Одним из последствий августовского путча 1991 года стала смена государственной символики России. Сейчас на всех боевых кораблях военно-морского флота страны развевается Андреевский флаг. Однако мало кто знает, что первыми его подняли подводники Тихоокеанского флота (ТОФ) во время путча. За это они были вскоре уволены в запас по служебному несоответствию. Инициатора смены символики на флоте капитан-лейтенанта Андрея Медведева российские власти забыли.
В ночь с 20 на 21 августа 1991 года впервые за всю историю российского военно-морского флота подводная лодка ТОФ самовольно покинула место дислокации и вышла в море. Как только было объявлено о создании ГКЧП, командование флота никак не проявило своей позиции, замполиты не знали, что говорить личному составу, а бывший командующий адмирал Геннадий Хватов "ушел на больничный".
Жители Владивостока 20 августа с митинга направились к штабу флота, чтобы спросить, на чьей стороне вооруженные силы, но их остановил патруль.
Поздно ночью капитан-лейтенант Андрей Медведев, старший помощник командира подводной лодки проекта 641, решил каким-либо образом выразить свое отношение к "путчистам". За месяц до этого лодка участвовала в военно-морском параде, стояла в линии кораблей в Амурском заливе. В августе встала на ремонт в бухте Улисс, на окраине Владивостока. С лодки сняли все вооружение, топлива хватало для подержания живучести и перехода до базы, которая находилась по соседству.
Узнав из выпуска новостей, что путчисты собираются лететь в Форос и арестовывать Михаила Горбачева, старпом Андрей Медведев предложил офицерам и мичманам, которые находились в это время на лодке, выйти в море и заявить по УКВ, что экипаж поддерживает президента России Бориса Ельцина, что народу не по дороге с ГКЧП. Морякам казалось, что только таким способом они могут выразить свое отношение к властям. О последствиях никто не думал.
Угнанная подлодка
С экипажем в 16 человек (штатное расписание превышает 40 человек) лодка вышла из бухты. На малой скорости в четыре узла подошла к острову Аскольд (в семь милях от Владивостока). Моряки даже предлагали объявить голодовку (продуктов на борту все равно не было).
Когда лодка отходила от пирса, старпом приказал снять флаг советского военно-морского флота – мол, экипаж не разделяет позиции ГКЧП. Вместо него решили поднять российский "триколор", но на лодке не смогли найти красной материи. Тогда решили поднять Андреевский флаг. В кубрике нашли чистую белую простынь, к ней пришили крест-накрест синие полоски, вырезанные из одеяла. Получился флаг российского флота.
Флаг мастерил и водрузил на ходовой флагшток старшина 1-й статьи, командир отделения минно-торпедной группы Алексей Пестерев. "Утром, когда лодка, экономя топливо, легла в дрейф, мы вышли в радиоэфир. Рассказали гражданским судам, что подняли Андреевский флаг и поддерживаем Ельцина", –вспоминает Алексей Пестерев.
"Нам моряки предлагали помощь и еду. Еще предлагали взять нас под свою защиту – подойти к лодке и "взять в кольцо", чтобы другие военные корабли не смогли к нам подойти. Мы отказались. Пограничный корабль, который подошел к нам, даже сделал предупредительные выстрелы в воздух", – добавляет он.
Развязка
На поимку "сбежавшей" лодки отправили шесть боевых кораблей, три торпедных и ракетных катера, пограничный корабль, торпедолов и спасательные суда. В штабе Тихоокеанского флота рассматривали несколько версий "угона" лодки – ее захватили и угнали террористы, сам Медведев угнал лодку с непонятной целью.
С борта катера командующего подводникам сообщили, что власть перешла к Ельцину, он поднялся на танк и решил вопрос с ГКЧП. Морякам дали послушать радиостанцию "Маяк". Там передавали песни, новости культуры. "Вы когда музыку слышали в последний раз? Все время "Лебединое озеро" и траурные марши", – убеждали с катера. Дождавшись выпуска новостей и убедившись, что ГКЧП свергнут, подводники решили вернуться во Владивосток.
На пирсе их ждали автоматчики, контрразведчики и все командование ТОФ. Андрея Медведева первым делом отвезли в госпиталь, где взяли анализ крови на алкоголь, провели осмотр у невропатолога и психотерапевта. Из госпиталя отвезли на гауптвахту.
Андреевский флаг забрал себе капитан второго ранга, депутат Приморского краевого Совета народных депутатов Виктор Черепков. Он обещал показать флаг лично Ельцину.
Той же осенью Андрея Медведева и других офицеров с его подводной лодки, первыми в России поднявших Андреевский флаг, уволили по служебному несоответствию. Командование ТОФ называло поступок старпома безрассудным, считало, что он подвергал смертельной опасности всех 16 членов экипажа, которые находились на борту лодки.
Бессилие силовиков
Почему лодка смогла незамеченной пройти мимо радиотехнических постов, сторожевых кораблей, дежурных подразделений флота и погранвойск, которые в дни путча были приведены в состояние повышенной боеготовности, вразумительного ответа флотоводцы не дали до сих пор.
"Безнадзорность" за передвижением подводных лодок во время путча можно объяснить расколом в силовых структурах. Московское руководство спускало директивы, но на местах их не выполняли.
"К нам поступали телеграммы от [председателя КГБ СССР] Крючкова с требованием отслеживать тех, кто противостоит ГКЧП, выявлять офицеров и командиров частей, которые против путчистов, – говорит бывший начальник особого отдела в поселке Тихоокеанский Николай Марковцев. – Но начальник флотской контрразведки Александр Егоркин передавал эти телеграммы без своей резолюции – мол, ознакомьтесь и поступайте, как знаете. Все заняли выжидательную позицию, и, как оказалось, поступили правильно".
Перековался
После увольнения из вооруженных сил Андрей Медведев вернулся на родину в Алтайский край. Работает в частной фирме, которая занимается литьем и ковкой металлических изделий. О том, как поднимал Андреевский флаг, предпочитает не вспоминать.
"Это все из прошлой жизни, когда мне было 30 лет, были сплошные эмоции, полное отсутствие логики и здравого смысла. У меня осталась одна обида – за то, что уволили по служебному не соответствию. Хотя бы за дискредитацию или пьянство", – говорит Медведев.
Особенно обидно было то, что в свое время он был признан одним из лучших офицеров на Тихоокеанском флоте. Позже Медведева приглашали вернуться на флот, но он отказался.
Командование флота поступок Медведева списывали на его пьянство. "Если говорить, что я был трезв в тот момент, это было бы неправдой. Но бойцам я все спокойно объяснил, никого не заставлял. На берегу оставили матросов, которые хотели с нами пойти, но им до "дембеля" оставался месяц, и мичмана, у которого через неделю должна была состояться свадьба. Никакого приказа с моей стороны не было", –говорит Медведев.
При этом лодка под управлением Медведева без помощи буксиров вышла из узкой бухты и осталась незамеченной всеми службами слежения. Об угоне узнали только тогда, когда старпом вышел в эфир.
О своем поступке он не сожалеет. "Когда началась эта суета адмиралов на катерах, когда нас окружили корабли, у меня появилось желание застрелиться. Но моряки меня удержали – мол, мы за тобой пошли, мы же флаг подняли, а ты нас бросаешь, так нельзя", – вспоминает Медведев.
Он до сих пор поддерживает демократию "хотя "правые" в последнее время как-то неправильно себя ведут, не могут организоваться. Но все равно, пусть лучше такая жизнь, чем при коммунистах".
Источник
Немає коментарів:
Дописати коментар