифом
"совершенно секретно". Но моряк Дональд Мекельплэш пошел на нарушение
инструкций. Он сохранил ту часть боевого журнала, где был отчет о бое, а
также карту-схему боевых действий. Мекельплэш предположил, что
затопленная подлодка была советской, а США тогда не хотели осложнять
отношения с СССР, так как пытались прекратить войну на Корейском
полуострове. Догадки моряка основывались на сопоставлении фактов: "В
начале июня 1951 года в бухту реки Амноккан упал советский самолет
МИГ-15. Американо-английская авианосная группа в июле провела работы по
поиску самолета, который тогда очень сильно интересовал США, и подняла
его. При этом однажды объявлялась тревога в связи с обнаружением
неизвестной подводной лодки. Наверняка мы эту субмарину потом и
потопили. Это была советская подводная лодка класса "М", экипаж которой
состоит из 18 человек", - отметил он.
Естественно одних таких
догадок мало. Мекельплэш с начала 1990-х годов начал активную работу с
тем, чтобы выяснить все подробности той схватки на море. Все
доказательства говорят в пользу того, что субмарина действительно
советская. Военно-морские специалисты из Южной Кореи категоричны: "Во
время Корейской войны ни Китай, ни Северная Корее не имели не только
полноценных подводных лодок, но и каких-либо иных подводных аппаратов".
Американец,
как он сам утверждает, сумел в 1997 году посетить Россию. В
военно-морские архивы РФ его не пустили, но он смог пообщаться с бывшим
советским моряком, который был специалистом по оборудованию подводных
лодок, и с женой советского офицера особого отдела, который служил в
Порт-Артуре. Этот город, напомним, был в то время и вплоть до 1955 года
базой советского ВМФ в Китае. Мекельплэш встречался и с южнокорейскими и
американскими военными специалистами и историками. В итоге выяснилось,
что в Порт-Артуре, откуда не так далеко до берегов Кореи, тогда
базировалось 12 советских подводных лодок, включая шесть кораблей класса
"М", два корабля класса "С", два корабля класса "Р" и еще пара
субмарин.
Рассказы бывшего американского моряка очень
заинтересовали южных корейцев, в чьих водах находится подлодка. Сначала в
1993 году силами ВМФ Южной Кореи трижды были проведены поисковые работы
в возможном месте затопления подлодки, а затем в 1995 году дважды уже
силами специальной группы при Академии ВМФ Республики Корея. Но все было
безуспешно. В итоге помог случай. Корейские рыбаки постоянно
жаловались, что недалеко от места, где велись поисковые работы,
рыболовецкие сети постоянно цепляются за что-то на дне и рвутся. Глубина
была как раз та, про которую говорилось в бортовом журнале эсминца - 80
метров. В итоге именно там и был обнаружен корпус субмарины, а ее вид
был зафиксирован даже на камеру.
Все материалы были отданы на
изучение в НИИ обороны и науки РК. Южнокорейские военные специалисты,
дали следующее заключение, которое удалось получить журналу "Вольган
Чосон": "Длина объекта: 50-60 м, высота: 5-9 м, диаметр: около 5 м,
высота в районе рубки: 11-12 м, центральная и носовая часть сильно
разрушена. Если предоставленные американской стороной (Дональд
Мекельплэш - прим. авт.) факты соответствуют действительности, то
обнаруженный на дне моря объект является потопленной советской подводной
лодкой класса "М-V", длиной 50,9 м, весом 350 тонн".
Тут же
стал вопрос, что делать с субмариной. Южные корейцы хотели поднять ее
без лишнего шума. Возможность проведения совместных работ с США отвергли
из-за опасений утечки информации в прессу. Сделали вывод, что
необходимо поднимать самим в 1998 году. Даже подсчитали необходимую для
этого сумму - 685,3 миллиона южнокорейских вон. Но несколько раз
отказывались из-за различных причин. Среди проблем, которые, возможно,
появятся в случае подъема подлодки, были отмечены: возможность
предъявления требований Россией как наследницы СССР вернуть ей подлодку и
возникновение в этой связи международно-правового спора, вероятность
осложнений отношений с Северной Кореей. Южнокорейский капитан первого
ранга в отставке Хван Дон Хван, который принимал участие в поисках и
съемках подлодки, отметил, что в первую очередь не хотят провоцировать
КНДР. "Подлодка находится в 26 милях (42 км) в юго-западу от нашего
острова Тэчхондо. С точки зрения права, это международные воды, но они
входят в зону ответственности наших военно-морских сил. Вместе с тем там
совсем рядом Северная Корея. Если мы начнем полномасштабные работы по
подъему субмарины, то это может вызвать сильное недовольство Пхеньяна.
Могут начаться и споры по поводу того, кому лодка должна принадлежать.
Да и историю Корейской войны придется заново переписывать", - отметил
Хван.
В общем, так и лежит пока на дне Желтого моря скорее всего
советская подлодка. А официальная история конфликта на Корейском
полуострове, который длился с 1950 по 53 годы и унес жизни миллионов
людей, считается незаконченным до сих пор (в 1953 году было подписано
лишь перемирие, а не соглашение о полном прекращении огня). И гласит,
что ВМФ СССР и США друг против друга не воевали. Бои между летчиками
двух сверхдержав признаются, а вот про моряков: "столкновений не было".
Очень вероятно, что бой 28-29 июля 1951 года был единственным
исключением, признают который может быть когда-нибудь позже...
Источник материала -
http://history-of-wars.ru/stati/710-yexo-korejskoj-vojny.html
Немає коментарів:
Дописати коментар