ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, березня 20, 2010

Блеск и нищета подводного флота России




19 марта у российских подводников праздник, правда, со слезами на глазах. 104 года назад по указу Императора Николая II подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей (до этого они относились к миноносцам).
А уже во время Первой мировой войны их количество достигло 40. Поразительно и печально: сегодня в составе Российского флота осталось примерно столько же субмарин. Конечно, по возможностям они пока ещё превосходят дореволюционные.
И, тем не менее, у многих россиян сегодня есть официальный повод вспомнить блестящую историю нашего подводного флота и поднять за него чарку. Приказом главнокомандующего ВМФ № 253 от 15.07.1996 года дата 19 марта объявлена Днем моряка-подводника.
Первое соединение подводных сил России - бригада ПЛ - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Она включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». В ходе Первой мировой войны это соединение возросло до дивизии ПЛ, в состав которой вошло 40 субмарин.
За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, насчитывавшим 267 субмарин.
Всего же Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов, и, с учетом царской России, свыше 1000 - дизельных.
РАСКЛАД НА СЕГОДНЯ
В СМИ в последнее время многие едва ли не хоронят наш подводный флот: за годы реформ он сжался, как шагреневая кожа, прижался к прибрежной зоне, потерял перспективы развития. Так ли уж всё плачевно?
Поскольку сегодня праздник, начну с хорошего. Подводный флот России сохранил высочайший боевой дух, закалился в ходе убийственных реформ. Моряки-подводники, хотя и усечённым составом, продолжают нести боевую службу в Мировом океане, держат на «мушке» стратегические объекты США, не давая возможности агрессивным силам вступить в боевое противоборство с Россией. Несмотря на тяжёлые времена, флот исполняет свой долг, уходит в океан, погружается под лёд, устанавливает мировые рекорды. Приведу несколько примеров.
РПКСН К-18 (командир Юрий Юрченко) всплыл на Северном полюсе, и экипаж торжественно поднял Государственный и Андреевский флаги. РПКСН К-407 (командир Сергей Егоров) впервые в истории ВМФ выполнил ракетную стрельбу полным боекомплектом, а не одиночными ракетами. РПКСН «Новомосковск» (командир Александр Моисеев) из подводного положения осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» ракетой РСМ-54С.
Правда, злые языки утверждают, что в данном случае мы имеем тот случай, когда эти достижения происходят вопреки, а не благодаря заботе «партии и правительства». И действительно, за годы реформ наш флот количественно уменьшился в несколько раз. Он теперь имеет сугубо оборонительную направленность: 57% его корабельного состава предназначены для борьбы в прибрежной зоне и только 18% построены для океана. Но так называемая реформа продолжается.
Военно-морскому флоту она аукнется невосполнимыми потерями: из 240 воинских частей и соединений в его составе останутся только 123. Сокращения коснутся даже экипажей многоцелевых атомных подводных лодок, в том числе подразделений БЧ-5, ответственных за обслуживание атомных реакторов. Если реформа будет доведена до конца, через несколько лет в строю останется не более 5-6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. На них можно будет разместить всего 20% ядерных боезарядов от уровня, установленного для России договором СНВ-2 (неизвестно, что будет в новом ДСНВ). Будьте уверены, у наших «партнеров», недавних вероятных противников из США, окажется в готовности полный набор - до единички! Если мы решительно не изменим отношение к флоту вообще и к подводному, в частности, Россия перестанет быть обороноспособной страной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Судите сами. По данным открытой печати, в нашей главной базе подводных сил — на Северном флоте, осталось 18 атомных ракетных подводных лодок (в 1991 году было более 40). Из них: несущих баллистические ракеты в строю — 15, несущих крылатые ракеты — 3. Имеется 7 атомных торпедных лодок. Возраст АПЛ - от 1981 года («Дмитрий Донской») до 2002 года(«Гепард»). У последней вся документация разрабатывалась в 80-х годах прошлого столетия, а закладка произошла в сентябре 1991-го. В общем, ещё советский арсенал.
На Тихоокеанском флоте осталось только 5 ракетных подводных лодок стратегического назначения (из 46 в доперестроечный период), возрастом от 1979 до 1982 года. На Балтийском флоте из 32 дизельных подводных лодок советского времени осталось 2. А, например, только в ВМС Польши имеется 5 подводных лодок, причём 4 из них выпуска 2002-2004 годов. На Черноморском флоте из 30 подводных лодок в строю осталась 1. Для сравнения, только у Турции имеется 13 самых современных субмарин германской постройки.
ЧТО ИМЕЕТСЯ У США?
Американский атомный подводный флот включает около 70 боевых единиц. Особо хочу подчеркнуть, что несмотря на миролюбивую риторику в отношении России, в последнее время число выходов атомных субмарин ВМС США в воды Мирового океана значительно превышает масштабы патрулирования его акватории в годы «холодной войны». Данные, опубликованные Пентагоном (наверняка заниженные), показывают, что на счету американских стратегических субмарин-ракетоносцев в 2008 году - в три раза больше походов, чем у российских. Да и вообще все ПЛАРБ России, Франции и Великобритании вместе взятые в течение 2008 года совершили меньше выходов в океан, чем американцы.
Названа цифра: 31 патрульный рейс в течение одного года – это самый высокий показатель боевых дежурств американских ПЛАРБ за всю предшествующую историю подводного флота. Это свидетельствует о том, что США ничуть не стали менее агрессивны с распадом СССР. Скорее, наоборот.
В США вообще долю ВМС в общем военном потенциале страны всего через несколько лет намерены увеличить минимум в два раза. Значит, в два раза сильнее станет звездно-полосатая рука, совсем недавно наотмашь лупившая по Балканам и по Ираку с палуб авианосцев, из ракетных погребов эсминцев и шахт подводных лодок. И нам следовало бы сделать всё возможное для усиления своей подводной стратегической составляющей. Но вот беда — реформы не дают этого сделать. Да еще многое другое
.
ПОЧЕМУ МЫ ОТСТАЁМ
Недавно объявлено, что скоро будет спущена на воду первая чисто российская атомная подводная лодка «Северодвинск». Многие обрадовались: может быть, это начало возрождения подводного флота России? Честно говоря, только в честь праздника подводников можно высказать такую надежду. Реально же одна подводная лодка погоды не сделает. Их нужно много, им нужна современная инфраструктура, а также — современная начинка. Но технологически мы страшно отстали за годы реформ, к тому же потеряли кадры.
Недавно я слышал, как главный конструктор бывшего советского авианосца «Адмирал Горшков» жаловался, что на доработку корабля для Индии даже сварщиков приходится искать по всей России, что уж говорить о более интеллектуальных работягах. Они давно разбежались из российского кораблестроения из-за флотской нищеты.
Реформаторы обещали прорывной проект - «Булаву», но он оказался тупиковым. Похоже, вбухав в эту ракету морского базирования гигантские средства, минобороны спускает проект на тормозах. Недавно министр обороны Сердюков на заседании коллегии военного ведомства в присутствии президента России Дмитрия Медведева заявил: «Испытания «Булавы» идут пока не очень успешно, но, тем не менее, мы ищем причины». А потом добавил главное: «В ближайшие десятилетия (!) мы будем использовать «Синеву». Напомню, «Синева» - жидкостно-реактивная ракета для ВМФ, которая отработана и уже успешно используется на наших подводных ракетоносцах. Однако зачем-то понадобилось вбухивать гигантские средства в то, чтобы сухопутную баллистическую ракету переделать в морскую.
Деньги «съели», а результата нет. Было произведено 13 испытательных пусков ракеты, из которых только пять признаны успешными. Все они производились с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941УМ, класс «Акула», по классификации НАТО − «Тайфун»), специально модернизированной для испытаний «Булавы». Под ракету «Булава» разработали подводные ракетные крейсера стратегического назначения проекта 955 («Борей»), которые сейчас строятся на «Севмашпредприятии»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». Эксперты неоднократно отмечали, что если «Булава» так и не будет запущена, дорогостоящие ракетоносцы останутся без подходящего применения. Это - ещё куча средств, которые могли бы пойти на реальную, а не убийственную для флота реформу.
Беда в том, что выводов, похоже, так и не сделано, ведь верховный главнокомандующий на заседании коллегии минобороны, о котором упоминалось выше, сказал, что удовлетворён ходом реформ, и они будут продолжаться. В каком ключе, пока не ясно, ведь о «перспективах» у нас часто узнают, когда уже «поздно пить баржоми». Приведу лишь несколько выдержек из прессы, которые дают представление о дальнейшем ходе реформ подводного флота России.
Тихоокеанский флот в ближайшие несколько лет будет сокращен на 5 тысяч военнослужащих. Об этом сообщил РИА Новости представитель штаба ТОФ.
На Северном флоте начинаются массовые сокращения офицеров, служащих на атомных подводных лодках. Предполагается, что их места займут сержанты-контрактники. Офицеры из экипажей многоцелевых атомных подводных лодок будут сокращены в ходе реформирования Северного флота. Об этом сообщил «Интерфаксу» один из офицеров, подлежащих сокращению. «Командование дивизии АПЛ проекта 971 («Щука», по классификации HАТО — «Акула»), которое дислоцировано в поселке Гаджиево, заявило о предстоящем сокращении штатных офицерских должностей на данных лодках. «Как правило, под сокращение попадают молодые офицеры в звании до капитан-лейтенанта», — рассказал офицер, пожелавший остаться неназванным. По его словам, в каждом экипаже АПЛ будут сокращены штатные должности командиров групп и инженеров практически всех боевых частей корабля.
Это касается даже таких подразделений, как БЧ-5 (боевая часть), отвечающая за обслуживание атомного реактора. «В результате данного сокращения экипаж лодки, насчитывающий 73 человека, будет сокращен на семь офицеров. Предполагается, что их места займут военнослужащие контрактной службы», сообщил офицер и добавил, что сокращаемым офицерам командование предлагает писать рапорты на увольнение в запас или о желании служить дальше. При этом, на каких должностях они могут продолжить службу, неясно. Он заметил, что среди сокращаемых царит если не паника, то явно упадническое настроение, а более опытные офицеры откровенно говорят, что такими сокращениями на флоте способствуют повторению трагедии, случившейся с АПЛ «Нерпа» на Дальнем Востоке.
И все-таки закончить хочу оптимистически. Кто-то из флотоводцев сказал: «Флот — показатель здоровья государственного организма, показатель государственного ума правителей и мерило великодержавности». Верю, что не всегда государственное скудоумие будет править бал в России.
Из досье «СП»:
*За последние сто лет в подводных силах России находилось 1150 подводных лодок, в том числе 269 — атомных. По отечественным проектам были построены 1083 подводных корабля (1044 для нашего флота и 39 для иностранных флотов), а 67 подводных лодок были либо закуплены за границей, либо построены по иностранным проектам, либо получены по репарациям или в качестве трофеев.
*Общие советско-российские потери составили 130 подводных лодок: 29 — в Первую мировую и Гражданскую войны (1914—1920 гг.); 101 — во Вторую мировую войну (1939—1945 гг.) В результате аварий и катастроф в 1909—2000 годы были потеряны 33 подводные лодки.
*Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса:
самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»); 
капитан 1- го ранга Сергей Турченко. Свободная Пресса. 19.03.2010г

Немає коментарів:

Дописати коментар