ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, квітня 07, 2014

Боже! Храни моряков!:7 апреля 1989 года погибла АПЛ "Комсомолец". Тайна гибели до сих пор не раскрыта


«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ



«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


7 апреля 2014 года исполняется 25 лет со дня трагедии, потрясшей не только советскую, но и всю мировую общественность.

7 апреля 1989 года при стечении странных обстоятельств в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Из 69 членов команды погибли 42 человека.
Атомная торпедная подводная лодка из состава Краснознамённого Северного флота погибла юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках.
 Материал подготовил и прислал  гвардии п/полковник запаса А. В. Вовк. г.Сумы,Украина.


«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Лодка лежит на глубине 1858 метров. Реактор лодки был надёжно заглушён, однако в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью.
К-278 («Комсомолец») была уникальной атомной подводной лодкой, обогнавшей своё время на четверть века.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Корпус из титана, глубина погружения более 1000 метров, подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость более 30 узлов, боекомплект 22 торпеды, часть из которых могла быть заменена на крылатые ракеты С – 10 «Гранат».
Эта лодка, несмотря на некоторое превышение по шумности по сравнению с американскими, на своей рабочей глубине погружения не обнаруживалась никакими средствами и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом.
Общая концепция, именовавшаяся в контурах конструкторской идеи «Плавник», затем «проект 685» и широко известная как «Комсомолец», родилась в 1960-х годах в условиях нарастающего противостояния СССР и США. По замыслу проектантов, глубоководная атомная подлодка «проект 685» предназначалась для борьбы с подлодками противника и охраны своих кораблей.
Технический проект был утверждён в декабре 1974 года. Строительство лодки велось на крупнейшей военной верфи «Севмашпредприятие» в Северодвинске, Архангельской области.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


В августе 1983 года лодка была спущена на воду, а 5 августа 1984 года, по завершении достроечных работ на плаву, передана 1-й флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного флота.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Ещё в период ходовых испытаний, имея на борту конструкторов и строителей, лодка погрузилась на 1040 метров, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания.
За пять лет службы в составе объединения «Комсомолец» с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надёжности корабля ни у кого не возникало.
28 февраля 1989 года К-278, получившая с основным экипажем весьма почитаемое на флоте звание «отличный корабль» с правом ношения соответствующего знака на надстройке и наименование, под которым известна ныне, приняла на борт сменный экипаж и вышла в очередное автономное плавание.
Трагедия началась в пятницу, на 37- ые сутки похода. 7 апреля 1989 года, находясь на боевой службе, К-278 следовала на глубине 386 метров со скоростью 6-8 узлов. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме. Между 11.00 и 11.03 в кормовом отсеке начался пожар. В 11.03 на пульте вахтенного механика зажёгся сигнал «Температура в седьмом отсеке больше 70 градусов».
Командир подлодки капитан 1-го ранга Евгений Ванин в считаные секунды принял единственно правильное в данной ситуации решение применить в аварийном отсеке лодочную объемную химическую систему пожаротушения (ЛОХ).

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Но система, которая в теории должна нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной перед разыгравшейся стихией.
От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, и аварийный отсек сразу же превратился в подобие мартеновской печи. Огонь перекинулся на шестой отсек. Немедленно был остановлен парогенератор. Левый турбогенератор отключился сам. Сработала автоматическая защита реактора. В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжёлое отравление.
Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около 150 метров сработала аварийная защита реактора, и К-278 потеряла ход. В 11 часов 16 минут после продувания цистерн главного балласта она всплыла в надводное положение.
С 11 часов 20 минут до 12 часов 17 минут лодка восемь раз передала установленный сигнал об аварии, однако первый из них был услышан в Главном штабе ВМФ и на КП Северного флота только в 11 часов 41 минуту. При этом сигнал был неразборчивым.
Сигнал об аварии был принят на берегу только в 12 часов 19 минут. С этого момента на всех уровнях стали приниматься меры по оказанию помощи и спасению лодки и её экипажа.
Когда «Комсомолец» всплыл, экипаж сумел локализовать пожар в седьмом отсеке, дать в шестой отсек фреон и загерметизировать остальные. Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух.
Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и ещё не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия. Никто не думал, что через несколько часов все окажутся в ледяной воде Норвежского моря.
Выходя из отсеков подводной лодки, каждый был уверен - титановый корпус «Комсомольца» — самый прочный в мире, как уверяли конструкторы. Именно по этой причине подводники поднимались наверх без гидрокомбинезонов. Для многих это стало смертельной ошибкой.
Первым всплывшую лодку обнаружил патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Лодка была на плаву, но положение её с каждой минутой становилось всё более опасным, кормовая часть на глазах уходила в воду, а нос вздымался все выше и выше. Стало ясно, что надежд на спасение нет.
В момент, когда лодка накренилась и стало ясно, что она утонет, члены экипажа запели песню «Варяг», прощаясь с теми, кто навсегда остался на борту «Комсомольца».
В 17 часов 08 минут лодка затонула на глубине 1685 метров, исчерпав запас плавучести.
Вскоре подошла помощь. Плавбаза «Алексей Хлобыстов» одного за другим подбирала моряков. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт подняли 30 живых и 16 погибших моряков.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Как только члены команды были подняты на борт, судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были уже без признаков жизни.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики, доставленные к месту происшествия на крейсере «Киров», сделали всё возможное. На пути к Североморску использовали все медицинские средства, пригодные в такой ситуации. Произвели тщательное растирание. Моряки были помещены в теплые ванны. Врачи вели круглосуточное дежурство. Состояние троих моряков было средней тяжести. Они прошли курс лечения в палате интенсивной терапии. Состояние остальных 24 членов команды было вполне удовлетворительное. Все ребята прошли тщательное медикаментозное, психотерапевтическое, рефлексотерапевтическое лечение. Лишь у одного из пострадавших был обнаружен лёгкий ожог. Военные медики и моряки, побывавшие в разных переделках и нештатных ситуациях, были потрясены стойкостью команды.
Далее 27 спасенных моряков находились на излечении в военно-морском госпитале Северного флота.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Позже «Комсомолец» намеревались поднять. В конструкторском бюро «Рубин» при участии голландского консорциума глубоководных операций был разработан проект подъема, но воплотить его не смогли. Ограничились тем, что с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные места на погибшем корабле.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены. Поднять субмарину с более чем полуторакилометровой глубины Норвежского моря невозможно. Однако известно, что к гибели АПЛ привел пожар в одном из кормовых отсеков.
7 апреля 1989 года вошло в сердца всех подводников, как День памяти и скорби по экипажу атомной подводной лодки «Комсомолец».

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященных подвигу героев подводного флота.
Отдавая дань памяти нашим соотечественникам с членами семей погибших подводников, мы поминаем павших и воздаем почести им, перед лицом смерти сохранившими верность Отчизне, воинской присяге и боевому братству.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Ну а в моей памяти остался «последний поход» моряков «Комсомольца» из порта приписки Мурманск – 150 в вечность…

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Трагедия в Норвежском море поделила жизни моряков на две части - до и после.
В День памяти погибших подводников мы чтим подвиг героев подплава, низко кланяемся светлой памяти людей, которые ценой собственной жизни спасли не только своих товарищей, но и покой мирных граждан всего мира.

«КОМСОМОЛЕЦ» - ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ


Вечная память Героям подводного флота! И пусть для подводного флота всегда количество погружений будет равно количеству всплытий!

Материал подготовил гвардии п/полковник запаса А. В. Вовк.




Немає коментарів:

Дописати коментар