ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятницю, листопада 05, 2010

Глава из книги контр-адмирала Н.Г.Мормуля " Подводная эпопея"

ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖЕЙ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В США И СССР
В первые годы вступления в строй в ВМС США атомных подводных лодок командиры, как правило, назначались из числа опытных офицеров-подводников, имевших большой стаж службы на дизель-электрических лодках
. Предпочтение отдавалось участникам Второй мировой войны. Еще до занятия должности офицеры проходили переподготовку: изучали атомную энергоустановку на подземном прототипе реактора в штате Айдахо (г.Арко). Срок обучения в то время составлял шесть месяцев. Им также читались курсы: атомная физика, электро-и электронное оборудование подводных лодок, корабельные системы и оборудование, вооружение и оружие. Преподавали представители фирм-строителей и поставщиков оборудования. Все офицеры ВМС США, будущие атомщики, проходили шестимесячную подготовку на офицерских курсах в Нью-Лондоне или Мэр-Айленде, причем при поступлении требовалось знание математики и физики в объеме первых двух курсов университета.
Для поступления в кадровое училище ВМС США в Ньюпорте или Аннаполисе нужно было представить рекомендации от президента, вице-президента, минимтра обороны или минимтра ВМС. Программа обучения здесь рассчитана на четыре года.
Офицерский корпус ВМС США в середине 80-х годов насчитывал более 90тыс.человек, из них 48% выпусников системы вневойсковой подготовки. Служить на флоте - большая честь для каждого, ведь пять президентов страны были флотскими офицерами - Д.Кеннеди, Л.Джонсон, Р.Никсон, Д.Форд, Д.Картер. Разрешено служить на флоте на офицерских должностях и женщинам. Девяти из них присвоены высшие офицерские звания, в том числе двум - адмиральские*.
Командиры кораблей флота США - продукт тщательной, многолетней селекции (около 900 человек). Элита флота - группа командиров ракетных подводных крейсеров стратегического назначения - около 300 человек, что не превышает 0,1% общего числа офицеров. В их руках около 50% носителей стратегического ракетно-ядерного потенциала. Пусть на командирский мостик обязательно предполагает прохождение профессиональной переподготовки, чередование службы на берегу и кораблях, причем служба в море раза в три продолжительнее, чем на берегу. Вот пример кандидата в командиры подводного ракетоносца: не менее 10-15 выходов на боевое патрулирование в самых разных должностях (старпом, интенданта, вахтенного инженер-механика, связиста, штурмана, ракетчика), полтора-два года службы на атомных подводных лодках. Общий стаж службы в офицерских должностях к этому времени составляет 13 лет.
Высшее и среднее звено командования флотом США имеет опыт военных операций во Вьетнаме, на Кубе, в Ливане и Гренаде, службы в 6-м американском флоте на Средиземном море и 7-м на Дальнем Востоке и Индийском океане. Так, командующий 6-м флотом вице-адмирал Мартин и командир авианосца "Нимиц" К.Игл, в прошлом морские летчики, были сбиты над Вьетнамом и несколько лет находились в плену.
Главной фигурой на атомной подводной лодке считается инженер ядерной силовой установки. Большинство командиров атомных подводных лодок США - это бывшие инженер-механики, занимавшие должность главного инженера-ядерщика (на советских атомных лодках - это командир БЧ-5, дорога которому к командирскому мостику закрыта - аргументы неизвестны). Безусловно, офицерский корпус ВМС США состоит из профессионалов, а их преданность делу подкрепляется высокой материальной основой. В печати США широко рекламируются корабли, не имеющие многие годы аварий и чрезвычайныйх происшествий, поднимаются на щит их командиры и офицеры, обладающие высокой личной подготовкой.
Экипажи первых атомных подводных лодок США комплектовались за три-четыре года до вступления корабля в состав ВМС. Все это время они напряженно учились и отрабатывали навыки по специальностям. Скомплектованный экипаж из старшин и матросов на курсах отбирается за 48 недель.
Основная подготовка матросов и старшин начинается с приходом на корабль. Руководят ею старшие по званию и более опытные моряки того же профессионального профиля. Курс длится 10-12 месяцев по 12 часов занятий в сутки. Он включает изучение всех систем и механизмов корабля с последующей сдачей зачетов. Отрабатывается взаимозаменяемость личного состава на боевых постах. Каждый член экипажа должен быть готов профессионально действовать на том боевом посту, где его застал сигнал аварийной или боевой тревоги. В этом залог живучести лодки. Общая продолжительность формирования специалиста-подводника в США составляет 3-3,5 года.
Операторы реакторной установки, ракетчики, электронщики готовятся в течение двух лет на курсах при университете. После освоения определенного объема теории выпускники направляются на курсы, заканчивают теоретическое обучение и получают диплом техника. Непосредственно на флоте также имеются краткосрочные курсы для переподготовки экипажа по новой технике. Занятия по теории и практике баллистических ракет организовала фирма "Локхид".
Кроме того, для обеспечения боевой подготовки экипажей атомных лодок в США создано два учебных центра в Нью-Лондоне и Чарлстоне. Они профилируются по следующим направлениям боевой подготовки: ракетному, штурманскому, вспомогательным механизмам, водолазному делу, сварке, станкам и приборам.
После отработки слаженности экипажа в плавании и выполнения задач боевой подготовки личному составу ракетных атомных подводных лодок предстоит:
60-суточное патрулирование в районе стартовых позиций и возвращение в базу;
передача подводной лодки второму экипажу и проведение межпоходового ремонта за 12-15 дней;
30 суток отпуска для всего экипажа с выездом на родину*;
30 суток усиленных тренировок в учебных центрах на тренажерах и других установках;
возвращение на базу, прием материальной части подводной лодки от пришедшего с моря экипажа, межпоходовый ремонт и выход на боевое патрулирование.
При 90-суточном патрулировании общая продолжительность отпуска и отработки в учебном центре также равна 90 суткам. Смена экипажей и тренажеры позволяют содержать в боевом составе большее число кораблей, беречь ресурс их оборудования и проходить обучение без отвлечения кораблей от основной задачи.
Еще в 60-х годах ВМС США построили комплексные тренажеры для отработки навыков подводников. Вычислительный центр тренажера помогает имитировать все виды деятельности атомной лодки под водой и на водной поверхности. Пульты управления на тренажере точно копируют размеры и расположение ключей, кнопок и приборов на пультах подводной лодки. Преподаватель, ведущий подготовку, находится за таким же пультом, как стажер, и следит за правильностью его действий. Он может немедленно прервать неправильные действия или дать дополнительную вводную, имитируя аварию или изменение режима. На тренажере имеется купол звездного неба и перископы, облегчающие подготовку штурманов и ракетчиков. Комплекс имитирует также обстановку современного боя с параметрами движения целей и воспроизводит их на индикаторах в соответствии с видимыми размерами и естественной окраской.
Для обучения ракетчиков в период боевого патрулирования на ракетоносцах установлены тренажеры, имитирующие ситуации, возникающие при пуске ракет, в том числе и неисправности. К настоящему времени десятки тысяч человек прошли указанную систему подготовки.
Экипажи первых атомных подводных лодок СССР готовились на подземных стендах (аналогах атомных подводных лодок), построенных на первой атомной электростанции в Обнинске. Экипажи подводных лодок "К-3" и "К-5" формировались в течение 1954-1956гг. Лекции им читали представители Института атомной энергии им.И.В.Курчатова, Минсредмаша и других ведомств. Личному составу этих экипажей платили 50-процентную надбавку к месячному денежному содержанию. Хотя экипажи "К-3" и "К-5" числились как самостоятельные войсковые части, офицерский состав БЧ-5 совместно нес вахту по своей специальности на первой атомной подводной лодке. Разделение произошло после спкска на воду лодки "К-5" в 1958г.
Командиры первый атомный подбирались с дизель-электрических подводных лодок, как и старшие помощники, и командиры БЧ-5. Предпочтение отдавалось специалистам, имевшим большой опыт подводной службы, и участникам Великой Отечественной войны. Так, на первую лодку были назначены: командиром - капитан 2 ранга Л.Г.Осипенко, старпомом - капитан-лейтенант Л.М.Жильцов, командиром БЧ-5 - капитан-лейтенант-инженер Б.П.Акулов; на вторую - командиром-капитан 3 ранга В.С.Салов, старпомом - капитан-лейтенант-В.Д.Зерцалов, командиром БЧ-5 - капитан-лейтенант-инженер Ю.А.Агаджанян.
Ныне в России одна военно-морская академия (в Санк-Петербурге), семь военно-морских училищ (пять в Санкт-Петербурге и по одному в Калининграде и во Владивостоке), одно Нахимовское училище (в Санкт-Петербурге). Альма-матер флотских офицеров - бывший Морской кадетский корпус, ныне Высшее военно-морское училище им.Фрунзе и Высшее военно-морское инженерное училице им.Дзержинского. Последнее основано при ПетреI как минные курсы и размещается в здании Главного адмиралтейства. Срок обучения в военно-морских училищах России - пять лет. После окончания училища и защиты диплома вручаются погоны лейтенанта и кортик. При назначении на атомную подводную лодку офицеры, как правило, в составе экипажа проходят подготовку в учебных центрах, после выполнения боевой службы и отпуска - переподготовку на тренажерах.
Среднее звено специалистов готовится в шести школах старшин-техников, расположенных в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Владивостоке, Северодвинске, Калининграде, Хабаровске. Срок обучения -два года. После ее окончания вручается диплом по соответствующей специальности и присваивается звание - мичман. В свою очередь выпускники обязаны заключить с Военно-морским флотом контракт на службу на атомной подводной лодке не менее, чем на пять лет. Рядовой состав проходит обучение и подготовку после призыва на флот в течение года в учебных отрядах подводного плавания (подплавах), затем почти год обучается под руководством старшин и офицеров на лодке. Сдают зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию своего боевого поста. В этот же период изучаются необходимые сисемы и механизмы, прививаются навыки по обеспечению живучести отсека и подводной лодки. Обязательно отрабатывается взаимозаменяемость на боевых постах.
Офицерский состав ВМФ при занятии определенной должности и наличии стажа может поступать учиться в Военно-морскую академию им.Н.Г.Кузнецова по своей специальности. Для будущих командиров существуют командирские классы.
Приоритет на занятие должности командира атомной подводной лодки имеют офицеры всех специальностей (кроме инженер-механиков), в первую очередь штурманы.


* В Советском Союзе служба на офицерских должностях разрешена женщинам в должности рядовых, старшин, мичманов, офицеров, но не на кораблях.
* Ракетоносцы США базируются в Англии (Холи-Лох), Испании (Рота), на Тихом океане.


Немає коментарів:

Дописати коментар