ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділя, серпня 10, 2014

Мы приедем на Майдан со своей бронетехникой и оружием, — начштаба батальона «Айдар»

 Vesti.Az c начальником штаба добровольческого батальона «Айдар» Валентином Станиславовичем Лихолитом.
Эксклюзивное интервью
- Почему ваши бойцы вас называют Батей?
- Меня называют Батей потому, что я стараюсь подойти к проблемам бойцов с отеческой стороны. Стараюсь быть им как отец и разобраться в каждой ситуации.  Понять в чем нуждается мой боец, и наладить с ним отношения. В батальоне есть ребята, которые нуждаются в психологической помощи. Молодые ребята попали в настоящую войну – и они нуждаются в помощи психолога. Я уже вызвал пару психологов для работы с составом батальона. Раньше думал, что можно обойтись без психологов, но оказалось наоборот. Я прошел войну в Афганистане, имею опыт, и в какой-либо ситуации каждый спрашивает у меня совета. Каждого солдата необходимо выслушать. Если плюнуть на все сложности, которые возникают у каждого бойца, то будут потери в бою. Боец должен идти в бой неотягощенный проблемами.
- Как вы оцениваете ситуацию в зоне ведения боевых действий против сепаратистов?
- Ситуация очень тяжелая. В момент, когда к боевым действиям подключилась российская армия и прорвала границу, углубившись на 100 километров вглубь территории Украины, мы уже сейчас наблюдаем как, начиная с 10 часов вечера до 5 часов утра идут колонны. Это означает, что к сепаратистам поступают «Грады», «Ураганы», боеприпасы. Президенту России Владимиру Путину выгодно, чтобы на Украине был непорядок. Если бы сепаратистов не поддерживала Россия, то все уже завершилось бы нашей победой.

Россия отступит тогда, когда Евросоюз и США перейдут от слов к делу. Россия почувствует санкции Евросоюза через 3-4 года. Европе нужно не языком трепаться, а конкретные дела совершать. Санкции не будут действовать на Россию, потому что Европа зависима от поставок российского углеводородного сырья. Европа не может обойтись без российского газа и нефти, в отличие от США. Покупая российские углеводороды, Европа тем самым поддерживает экономику России. О каких санкциях может идти речь в этом случае?
Получается, что Европа не может отказаться от закупок российского углеводородного сырья, продолжает закупать и тем самым поддерживать экономику России. Одной рукой Европа ужесточает санкции против России, а другой поддерживает российскую экономику. Вот США могут вводить жесткие санкции против России, так как независимы от российских энергоносителей. А Франция не отказывается от контракта по продаже России десантных кораблей «Мистраль». Если от слов Евросоюз перешел к делу в вопросе санкций к России, то Москва почувствовала бы это на себе через год.
России выгодна война в Украине – от этого выигрывает российская оборонная промышленность. По указке Путина российские СМИ создают из Украины врага. Украинцы представляются в глазах россиян фашистами. Мы полностью проиграли информационную войну с Россией – теперь большинство россиян считают нас врагами. Подготовка к этому шла годами. В сознание россиян внедрялся стереотип, что украинцы являются врагами № 1. Сейчас Россия засылает к нам «вежливых людей». Несколько дней назад между населенными пунктами Свердловка и Горловка оказались около тысячи «вежливых людей». Половина из них пошла в сторону Донецка, а оставшаяся часть в Луганск.
Когда у сепаратистов появились несколько «Градов», они толком не попадали по нашим позициям. Снаряды перелетали наши позиции, а теперь «Грады» и мины попадают прямо в точку наведения с первого залпа. Это говорит о том, что в процесс включились корректировщики огня. Чтобы с первого залпа снаряд точно попал в цель нужно учиться минимум год. Неподготовленный человек этого не может сделать. При первых атаках на город Металлист против нас применяли гранатомет СПГ-9. Расчет гранатомета дергал за веревку, привязанную к спусковому механизму, прячась в укрытии. Прицельного огня из СПГ-9 против нас не было – сепаратисты боялись этого оружия. А сейчас по нам стреляют уже не c СПГ-9, а из «Градов», «Ураганов», «Игл» и «Буки». Чтобы навести самоходный зенитный ракетный комплекс «Бук» на цель необходимо минимум пять человек, прошедших специальную подготовку. Сепаратистов из «ДНР» и «ЛНР» не могли так быстро научить обращаться с подобным вооружением, чтобы сбивать самолеты на разных высотах. Это нужно быть очень хорошими профессионалами. Это даже видно по тому, как они передвигаются на поле боя тактическим бегом, чтобы избежать снайперского огня. Тогда ты убеждаешься, что имеешь дело с профессиональными военными.
- Некоторые украинские СМИ пишут негативную информацию о деятельности батальона «Айдар». О том, что «Айдар» в скором времени расформируют, бойцы батальон нарушают отданные им приказы, пытают пленных сепаратистов и пр. Хотелось бы узнать ваше отношение к этому?
- В здании, где мы с вами разговариваем, содержатся пленные сепаратисты, и вы можете лично убедиться в том, как с ними обращаются «айдаровцы». Наш батальон очень многие поливают грязью. Есть такой генерал-майор милиции Луганской области Анатолий Науменко. Находящийся в его подчинении отряд «Беркут» грабит местное население и представляет это как дело рук батальона «Айдар». Это происходит по причине личной неприязни Науменко - он не мог найти общий язык с командиром батальона «Айдар» Сергеем Мельничуком.
Как можно ставить начальником милиции области А. Науменко, известного в местных краях по прозвищу «Железный Толик»? Это прозвище он получил за то, что по всей территории Луганской области занимается нелегальным бизнесом по заготовке металлолома и вывозом его за пределы страны. У него на шее золотая цепь толщиной больше, чем у меня палец. Разве этим должен заниматься генерал? Это старый кадр коррумпированной милиции, который мы хотим выжать из системы. Мы за это боролись на Майдане.
После того, как мы освободили от сепаратистов населенный пункт Рубежное, туда заехал «Беркут». Нас там уже третий день нет, а «Беркут» грабит местное население. И вину за грабежи взваливают на нас. Эта старая система милиции, привыкшая грабит свой же народ.
Много СМИ пишут, что батальон «Айдар» неуправляем. У нас есть командующий войсками оперативного командования «Север», генерал-майор Виктор Бокий, которому  подчиняется наш командир С.Мельничук. Генерал-майор Бокий отдает ему приказы. Может наш батальон в системе плана и меняет тактику, но мы ее выполняем. Это делается с целью избегания больших потерь.
- Батальон «Айдар» на 80% сформирован из участников Майдана. Вам не кажется, что новая власть опасается активистов, которые взяли в руки оружие, чтобы защитить от врага Украину? 
-    Я повторюсь, так до вас я многим журналистам заявлял о том, что новая власть знает, что батальоны «Айдар», «Азов» и «Донбасс» готовы после войны с сепаратистами снова прийти на Майдан. Мы предупреждали новую власть неоднократно об этом. Мы приедем со своей бронетехникой и оружием. Я знаю, что когда-нибудь они захотят нас кинуть в большую мясорубку, чтобы нас стало меньше.
- То есть, вы недовольны политикой новой власти?
- Скажу так – мы недовольны системой кадрового подбора новой власти. В этом плане в стране ничего не изменилось.
- А плюсы новой власти вы видите?
- Многие проголосовали на президентских выборах за Петра Порошенко. Они надеяться, что таких ошибок как его предшественники Кравчук, Кучма, Ющенко и Янукович он не совершит. Ему есть на чьих ошибках учиться. Порошенко нужно дать хотя бы полгода времени. Ему досталось плохое наследие – валютные резервы страны исчерпаны, в стране экономический упадок, идет война. Я понимаю, что нам будет тяжело и дальше, но если у Порошенко будет сила воли и несмотря на всякие возражения он проведет в стране шоковую терапию, как это было в Польше, то Украина сможет выйти из глубокой ямы. Нужно, чтобы судьи выносили справедливые приговоры, чтобы молодые кадры обновили судебную систему. Старые кадры не могут осуществлять свою деятельность, соблюдая требования закона, так как коррумпированы. Милиция тоже не сможет побороть коррупцию. В стране до сих пор не принят закон «О люстрации». Необходимо создание комиссии из участников Майдана, которая должна проверить деятельность каждого чиновника. Через Майдан прошло много людей с высшим экономическим, техническим и юридическим образованием. Они бросили свою работу, чтобы сделать страну лучше. И они смогут очистить государственные кадры от чуждых элементов.
- Согласно моим наблюдениям, ваш батальон имеет на вооружении устаревшее стрелковое оружие советского производства, носит не единую полевую форму. Складывается мнение, что ваш батальон не снабжают оружием…
-  Дело в том, что «Айдар» является батальоном территориальной обороны Луганской области. Нужно отдать должное майору запаса Сергею Мельничуку, который создал воинскую часть №0624, позднее мы дали подразделению название «Айдар». Батальон должен был комплектоваться из жителей Луганской области. Вышло так, что когда С.Мельничук прибыл в область, ему удалось сформировать только один взвод. Он приехал к своим соратникам на Майдан с просьбой о помощи. И поэтому батальон на 80% сформирован из участников Майдана – жителей всех уголков Украины. А здесь кадровую политику формировали военкоматы Луганской области. Они специально тормозили процесс формирования батальона, чтобы меньше людей попало в наше подразделение. Они растянули процесс формирования до даты отмены мобилизации - 20 июня. И тогда они сказали: «Извините ребята, срок мобилизации завершен».
Когда наш батальон формировался, мы были под началом оперативного командования «Юг». У нас был один автомат на четырех бойцов. Батальон поднял шумиху в СМИ о том, что руководитель оперативного командования «Юг» генерал-лейтенант Руслан Хомчак специально не вооружает нас. Он и до сих пор мешает нашей деятельности, говорит, что «Айдар» это махновцы. Мы попросили командование «Север», чтобы они взяли батальон под свое крыло. Генерал-майор Виктор Бокий снабдил нас всем необходимым вооружением. У нас есть зенитки, крупнокалиберные пулеметы, скоро получим минометы. Но наши недоброжелатели тормозят поставку стрелкового оружия из военных складов оперативного командования «Север». После того как батальон «Айдар» героически прошел путь от Новоайдара до Рубежного, Северодонецка, Счастья, Металлиста, Георгиевки и других населенных пунктов, к нам стали присоединяться еще добровольцы. Поэтому нам до сих пор не хватает оружия. Сейчас мы эти вопросы решаем, и планируется, что нам дадут еще и бронетехнику.
Если у нас будет бронетехника, мы сможем уберечь наших бойцов. Были случаи, когда бронетехника покидала поле боя и наши бойцы оставались под огнем без их поддержки. Даже наши ребята были вынуждены заставлять под дулом автоматов экипажи танков двигаться вперед во время боя. Танкистов можно понять – они не были психологически готовы к подобной войне. А у «айдаровцев» силен боевой дух, в наших рядах немало участников войны в Афганистане и миротворцев, служивших в Ираке, но самое главное, что мы прошли огонь, воду и медные трубы на Майдане.
- Ранее вы сказали, что если новая власть не приступит к искоренению коррупции, то вы снова вернетесь на Майдан, но на этот раз с оружием. Не кажется ли вам, что это будет нарушением конституционного порядка?
- Очень хорошо, что вы упомянули про нарушение конституционного порядка. А что разве новые власти не нарушают конституционный порядок? Мы хотим помочь Порошенко очистить страну от коррумпированных кадров. У нашего президента, за которого многие майдановцы голосовали, очень медленно идет процесс очищения кадров.
- Предположительно осенью текущего года в Верховную Раду состояться досрочные выборы. Ваши сторонники могут баллотироваться в парламент, а после победы принять участие в процессах оздоровления общества.  
- Я полагаю, что в Украине, как и во многих странах мира, чтобы баллотироваться в парламент необходимо иметь немалые деньги. Простой человек не сможет без денег стать депутатом. Процесс подготовки к выборам, агитация и прочее -  все это требует денег. Например, у меня, простого солдата, нет таких денег.
- Наверняка у вас найдутся состоятельные сторонники, которые смогут оказать финансовую помощь для избрания в парламент.
- У нас есть такие сторонники, но если они меня продвинут в парламент, то потом скажут, что мы тебе помогли, теперь твоя очередь возвращать долги. Это не выход.
- Но если вы вернетесь на Майдан с оружием, то Украина снова окажется в пучине хаоса…
- Я хочу рассказать вам одну историю. Два года назад я ехал в электричке. Рядом со мной сидел старый человек лет 80, весь в орденах. Было видно, что он воевал в окопах, а не сидел в кабинетах во время войны. Мы разговорились на тему политики. Старик сказал мне, что если Верховная Рада не справляется, то нужно вывести всех депутатов и расстрелять. Если депутаты второго созыва парламента тоже не оправдают надежды народа, то их тоже расстрелять. И тогда депутаты третьего созыва уже будут работать на пользу общества, а не набивать карманы. Это, конечно же, жестко, но это сказал старик, прошедший войну.
В Украине большой разрыв между зарплатами депутатов и простых граждан. Пусть депутат месяц проживет на минимальный прожиточный минимум, посмотрим, как скоро он протянет ноги. Депутаты пользуются большими привилегиями, имеют социальные пакеты. Но при этом не утруждают себя служению народа. Приходят на заседание парламента, и если нет кворума, то уходят. Помимо этого они выходят на каникулы, отдыхают по праздникам. И заметьте, за все это они все же получают зарплату. Пенсионеры с трудом сводят концы с концами, а депутатам наплевать на нужды малообеспеченных слоев населения.
Виталий Кличко был у нас в палатке на Майдане, заверял, что выполнит свои обещания. А сейчас, когда к нему обращаются наши сторонники, он отрекается от своих слов. Мы помогли В.Кличко прийти к власти, а простые майдановцы ничего не получили. Мы вышли на Майдан, чтобы простой народ жил лучше. Что же теперь изменилось? Те, кто сейчас пришел к власти, поменяли свои маски. Они забыли о своих обещаниях по проведению реформ и улучшению жизни народа.  Теперь коррупции стало гораздо больше, чем при Януковиче.
- Недавно бойцы вашего батальона пленили помощника министра обороны самопровозглашенной Южной Осетии Тамерлана Еналдиева. Комбат Сергей Мельничук рассматривает возможность обмена этого военнопленного на летчицу Надежду Савченко, воевавшей в составе «Айдара» и попавшей в российский плен. Однако Т.Еналдиева пытаются отобрать у батальона другие высшие армейские чины. Что вы можете сказать по этому поводу?
- К процессу освобождения Надежды Савченко подключились люди, и если они потребуют Т.Еналдиева для обмена, то мы согласимся на это. Помимо Т.Еналдиева у нас есть и другие военнопленные для того, чтобы на переговорах по обмену был дополнительный аргумент.
- Если такой вариант обмена Н.Савченко будет опровергнут, что вы будете делать в дальнейшем с Т.Еналдиевым?
- Полагаю, что если Т.Еналдиева не согласятся обменять на Н.Савчиенко, то есть заинтересованные люди, даже в самой Украине, которые могут этого пленника использовать в других целях. Однако, уверен, что Н.Савченко все-таки освободят.
- Каких национальностей люди воюют в вашем батальоне?
- Среди наших бойцов помимо украинцев есть русские, узбеки, евреи, крымские татары, афганцы, чеченцы и азербайджанцы. Это граждане Украины, которые много лет прожили в этой стране и готовы с оружием защищать ее. В составе нашего батальона воюют даже граждане других стран, украинского происхождения.
Заур Нурмамедов (город Счастье, Луганская область Украины)