ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, квітня 28, 2012

Расследование причин аварии "К-429" утонуло во лжи.Подводную лодку утопили ещё на берегу ради выполнения и перевыполнения плана.Командованию и полит-работникам это открывало дорогу к высоким должностям и власти.Всё остальное,как говориться,"никого не волнует"

Трагедия командира Суворова


В истории затонувшей подлодки «К-429» до сих пор не расставлены точки над «i»

Бывают странные трагедии - не на поле боя и не в мор-ском бою, а, что называется, на пустом месте. Трагедии, которых можно было бы благополучно избежать, если бы не..23 июня 1983 года, на Камчатке, в бухте Саранная, потерпел катастрофу один из лучших подводных кораблей Военно-Морского Флота СССР - атомная подлодка с крылатыми ракетами «К-429», шедшая в район боевой подготовки на торпедные стрельбы, - «она утонула». На субмарине, которой командовал капитан 1-го ранга Николай Суворов, находились 120 подводников. Из них 14 человек - те, кто был в аварийном отсеке, - погибли, еще двое расстались с жизнью, когда покидали затонувший подводный корабль методом свободного всплытия, а 104 члена экипажа удалось спасти...

Командование поторапливало
Потом были долгие разбирательства - почему произошла трагедия, был суд над командиром Николаем Суворовым и механиком «К-429» капитаном 2-го ранга Борисом Лиховозовым, - их обвинили в плохой организации и нарушении всех инструкций, осудив соответственно на 10 и 8 лет... Но те, у кого эта катастрофа происходила на глазах, утверждают обратное: два капитана делали все от них зависящее, действовали в форс-мажорных обстоятельствах грамотно, четко, проявили мужество, не допустили панических настроений...
Бывший в то время мичманом Виктор Гладышев вспоминает, что, когда лодка села на грунт на глубине 40 метров, он находился в полузатопленном отсеке, в темноте вместе с командиром Суворовым и старшим на борту - начштаба Героем Советского Союза Алексеем Гусевым. «Они на полном серьезе обсуждали нормативы подъема затонувшей подводной лодки: через сколько времени спасательные службы после обнаружения лодки должны ее поднять с грунта, - рассказывает Виктор Николаевич. - У них даже спор зашел - один называл 12 часов, а другой ему отвечал, что это норматив для дизельных подлодок, а для атомных он больше. Я думаю, что они этот разговор вели специально, чтобы поддержать в людях уверенность в том, что их обязательно спасут».
Его сослуживец капитан 3-го ранга Владимир Ледовский утверждает, что капитана Суворова не в чем было упрекнуть. «Командир Суворов доложил командиру 10-й дивизии капитану 1-го ранга Николаю Алкаеву, а тот - адмиралу Олегу Ерофееву, лично руководившему учением, что экипаж не готов к выходу в море, что лодка технически неисправна, но его доклад проигнорировали, приказав выйти в море, - вспоминает Владимир Михайлович. - А на лодке часть аварийно-спасательных устройств оказалась неисправна, вторая аккумуляторная батарея вообще старая была... В принципе из-за нее и утонули, потому что батарея не могла вентилироваться: были открыты «дырки» корпуса наверх, тогда как в подводном и надводном положениях они должны быть закрыты. Все потому, что нас подгоняли - «быстрее, быстрее, быстрее!».
Ошибки нас не учат?
Но, вопреки здравому смыслу, командира Суворова вместе с механиком Лиховозовым назначили-таки стрелочниками и наказали по всей строгости закона. Впервые в мировой практике удалось спасти основной состав экипажа - за это по идее награждать надо, а их - на глазах жен и близких товарищей - в кутузку отправили, исключив из партии, - хорошо, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени за предыдущие заслуги у командира не отобрали. И хоть потом - через три года - Николая Суворова и Бориса Лиховозова освободили по амнистии, к 70-летию Октября, справедливость в отношении их до сих пор не восстановлена. Говорят, что живы и могущественны еще те, кто тогда принимал некомпетентные решения, - отправить на учения «К-429», которая нуждалась в ремонте, укомплектовав субмарину подводниками с пяти разных лодок буквально за три часа до выхода в море, тем самым как бы «запланировав» катастрофу. Хотя в инструкции четко сказано, что если экипаж сменился больше чем на 30%, его в море выпускать нельзя (суд, кстати, на это не обратил внимания). Ведь экипаж подводной лодки - как экипаж космического корабля, говорят подводники: люди подбираются друг к дружке, знают, чего ожидать от своего товарища, и в аварийных ситуациях действуют, как правило, автоматически...
«Судя по последним авариям - по тому же «Комсомольцу», который затонул через пять лет после нас, по тому же «Курску» да еще по некоторым мелким авариям, - никаких уроков не извлечено, - считает Виктор Гладышев. - Ошибки те же самые и повторяются от случая к случаю. Ни трагедия с «К-429», ни трагедия с «Комсомольцем», ни трагедия с «Курском» ничему не научили... У нас до сих пор отсталая аварийно-спасательная техника, а подбор и подготовка кадров аварийно-спасательных служб оставляют желать лучшего. Да и военное начальство как руководствовалось принципом «как бы чего не вышло», то есть перестраховывалось и без приказов сверху никаких мер не принимало, так и продолжает этим принципом руководствоваться. И хотя после каждой аварии издавались грозные приказы, назначались комиссии, проводились проверки, они абсолютно ничего не давали и не дают - кого-то снимали с должности, кому-то задержали звание, но кардинально они вопрос не решали. А такие вопросы нужно решать кардинально, и кадры для Аварийно-спасательной службы (АСС) нужно готовить специально, а не по остаточному принципу, списывая туда офицеров-мичманов и матросов, которые не пригодны к службе в действующем флоте. Технику нужно иметь новую абсолютно, переоснащать учебно-тренировочные станции. А у нас как было в 80-е годы, так и сейчас - остаемся на том же уровне».
А американцы уроки извлекают
О том, что мы не делаем из трагедии с субмаринами должных выводов, говорит и капитан 3-го ранга Владимир Ледовский, ныне работающий в Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования. «У нас на флоте не извлекают уроки, потому что расследование не проводится до конца. Вернее, не столько причину аварии расследуют, сколько ищут виновника, и если его не находят, то - назначают. Даже если следователи разбираются в причинах и выясняется, что вышестоящее руководство допускает промахи в управлении, а сор из избы выносить нельзя, вот и получается, что самое простое - наказать экипаж... Но все-таки нельзя сказать, что уж совсем ничего не делается: конструкторы что-то учитывают, переделывают. Нам нужна воля высшего руководства, чтобы такие трагедии не повторялись... Вон американцы, когда у них две лодки утонули, - сели, разобрались, и с конца 60-х годов у них нет ни одной крупной аварии».
Владимир Михайлович сокрушается, что раньше на вооружении подводного флота было около 300 субмарин, а сейчас у России только 8 лодок, которые могут выйти в море. Но в будущее смотрит с оптимизмом и думает, что потихоньку восстановят подводный флот.
Кстати, эта авария на «К-429» была не последней. Подлодку подняли через полтора месяца и начали ремонтировать на местном судостроительном заводе. Но субмарина, так и не отремонтированная до конца, через два года снова затонула - у пирса этого завода. На этот раз обошлось без жертв - и хотя тоже был суд, никого не посадили. Командир «К-429» Николай Суворов, так и не добившись от официальных властей оправдания, не дожил до наших дней - десять лет назад он был похоронен на Серафимовском кладбище. Его супруга - Зинаида Суворова - написала о его злоключениях книгу «Дело Суворова. «К-429». Двенадцать адмиралов подводного флота обратились в суд с требованием посмертной реабилитации командира Суворова, но воз и ныне там...
Регулярно 7 апреля, в день гибели АПЛ «Комсомолец», в Никольском (Морском) соборе обязательно служится панихида по всем погибшим подводникам, в том числе и по членам экипажа «К-429». В этот день обычно много народу - офицеры и матросы приходят сюда, чтобы помянуть всех тех, чьи фамилии выбиты на мемориальной доске. Вечная им память.
Подготовила Людмила КЛУШИНА
Автор выражает благодарность Людмиле Платоновне Шевченко за помощь в подготовке материала.


  • армине 4 декабря 2009 года, 0:03
    жаль, что герои умирают, а подонки живут и продолжают губить людей получая за это звезды и все блага.
  • Владимир Лихачев 7 декабря 2009 года, 18:59
    Согласен с Виктором Гладышевым!(по случаю передаю привет).О чем можно говорить,если на лодках 3 и может быть 4 поколения ,до сих пор на вооружении ИДА-59(индивидуальный дыхательный аппарат 1959 года выпуска)
  • Аноним 23 сентября 2010 года, 19:59
    Расследование причин аварии "К-429" утонуло во лжи.Подводную лодку утопили ещё на берегу ради выполнения и перевыполнения плана.Командованию и полит-работникам это открывало дорогу к высоким должностям и власти.Всё остальное,как говориться,"никого не волнует"

Немає коментарів:

Дописати коментар