ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середа, червня 15, 2011

Фёдор Алексеевич Видяев Помним,Чтим о нем Память.

 Родился 7 ноября 1912 года в поселке Степная Шантала Самарской губернии. В 1921 году он вместе с семьёй переехал в Мурманск. В1932 году Фёдор по путевке Мурманских) комсомола направляется учиться в г. Ленинград, в военно-морское училище им. Фрунзе
      В193 7 году был назначен командиром рулевой группы подводной лодки Д-2 дивизиона подводных лодок Северного флота.
.
     В 1938 году принял участие в знаменитом ледовом походе ПЛ «Д-3» для снятия с дрейфующей льдины героической четверки папанинцев: Папанина, Кренкеля, Федорова, Ширмова.                              

     Летом 1938 года лейтенант Видяев назначается командиром штурманской боевой части ПЛ «Д-2». Летом 1939 года ПЛ «Д-2 » совершила переход из Кольского залива в Ленинград для постановки лодки в ремонт. Там он познакомился со своей будущей женой Марией Ивановной. С октября 1939 г. по октябрь 1940 г. он учится на классах и после их окончания назначается помощником командира ПЛ « Щ-421».                               

     22 июня 1941 года подводная лодка «Щ-421» вышла в свой первый боевой поход под командованием капитан-лейтенанта Н. А. ЛУНИНА.
     В декабре 1941 года на боевом счету подводной лодке было уже три потопленных фашистских транспорта общим водоизмещением 20000 тонн. Федор Видяев одним из первых членов экипажа был награжден своим первым орденом Красного Знамени. 4 марта 1942 года. В связи с уходом Н.А. Лунина на крейсерскую подводную лодку К-21, командиром подводной лодки Щ-421 был назначен капитан-лейтенант Ф.А. ВИДЯЕВ.
     19 марта 1942 года Федор Видяев ушел в свой первый командирский боевой поход. Вместе с ним в море пошёл командир дивизиона Герой Советского Союза И_А_ КОЛЫШКИН-
     28 марта в районе Лакее -фьорда был обнаружен транспорт в охранении двух сторожевиков. В сложной тактической обстановке командир смело и расчетливо вышел на боевой курс и атаковал транспорт четырех - торпедным залпом и затем умело ушел от преследования. Сбросив 44 глубинные бомбы, фашисты прекратили преследование. 4 Апреля на подводной лодке приняли сообщение о награждении лодки орденом Красного Знамени.
     Вечером ,8 апреля, во время перехода в надводном положении в район зарядки аккумуляторной батареи, лодка подорвалась на мине. В кормовой отсек начала быстро поступать вода и с дифферентом на корму лодка стала погружаться. Благодаря грамотным и оперативным действиям экипажа удалось всплыть. После осмотра стало ясно, что взрывом разворотило всю корму, оторвало оба винта, сорвало крышку кормового люка. Для спасения лодки по инициативе Колышкина подводники соорудили парус и некоторое время лодка шла под парусом в пелене снежных зарядов. Тем временем радисты РЫБИН и СВИНЬИН отремонтировали передатчик и передали радио Командующему Северным флотом.. На помощь была отправлена ПЛ «К-22» под командованием КОТЕЛЬНИКОВА. Котельников подошел вовремя и быстро снял экипаж.
     Подводную лодку пришлось уничтожить, выпустив по ней торпеду. Так закончила свой славный боевой путь ПЛ «Щ-421».
     В июле 1942 капитан - лейтенант Видяев был назначен командиром подводной лодки «Щ-422» и в августе самостоятельно вышел в поход. Счет боевых побед «Щ-422» он довел с четырёх до одиннадцати. Его атаки отличались особой гордостью, решительностью и точным расчетом. У Фёдора Видяева выработался свой «почерк» атаки: удар наносить по центральному объекту конвоя, цепкость и стремление во что бы то ни стало стрелять с короткой дистанции, производить «пистолетный выстрел».
     Мужество и выдержка Фёдора Видяева особенно ярко проявились в его предпоследнем походе. В мае 1943 года подводная лодка, находясь под перископом, обнаружила цель.
-Вижу цель,-доложил вахтенный офицер и уступил место командиру.
-Боевая тревога! Торпедная атака! - объявил командир, повернувшись к помощнику. Николаю Беляеву коротко добавил: - «Большой конвой».
     Прорвав охранение, подводная лодка проскочила внутрь конвоя.. Быстро рассчитав все данные для атаки головного транспорта, командир поднял перископ для проверки расчётов и увидел форштевень сторожевика, идущего полным ходом на лодку.
     Лодка погрузилась на безопасную от таранного удара глубину, но с боевого курса не свернула и продолжала сближаться с транспортом. Командир рассчитал: пока сторожевик сумеет атаковать лодку, он сумеет выпустить торпеды.
     В центральном посту все затаили дыхание. Акустик докладывает о приближении вражеского корабля: -  Четыре, три, два кабельтова...
     Лицо Видяева было спокойным, только на лбу выступили крупные капли пота.: Аппараты! Пли! - и в этот момент сторожевик, не дойдя до лодки каких-нибудь сотню метров, отвернул. Он совершил свой манёвр и лодку не заметил. Транспорт в 6000 тонн водоизмещением был потоплен.
     Фашистские корабли охранения бросились яростно бомбить лодку. Три часа продолжалось преследование. 360 глубинных бомб было сброшено на подводную лодку, но, благодаря искусному маневрированию командира, она ушла, не получив каких-либо серьёзных повреждений. Командование Северным флотом высоко оценило действия командира.

     «Вот гак мы выходили в атаку...» Рассказ командира гвардейской «Щ-422» Ф. А. Видяева внимательно слушают начальник отдела подводного плавания Н. И. Виноградов, начальник   политуправления флота Н. А. Торик, командующий флотом А. Г. Головко
     1 июля 1943 года Фёдор Алексеевич ушёл в свой последний, девятнадцатый поход.
     В те дни флот готовился отметить свое десятилетие. В день юбилея, 25 июля, указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка «Щ-422» была преобразована в «гвардейскую».
     Подводники  радовались за своих друзей, ждали их  к празднику, но видяевцы так и не узнали о той высокой оценке, которую дала им Родина за боевые подвиги-они не вернулись в базу...
     Никто не видел, как   они погибали, но все знали, что подводники   гвардейской лодки «Щ-422» пали смертью храбрых, отдав свои жизни за победу, за счастье Родины.
     В городе Полярном, недалеко от пирса, на том месте, где друзья в последний раз провожали Фёдора Видяева в его последний боевой поход, был поставлен памятник отважному подводнику на собранные североморцами средства.
     Партия и Советское правительство высоко оценили заслуги Федора Алексеевича, наградив его тремя орденами Красного Знамени, и представили к награждению английским орденом Британской империи 4 степени, который в последствии был вручен его супруге Марии Ивановне.
     Давно отгремели залпы на фронтах великой отечественной войны, но память об этом отважном подводнике не померкла.

 


Немає коментарів:

Дописати коментар