вівторок, квітня 09, 2013

И не удивительно.Всегда при авариях,гибели лодок и подводников -находили "стрелочников","козлов отпущения" и все сваливали на них,при этом надолго все засекречивали.

 
Просчеты оборонки списали на каперанга

Трагедия произошла во время ходовых испытаний АПЛ в Японском море 8 ноября 2008 года: в результате несанкционированного включения системы пожаротушения ЛОХ (лодочной объемной химической) произошел выброс фреона, который связывает молекулы кислорода и быстро гасит пламя. Два отсека были автоматически загерметизированы, погибли находившиеся в них три члена экипажа и 17 гражданских специалистов. Еще 38 человек пострадали.

Статья, по которой обвиняется гвардии капитан 1 ранга Лаврентьев, предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. По мнению обвинения, Лаврентьев не обеспечил «должный уровень подготовки личного состава К-152», что привело к тяжким последствиям. Старшина-контрактник Гробов может быть лишен свободы на срок до 5 лет.

Ранее следствие высказывало версию, что виновником аварии является Гробов, который самовольно запустил систему ЛОХ с локального пульта управления второго отсека «из любопытства, помноженного на безалаберность».

Гробов сам признался в запуске системы. Лаврентьев же стал фигурантом уголовного дела лишь в 2009 году. Ему, а также бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок капитану 1 ранга Сергею Захарченко было предъявлено обвинение в халатности. Однако в итоге у следствия претензии остались только к Лаврентьеву, причем обвинение ему было переквалифицировано на более тяжкую статью.

По словам адвоката Александра Кулакова, защищающего командира субмарины, защитой подготовлено несколько ходатайств, среди которых требование прекратить уголовное преследование Лаврентьева, вернуть материалы на доследование. Адвокат и подзащитный рассчитывают на полное оправдание. «Истинной причиной гибели людей является нарушение служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки», – заявил Кулаков. По мнению защиты, причиной смерти людей стал фреон, в котором были примеси вредных веществ. Доказательства этого и других фактов защита предоставит в суде.

Коллеги офицера возмущены предъявленными обвинениями, а действия флотской прокуратуры называют «поиском крайнего». «Корабль Лаврентьева был не готов к выходу на ходовые испытания, – считает экс-командующий Тихоокеанским флотом (ТОФ), адмирал Геннадий Хватов. – Трагедия случилась, когда лодку еще не приняли в состав ВМФ. Спрашивать с командира за случившееся нужно – он отвечает за все, но кроме него есть лица, ответственные за подготовку и сдачу всех систем. Они должны были проанализировать готовность системы пожаротушения, дать соответствующую документацию и наставления». По данным адмирала, система пожаротушения была заправлена газом, который не соответствовал ГОСТу, к тому же исправная система сработать сама по себе не может. «Должен быть дублер – человек, который контролирует автоматику, дает команду на срабатывание системы после того, как убеждается в такой необходимости лично. На «Нерпе» фатальное решение было принято самой системой, – продолжает Хватов. – Командир обязан нести ответственность, но он не может отвечать за недоработки оборонщиков». Адмирал уверен, что виновных нужно искать и «в других местах», особенно с учетом неразберихи в процессе придания Вооруженным силам нового облика.

Бывший замначальника штаба ТОФа контр-адмирал Андрей Войтович уверен, что «обвинение Лаврентьеву предъявлено не по закону, а по указу». «Следствием и прокуратурой ТОФа дважды были отклонены законные требования защитника адвоката Александра Кулакова, тем самым спланирован грамотный уход от выполнения ст. 49 Конституции РФ, в которой неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, – подчеркнул Войтович. – Эти сомнения следствием и прокуратурой отвергаются и не выносятся на суд потому, что обвинения с командира АПЛ будут сразу сняты и появятся другие фигуры, которые сейчас спрятались от ответственности».

Экс-командующий ТОФа адмирал Виктор Федоров также считает обвинения военной прокуратуры неправомерными. «Лаврентьева пытаются обвинить в том, что он допустил выход в море подлодки с плохо подготовленным экипажем, но не командир определяет это. К ходовым испытаниям корабль готовят представители промышленности, проверяет военная приемка, штабы, но этого не было. Все комиссии подтвердили готовность и разрешили «Нерпе» выйти в море», – возмущен Федоров. По его данным, оборудование, которое испытывалось на АПЛ, не сертифицировано и не проходило контрольных проверок в работе, а сбой, приведший к аварии, доказывает несовершенство оборудования. «В несанкционированно сработавшей системе пожаротушения оказался совершенно другой компонент. Независимые экспертизы подтвердили, что это химическое вещество не соответствовало приложенным документам. Почему-то в этой области виновных не ищут, – недоумевает адмирал. – Если бы газ в системе пожаротушения соответствовал сертификату, то при кратком воздействии жертв можно было избежать».

АПЛ «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б» строилась на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре. Проектировали ее на петербургских предприятиях – морском бюро машиностроения «Малахит» и НПО «Аврора». Строительство началось в 1991 году, но было заморожено. После завершения госиспытаний подлодка была включена в состав ВМФ России 28 декабря 2009 года. Предполагается, что АПЛ до октября с.г. должна быть передана в аренду Индии на десять лет за 650 млн. долл. Пока она продолжает проходить подготовку к передаче на одном из подразделений АСЗ – судоремонтном заводе «Восток» в Большом Камне (Приморский край). Срок сдачи ВМС Индии не раз переносился.
Предварительное слушание с участием присяжных заседателей назначено на 20 мая с.г.


Автор: Татьяна Двойнова, "Независимая газета", Владивосток
Размещено на сайте: 26 апреля 2011 г.
 

Немає коментарів: