ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, квітня 27, 2013

Из очередного рассказа ветерана -подводника .капитана 1- го ранга Вадима Кулинченко,присланного на блог.


         Мореплавание всегда было сопряжено с опасностью. Морская пучина ежегодно поглащает сотни судов, уносит тысячи человеческих жизней. Многие из этих аварий и катастроф общеизвестны. О морских авариях и катастрофах пишут достаточно много. Значительно менее известно широким читательским кругам об авариях и катастрофах в глубинах моря на борту подводных лодок….

                                            О Б Р Е Ч Ё Н Н Ы Е     К О Р А Б Л И.

                                                         ПОДВОДНАЯ   ЛОДКА.

         Само назначение подводных лодок – ведение скрытной морской войны – исключает возможность широкого освещения их деятельности даже  мирное время, что даёт возможность командованию ВМС скрывать от общественности и те неполадки, которые время от времени на них случаются. Подробные сведения об авариях подлодок публикуются в основном на страницах специальной военно-морской и научно-технической литературы.
         Причины подавляющего большинства аварий – ошибки конструкторов подводных лодок, рабочих и инженеров судостроительных заводов, командования и личного состава кораблей.

         Начальный период истории подводной лодк, окончившийся в годы первой мировой войны, характеризовался поиском приемлемых технических решений, который при том уровне развития науки и техники осуществлялся методом проб и ошибок. Очевидно, что в тех условиях трудно было избежать аварий и даже катастроф.

                            КРУПНЕЙШАЯ   КАТАСТРОФА   НАЧАЛА   20  ВЕКА.

         Крупейшая в истории подводного плавания катастрофа произошла 31 января 1918 г., однако о ней стало известно только в 1932 году. В течение длительного времени английское Адмиралтейство держало в секрете сведения о гибели двух новейших по тем временам подводных лодок серии «К», повреждении ещё трёх таких же и двух надводных кораблей. Тогда погибло 115 матросов и офицеров.
         В разгаре первая мировая война. Из-за угрозы немецких подводных лодок английский Грэнд – флит (большой флот) осуществляет выход из своей главной базы Розайте в тёмное время суток. Казалось бы предусмотрено всё, полное затемнение, даже не горят кильватерные огни…. Но не немецкие подводные лодки явились причиной катастрофы.
         Стечение различных обстоятельств, основной человеческий фактор, привели к тому, что за одну ночь английский флот без боевых действий лишился пяти однотипных лодок: погибли К - 4 и 7, были повреждены К – 6, 14 и 22.
         Всего в 1915-1917 гг. было построено 17 подлодок типа «К», и 5 из них погибли или вышли из строя в результате аварии 31.01.18 г. Роковая случайность… Но случайность ли?

                                                         ОТВЕТ   НА   ВОПРОС.

         В 1915 году ещё во время заводских испытаний затонула, но затем была поднята и отремонтирована подлодка К – 15. В январе 1917 г. опять-таки во время испытательного погружения в озере Гэрлох погибла К-13 и с нею 32 человека. Сама подводная лодка была поднята, восстановлена и введена в строй под более счастливым номером К-22, но в 1918 году она опять попала в аварию. Происшествия с этими лодками можно перечислять и дальше….
         Обеспокоенное частыми происшествиями с лодками типа «К», после 8 лет их эксплуатации, английское правительство решило вывести их из состава флота.
         17 построенных лодок и 18 аварийных происшествий, 7 из которых закончились гибелью этих кораблей. Подобное нельзя объяснить только случайностью. Вероятно, конструкция подводных лодок типа «К» страдала такими органическими пороками, которые делали их эксплуатацию чрезвычайно опасной…
         Модернизация последних трёх лодок этой серии, с изменением буквы «К» на «М» и «Х» не сделали их безопасными в эксплуатации. Неудачи преследовали «Х- 1» в той же степени, как и её предшественниц.
         История подводных лодок типа «К» - наглядный пример того, как ошибочные проектные и конструкторские решения влияют на безопасность последующей эксплуатации кораблей.

                                                НЕ   ТОЛЬКО   АНГЛИЙСКИЕ.

         В 1925-1927 гг. в Японии была построена серия подводных лодок типа «I – 121», специально оборудованных для минных постановок, так называемых «подводных минных заградителей».
         «Своеобразность конструкции этих лодок, - рассказывает японский офицер-подводник, - очень затрудняла управление ими. Надводный ход их был мал, они плохо управлялись в подводном положении из-за малых размеров горизонтальных рулей. Небольшое изменение веса в носу или в корме вызывало дифферент лодки. При малейшем уменьшении веса лодка стремилась всплыть, а при малейшей перегрузке – погружаться. Из-за этих отрицательных свойств лодка заслужила среди подводников недобрую славу…».
         В результате неправильных действий личного состава имели место несчастные случаи, в том числе с человеческими жертвами, вызванные внезапным перемещением мин из-за плохой дифферентовки.
         В годы второй мировой войны в Германии были развёрнуты работы по созданию для подводной лодки «единого двигателя» для подводного и надводного хода. Гельмут Вальтер разработал тепловую схему такой установки, горючим для которой была концентрированная перекись (80%) водорода. Эту идею продолжили англичане. В конце 50-х годов прошлого века в Англии были построены собственные подлодки «Эксплорер» и «Экскалибер» с парогазотурбинными установками.
         Их опытная эксплуатация сопровождалась многочисленными пожарами и взрывами. Оценивая неудачный опыт эксплуатации этих «обречённых» кораблей, один из английских подводников заметил: «Я думаю, что лучшее, что мы можем сделать с перекисью водорода, это заинтересовать этой проблемой нашего потенциального противника».
         И потенциальный противник клюнул. В СССР переняли эту идею, назвав этот двигатель «гибридным» и воплотив его в серии малых подводных лодок проекта А615. Была построена большая серия – 30 подлодок, получивших прозвище «зажигалок».В 1955-57 гг. с началом массового плавания  этих подлодок, произошёл ряд аварий и катастроф, связанных с пожарами и взрывами. Лодки проекта А615 имели существенный технический недостаток – применение жидкого кислорода…. Никакие переоборудования этих лодок не устраняли недостатков и в 1960-х годах работы в этом направлении были прекращены.

                                                                АТОМОХОДЫ.

         Применение атомной энергии в подводном кораблестроении сняло многие проблемы, но не исключило беспрекспективного конструирования подводных кораблей.
         Были случа неудачного применения новых видов реакторов, например типа «ЖМТ» - жидко-металический теплоноситель.
         Остаётся трудной задачей и создание прочных корпусов подводных лодок. До сих пор остаётся загадкой гибель российской АПЛ «Комсомолец» (7 апреля 1989 г.), где тайна заключается в титане, из которого был сделан корпус подлодки. Дело в том, что титан и его сплавы, ещё недостаточно опробованные, оказались материалом «со сложным характером»: склонность к трещенообразованию, ломкость и прочеее, а главное – титан хорошо горит в воде….

         Р. S. Вся преспективность кораблей или их обречённость в головах и руках человеческих!!!

                                                     ВАДИМ   КУЛИНЧЕНКО

                              капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.

Немає коментарів:

Дописати коментар