ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середа, липня 06, 2011

О ПОЛИТРАБОТЕ,АДМИРАЛАХ,БЫТЕ ПОДВОДНИКОВ ПИШЕТ КАПИТАН 1-ГО РАНГА КОЛЕСНИКОВ В.Н,

Прослужив на флоте около 30 лет, прошел суровую школу, сталкиваясь с партийными органами. Особенно, когда политработники пропагандировали «очередные мудрые решения» партии и правительства. Они всегда, подобно дятлам, долбили и долбили мозги офицерам, мичманам, старшинам и матросам. Я ведь хорошо помню, как решался квартирный вопрос на Тихоокеанском флоте. В одну квартиру вселяли две три семьи. В Приморье, чтобы уехать домой после службы, необходимо было выдержать борьбу за место в « коломбине» (так называлась грузовая машина переоборудованная для перевозки людей). Это в то время когда личный состав управлял современными атомоходами, не имея автобусов для поездки на службу. В субботу и в воскресенье, если при сдаче дежурства по кораблю задержался и не успел попасть на «коломбину», приходилось идти пешком домой, совершая прогулку длиной более 20 километров. Вопросы быта командование не интересовало. В 1975 году на Северном флоте, когда был на практике с курсантами, офицеры рассказали о том, что в одном из соединений атомных подводных лодок в жилье нуждались 500 офицеров, но командование выделило всего 62 квартиры:
« Для проживания экипажей выделили казарму № 6, которая до этого во флотилии пустовала. Жить в ней было невозможно и первую зиму провели в невероятных условиях... Так как помощи ожидать было неоткуда, было принято решение перевести экипажи на ПЛ и создать ремонтные бригады».
А ведь матросы и офицеры несли боевую службу в океане с ядерным оружием на борту. Но вместо специальной подготовки они занимались ремонтом своего убогого жилища. Матросы ракетных подводных крейсеров между походами обитали в казармах, выполняли хозяйственные работы и несли наряды, пожиравшие практически все время. Офицеры проживали со своими семьями в мало приспособленных к северным условиям домах, выглядевших так, будто американцы уже нанесли по ним ядерный удар. Все проблемы можно было решить, отказавшись от постройки всего лишь одного подводного ракетоносца. Денег, затраченных на его строительство, хватило бы для полного удовлетворения жилищных потребностей офицерского состава всего флота. Надо полагать, что в результате подобного мероприятия его боеспособность только бы выросла. Но в Советском Союзе, идеологи которого вопили на весь мир о «небывалом гуманизме» социалистических отношений, « железо « всегда было важнее. Прошли десятилетия и атомные подводные лодки десятками ржавеют у причалов, ожидая своей очереди для утилизации. Особенно грустно становится, когда стало известно, что у руля партийных органов Армии и Флота были такие: адмирал Василий Михайлович Гришанов, начальник Главного политического управления ВМФ с 1958 по 1980 годы. Главный флотский комиссар прослужил на флоте почти полвека- 47 лет (с 1933 года), но за свою долгую карьеру так и не получил даже законченного среднего образования! Зато он трижды « глубоко постиг« идеи марксизма-ленинизма. В первый раз - в 1936 году, когда один месяц провел на курсах при Политуправлении Балтийского флота. Второй раз - в следующем году, на двух -недельных курсах инструкторов пропаганды при Военно-политической академии имени Ленина (напомним, что этот год вошел в историю самыми массовыми репрессиями против собственного народа за все время существования СССР). Наконец, в 1945 году он окончил Высшие военно-политические курсы ВМФ. Поскольку эти курсы являлись « высшими «, постольку заняли не один, а целых два месяца! Вот каким образованным человеком был адмирал флота Гришанов, прошедший замечательный путь от секретаря бюро ВЛКСМ воинской части до начальника Главного политического управления ВМФ. Просто зависть берет! И вот такой невежа решал судьбы множества людей. Ведь ни один младший офицер флота не мог получить старшее офицерское звание без соответствующей рекомендации местных политработников. А для того, чтобы стать адмиралом, требовалось «добро "Главпура".

Не менее колоритной фигурой чем Гришанов являлся его приемник, адмирал П.Н. Медведев, занимавший должность начальника Главпура ВМФ в 1981-1987 годы. Свою военную карьеру он начал с учебы в пехотном училище, что не мешало ему впоследствии стать адмиралом. Прекрасная иллюстрация к тезису « у нас незаменимых нет «Главным было вовсе не то, насколько глубоко знали «товарищи» Гришанов и Медведев повседневную жизнь флота, военно-морскую историю, стратегию, тактику, вооружение. В тысячу раз важнее было иное: «правильное» понимание политики партии и старательное проведение ее в гущу флотских масс, ровно как своевременное выявление  и решительное пресечение гнилых антипартийных настроений. Руководящая роль партии всегда чувствовалась на флоте. Справедливо отмечал капитан 1 ранга Б. Жуков: « Формой устрашения, принуждения, насилия над личностью существовали партийные органы. Начиная с « принципиальной критики « на партийных собраниях, активах, индивидуальной проработки в рабочем порядке и кончая вызовом на парткомиссию «самые преданные и достойные партийцы пожирали» людей.
Подобно средневековой цивилизации, партийные руководители выхолащивали души, омертвляли сердца, штамповали послушное большинство   под лозунгом преданности марксизму-ленинизму. Сами же были людьми, которым не чуждо все людское: удовольствие, наслаждение, обогащение, вкусная еда и крепкое питье. Все делалось ими «с горячим сердцем« и верой « светлое будущее человечества« ухватистыми и потными ладонями размашистых рук. Даже одаренные люди нуждались в благоприятном стечении обстоятельств, чтобы проявить свои способности. Но это было редкое явление. Заурядное большинство с печатью преданности партии воспитывалось в покорности. Тот, кто проявлял свободу мышления и самостоятельность, незамедлительно приводился к общему знаменателю ординарности. Партийные органы воспитывали людей с чувством меры: любой человек должен знать черту своей судьбы, через которую ему переступить нельзя. Не надо ностальгических воплей об утраченных оковах. Плакать о прошлом может только тот, кого оторвали от кормушки «.
Однако советская система выдвижения кадров открывала дорогу наверх тем высшим офицерам, которые лучше других умели приспособится к условиям советского «театра абсурда «. Чтобы не быть голословным, предоставим слово командиру ракетного подводного крейсера стратегического назначения, капитану 1 ранга Б. Жукову: « Повидал я на службе выскочек. Их оружие - лицемерие. Нет знаний и опыта в службе на ПЛ, но в почете на берегу у начальника. Они занимаются по велению начальника в военных гарнизонах строительством детских городков, матросских кафе, спортивных площадок, свинарников и начальственных зон отдыха. Такие люди через некоторое время уезжали на учебу в Академию, повышались по службе и возвращались командовать соединениями без умения и практики. В дальнейшем они вырастали в людей с неограниченной властью, вне всякого контроля, с привычным чувством непогрешимости и превосходства над окружающими, вседозволенности в действиях, переоценки собственных способностей и возможностей».
Зная это, меньше удивляешься тем нравам, которые господствовали среди командных кадров флота, в частности, отсутствию у большинства офицеров таких качеств, как собственное достоинство и личная честь, уважение достоинства и чести подчиненных. Увы, на флоте, как и в армии, преобладал совершенно иной принцип. Его суть четко выразили безымянные острословы: «Я- начальник, Ты дерьмо! Ты начальник, я - дерьмо! «.
Все советские адмиралы много внимания, времени и сил  уделяли кораблям, не жалели на них денег и материальных ресурсов, но совершенно забывали о служивших на них людях.

Немає коментарів:

Дописати коментар