ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середа, червня 15, 2011

ИЗ РАССКАЗА БЫВАЛОГО МОРЯКА-НАДВОДНИКА На боевой службе в составе Средиземноморской эскадры со снабжением всегда были проблемы, особенно в отдельном плавании. А у "Москвы" проблемой №1 всегда была вода для л/с (мытьевая и питьевая).

 И вот после многомесячной еженедельной бани забортной водой (специальное мыло выдавали), вдруг, в жаркий июльский день, где-то в Море Альборан, по всем линиям слышим: - "Команде приготовится к построению по большому сбору. Форма одежды ... трусы. При себе иметь банные принадлежности." Через пять минут, как положено, по кораблю горн и "Большой сбор!" Экипаж в 800 с лишним человек, как обычно, построился по периметру полетной палубы. Проверили наличие, доложились, опоздавшие добежали к строю, послали за не вышедшими - в общем ничего необычного ... только ВСЕ в трусах. - "Командирам БЧ - прибыть к дверям верхнего ангара к старшему помощнику!" - Ну, думаем, щас всё пояснят. Ждем. Не спеша "бычки" вернулись к строям. Физиономии растерянно-необычные, без звериного оскала. - "Внимание, БЧ! У нас прямо по курсу дождевые облака. Стоять на местах, никого не отпускать, приготовить банные принадлежности. Купаться будем!" Действительно, минут через пять пкр, на своих "гвардейских" 14 узлах, вошел в косую полосу тропического ливня. И началась потеха! Трусы - долой, мыло на голову и на другие места - 800 мужиков на полетной палубе, как под душем истово начали мыться даровой водой. Минут через десять все кончилось - кто не успел, тот опоздал! Но повеселились в волю. "Разойдись!" Боевая служба на противолодочном крейсере "Москва" продолжалась.
 
«О кают-компании».
После 17 года и по наше время кают-компания перестала быть офицерским клубом или место свободного общения офицеров. Это место приема пищи в соответствии с распорядком дня, место проведения служебных совещаний, разборов, проведения судов чести (за пьянки) и ... все. Появление офицера в любое другое время в этом помещении вызывает недоумение у "гарсонов" и искреннее удивление у старпома ("Лийтинант, Вам что - заняться нечем, у Вас в батарее нет замечаний? А ну, покажите вашу вентиляторную №116!"). Поэтому офицеры предпочитают в свободную минуту закрыться в каюте и "слушать наличие ПЛ под килем". У нас был один очень наивный молодой офицер (из студентов, разумеется), который на собрании по выбору заведущего кают-компании высказал пожелание:
- " А почему бы нам, вместе с закупкой продуктов для кают-компании, не покупать ещё и пару ящиков пива. Я бы не отказался после обеда освежиться бутылочкой холодненького!"
После этой речи 55 разновозрастных офицеров сначала пару минут сидели в абсолютной тишине, а потом минут 15 до слез гоготали - старпом не мог успокоить.
 
Легенда середины 50-х:
На флоте тогда много внимания уделяли спорту. Постоянно по любому поводу проводили спартакиады, соревнования. Преобладали "морские" виды спорта. И так получилось, что авиаторы (Кача) несколько лет подряд выигрывали у моряков (эскадра) соревнования по плаванию! И тогда по приказу командира эскадры в летний период увольнение и сход на берег команд линкоров и крейсеров, стоящих тогда на многочисленных бочках в Северной бухты, стал происходить ... в плавь! Подобно "звездному заплыву" моряки плыли рядами и колонными "при офицерах" и в сопровождении барказов с формой. На следующей олимпиаде победа моряков в соревнованиях по плаванию была безоговорочная.
 
И ещё одна легенда:
" В году после 1956-го в авиацию ЧФ стали поступать на вооружение первые Ту-16. Черноморский флот только стал оправляться после трагедии "Новороссийска". Сменившееся командование пыталось, после «высочайшего» объявления, что "офицеры Черноморского флота погрязли в некомпетентности и барстве", восстановить порядок и дисциплину в севастопольских бухтах и прилегающих частях. И вдруг ...
Однажды к вечеру два наших Ту-16 из состава ВВС ЧФ возвращались из испытательного полета к берегам Турции на, до боли родной, аэ Гвардейское. Маршрут проходил через ГБ Севастополь. Но ... толи полет был очень секретным, толи черноморские начальники ещё не совсем отторгнули "барство" - ОД ЧФ и дежурный по ПВО - ничего не знали и не догадывались. После доклада о появлении над ГБ неопознанных самолетов "вражеской" наружности, было принято волевое, очень решительное решение - всем дежурным средствам ПВО флота и базы - открыть огонь!!!
Начался фейерверк - не чета салюту на День Флота! Стреляло - ВСЁ!!!
После прохода без повреждений обоих Ту-16 над ГБ и успешной посадки, была назначена комиссия из Москвы с задачей разобраться в инценденте.
Понятно, что комиссию возглавляли люди опытные, сталинской закваски.
Задавалось только два вопроса:
- "Почему открыли огонь?"
- "Так - что, тщь генерал, думали - вероятный противник, разведчик, а то и хуже ... !"
- "А почему не сбили!!!?"
- "......................!!!"
 
«Мальчики» в черном …
В году, наверно, 1979, мы на крейсере заходили с неофициальным визитом в Югославию, порт Дубровник. Вместе с нами, за компанию, по команде ГШ ВМФ, пристроились в кильватер БПК пр.61М и ... дизельная ПЛ, кажется, проекта 641, как потом выяснили, с Северного флота. Опытному глазу было видно, что лодка находилась в море, в автономке, мягко говоря, очень давно и её команда уже и не чаяла до конца затянувшегося похода оказаться на берегу, да ещё в Югославии, в международном курорте Дубровник! Был разгар лета по средиземноморским меркам. Мы, первые счастливчики, после нескольких инструктажей, строго разделенные на "пятерки", с первым сходом, наконец , вылезали из барказов на курортный берег (крейсер в порту не помещался и стоял на рейде). За минуты до этого наши барказы проходили мимо стоявших лагом БПК, а к нему левым бортом подводной лодки. Подводники, конечно, к заходу, как имели возможность, привели её в порядок, но при близком рассмотрении было ясно - ребятам досталось от моря "по полной". "Пятерки" во главе с молодыми офицерами крейсера стали вытягиваться на выход из порта на набережную, предвкушая увидеть все красоты 500-летнего города. Первые спешащие, начали нагонять, чуть ранее сошедших, горстку подводников-северян. Солнце уже перестало греть, а начинало жарить, утренняя прохлада прошла. Подводники шли парой "пятерок" во главе с капитан-лейтенантом. Первое, что бросилось нам в глаза - это ослепительно белые лица, с легким синевато-зеленым оттенком, сильный прищур от южного солнца и ... темная форма одежды (на флоте называется "форма №3"). Шли они медленно, как бы уже устало, в взглядах было хроническое безразличие ко всему, что их окружало, шли как "автоматы". С формой было все понятно - ребята, видно так давно уходили в море, что и не думали брать с собой летние форменки, а офицеры лодки, видно в знак солидарности с матросами, тоже одели тужурки. Но это не помешало кому-то из наших лейтенантов, поравнявшись с лодочным офицером, задать каверзный вопрос с флотской подколкой, мол, "чё - это вы?"
Как нам в ту минуту показалось, "старый, замшелый, обросший ракушками" капитан-лейтенант подводного флота, выждав положенную по ситуации паузу, ответил не слишком громко, но веско: "Мальчики Деница" - должны быть в черном!"
Противолодочный крейсерский народ "выпал в аут"!
 
На крейсере летная погода.
Иногда, очень неприятные флотские были, если хорошо, без тяжких последствий заканчиваются, в последствии становяться анекдотом "из жизни". Так было и на ПКР "Москва" в далеком прошлом: боец БЧ-2 работал по обслуживанию АП СУ "Шторм-М" ЗРК-2 прямо над крышей ходового поста и каким-то образом, несмотря на все меры предосторожности, оттуда свалилися, пролетел мимо окон ходового и зацепился робой за АП РЛС "Дон", отделался испугом ходовой вахты, своих начальников и царапинами. Уже к вечеру по кораблю пошел гулять анекдот.
"На ходовом командир Шайкин и комбриг. Сидят каждый в своем кресле, смотрят вперед. Вдруг мимо их взоров пролетает матросик, раздается глухой удар и сдержанный мат. Ходовой невозмутим. Через пару минут комбриг замечает командиру: "Что-то у Вас, Семен Данилович, матросы разлетались?!" Семен, как всегда жуя папиросу, не внятно, скороговоркой - "Так, тащ адмирал - погода ж летная!!" - "А-ааа..."

Женщины на флоте.
В 1982 году ПКР "Москва" заходил с визитом в Луанду (Ангола), там у нас была небольшая ВМБ и очень большая рыбо-промысловая база. Задача - "подтянуть штаны" президенту Душ-Сантошу перед очередными его выборами. Принимали много различных делегаций, в том числе, конечно, делегацию командования и ГШ ВМС Анголы. Весь флот Анголы тогда состоял из наших бывших кораблей и катеров и соответствовал по численности, примерно, современной ВМБ Новороссийска, только более разнороден. Внимание всех тогда на борту привлекла огромная тетка-негритоска в составе этой делегации в фуражке и тужурке с погонами "капитан-лейтенант" советского образца для ВМФ. Всех на корабле интересовали только два вопроса: как она вообще натягивает на себя эту тужурку (ну, очень тесная в груди) и что она делает в ВМС Анголы. Со вторым вопросом оказалось проще - она была ... начальником управления кадров ВМС Анголы!

Немає коментарів:

Дописати коментар