пʼятницю, травня 18, 2012

НИКТО НЕ ЗАБЫТ,НИЧТО НЕ ЗАБЫТО, ПО СТРАНИЦАМ КАТАСТРОФ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК.

 С-117 (ранее "Макрель", Щ-117), 15-16 декабря 1952 года, Японское море.
       Лодка класса V-бис "Щука" дизельная торпедная; разработчик — Научно-технический комитет управления РККФ, КБ под руководством Б. Малинина, командир — капитан второго ранга Василий Красников.
       Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из-за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. После того как С-117 не появилась в заданном районе, была начата спасательная операция. Поиски продлились почти год, но не дали никаких результатов. Наиболее вероятной причиной катастрофы был назван провал на глубину. Также не исключен подрыв на мине или атака американской ПЛ.
       Всего погибли 52 человека.
       Военно-морскому министру Николаю Кузнецову, командующему 7-м Тихоокеанским флотом вице-адмиралу Георгию Холостякову, начальнику штаба контр-адмиралу Анатолию Родионову объявлены выговоры. Командир бригады капитан первого ранга Прокофьев, начальник штаба бригады Бодаревский и начальник политотдела бригады капитан второго ранга Никулин были понижены в должностях. Лодка так и не была найдена.
      
 М-259, 12 августа 1956 года, Финский залив.
       Лодка класса А615 дизельная торпедная; разработчик — ЦКБ-18 (КБ "Рубин").
       В дизельном отсеке произошел взрыв и начался пожар. 4 подводника от полученных ожогов скончались. В качестве причины происшедшего были названы конструктивные недостатки лодок проекта A615 — они имели единый двигатель для подводного и надводного хода, при этом для работы дизеля под водой использовался сжатый кислород и химический поглотитель известкового типа. Конструкция оказалась весьма пожароопасной (взрывы газовой смеси происходили даже при пониженном содержании кислорода), из-за чего эти лодки подводники впоследствии прозвали "зажигалками".
       Всего погибли 4 человека.
       Оргвыводов не последовало. Пожар был потушен, лодка всплыла и вернулась на базу.
      
  М-255, 1956 год.
       Лодка класса А615 дизельная торпедная, разработчик — ЦКБ-18 (КБ "Рубин"), командир — С. Савкин.
       Пожар в машинном отделении. По всей вероятности, он был вызван теми же причинами, что и у М-259,— конструктивными недостатками двигателя.
       Всего погибли 7 человек.
       Оргвыводов не последовало.
      
  М-200 "Месть", 21 ноября 1956 года, Балтийское море, Суурупский пролив.
       Лодка класса XV "Малютка" дизельная торпедная; разработчик — ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир — капитан третьего ранга Александр Шуманин.
       Лодка вышла из Таллина в Лиепаю под руководством нового командира, ранее не служившего на "Малютках". На борту находился начштаба бригады капитан второго ранга Юрий Штыков. Сигнальщик на дистанции в 40 кабельтовых (7,5 км) заметил огни эсминца "Статный", шедшего встречным курсом. По правилам корабли должны были разойтись левыми бортами, но Шуманин почему-то отдал приказ расходиться правыми. Когда корабли сблизились, столкновения еще можно было избежать. На "Статном", видя неадекватность маневра ПЛ, сбавили ход. Но Шуманин неожиданно скомандовал "Лево на борт", подставив лодку под таранный удар эсминца. Получив пробоину в районе пятого и шестого отсеков, М-200 быстро затонула, опустившись на глубину 53 м. На воде остались 8 моряков с мостика, 2 из них утонули. В первом, третьем и четвертом отсеках в живых остались 28 подводников. Спустя час через аварийный буй была установлена связь с первым отсеком, где находились 6 человек. Остальные отсеки уже затопило. На место прибыли спасательные суда. Попытки отбуксировать лодку на мелководье или поднять ее с помощью крана окончились неудачей. Только через сутки командование разрешило подводникам выходить из лодки в индивидуальных аппаратах. Тогда же из-за поднявшегося шторма спасательные суда отнесло в сторону, телефонный кабель оборвался. Вернуться на место спасатели смогли только ночью 23 ноября, но все моряки к тому времени уже погибли. Как выяснилось, после обрыва связи ослабшие подводники начали самостоятельно покидать отсек. Мичман, шедший первым, открыл люк, но выбраться из него не смог. Он умер от сердечного приступа, закрыв товарищам путь к спасению.
       Всего погибли 36, спаслись 6 человек.
       Командир подлодки капитан третьего ранга Александр Шуманин и командир эсминца капитан третьего ранга Савчук получили по три года лагерей. Оба вышли из заключения досрочно. Савчук впоследствии был восстановлен в звании и продолжил службу. Лодка поднята через шесть дней. Не восстанавливалась.
        . М-256, 26 сентября 1957 года, Балтийское море, Таллинский залив.
       Лодка класса А615 дизельная торпедная; разработчик — ЦКБ-18 (КБ "Рубин"), командир — капитан третьего ранга Юрий Вавакин.
       Лодка проводила замеры подводных скоростей на мерной линии, когда произошел взрыв дизеля. Моряки в четвертом и пятом отсеках погибли мгновенно, начался пожар. ПЛ всплыла и встала на якорь. На море был шторм, но личный состав пришлось вывести на палубу, так как лодка была загазована. Чтобы смягчить последствия возможных повторных взрывов, были открыты газоотводы шестого отсека и переборочные двери между шестым и седьмым отсеками. Через газоотводы лодку стало заливать, и через 3 часа 48 минут после всплытия она потеряла продольную остойчивость и затонула. Часть экипажа ушла под воду вместе с ПЛ (так как была пристегнута к леерам), часть замерзла в холодной воде. Вблизи от терпящей бедствие М-256 находились подошедшие на помощь эсминец "Спокойный", спасательное судно и ПЛ С-354. Однако они заранее не сняли экипаж с лодки, опасаясь взрыва на ее борту.
       Всего погибли 35, спаслись 7 человек.
       Комиссия по расследованию причин аварии обвинила погибший экипаж в неправильных действиях при борьбе за сохранение корабля, а спасателей — в пассивности. Оргвыводов сделано не было. Лодка была поднята спасательным судном "Коммуна".
        . С-80, 27 января 1961 года, Баренцево море.



Затонувшая 27 января 1961 года в Баренцевом море подводная лодка С-80 была обнаружена лишь спустя семь лет
       Лодка класса 644 дизельная, с крылатыми ракетами; разработчик — ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир — капитан третьего ранга Анатолий Ситарчик.
       Лодка не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С-80 была найдена. Подъем позволил выяснить причины и обстоятельства катастрофы. Во время погружения поплавковый клапан шахты РДП не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. В прочный корпус стала поступать вода. Трюмный машинист растерялся и не смог закрыть шахту. Также не удалось закрыть второй запор шахты вручную — шток клапана погнуло давлением поступающей воды. Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 секунд, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость ПЛ упала до нуля, и с большим дифферентом она упала на грунт. Избыточное давление разрушило переборки второго, третьего и четвертого отсеков, личный состав в них погиб. После этого в живых остались 24 подводника, но им не удалось покинуть лодку в индивидуальных аппаратах.
       Всего погибли 68 человек.
       В катастрофе обвинен экипаж лодки. В 1968 году спасательное судно "Алтай" обнаружило ПЛ на глубине 196 м. Для подъема субмарины было построено специальное судно "Карпаты". Лодка была поднята 24 июля 1969 года, впоследствии разделана на металл.
         К-19, 4 июля 1961 года, Норвежское море.
       Лодка класса 658 атомная, с баллистическими ракетами; разработчик — ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир — капитан второго ранга Николай Затеев.
       К-19, первая ракетная АПЛ СССР, следовала в Северную Атлантику на учебные стрельбы. На 16-е сутки плавания в шестом (реакторном) отсеке лопнула трубка, которая вела от первого контура реактора к манометру. В результате давление в первом контуре упало с 200 до 150 атмосфер, однако манометр показывал нулевое давление. Не удостоверившись, что давление и температура остаются в пределах нормы, командир принял решение смонтировать нештатную систему подачи в реактор холодной воды через систему охлаждения подшипников электродвигателя. При монтаже подводники вскрыли находящийся под давлением первый контур, после чего произошел взрыв и выброс пара. Поскольку реакторный отсек в тот момент вентилировался в атмосферу, то взрывной волной, прошедшей по трубе, вырвало кусок рубки. 8 подводников получили смертельные дозы радиации и ожоги и в течение недели умерли. Связаться с берегом командиру К-19 не удалось из-за повреждения антенны главного передатчика. Однако с помощью аварийного передатчика на помощь были вызваны находившиеся в районе две дизельные ПЛ. Через них была налажена связь с берегом и эвакуирована часть экипажа. На вторые сутки после аварии командир К-19 Николай Затеев принял решение оставить лодку, так как лодка была уже полностью заражена. На четвертые сутки к месту аварии подошли эсминцы, которые приняли на борт экипаж и отбуксировали аварийную ПЛ на базу. Кроме моряков, работавших в реакторном отсеке, большие дозы радиации получили еще 42 члена экипажа.
       Всего погибли 8, спаслись 96 человек.
       Комиссия по расследованию причин аварии не нашла вины экипажа и даже отметила героические действия подводников. После эвакуации экипажа лодка был отбуксирована на базу. При ремонте был вырезан и заменен реакторный отсек.
      
 . Б-37 и С-350, 11 января 1962 года, Баренцево море, Кольский залив, Екатерининская гавань базы Полярный.
       Лодки класса 641 и 633 соответственно дизельные торпедные; разработчик — ЦКБ-18 (КБ "Рубин") и ЦКБ-112 "Лазурит"; командиры — капитан второго ранга Анатолий Бегеба, капитан второго ранга Олег Абрамов.
       Б-37 готовилась к походу в море, экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. В 8 часов 15 минут в торпедном отсеке начался пожар (по одной из версий, из-за сварочных работ), через десять минут приведший к взрыву боезапаса. Взрывом оторвало всю носовую часть лодки вплоть до рубки. Части субмарины разбросало в радиусе до 1 км. Стоявшая рядом у пирса ПЛ С-350 получила повреждение прочного корпуса, были затоплены первый и второй отсеки, в результате погибли 11 моряков. В кормовых отсеках Б-37 оставались живые моряки, однако спасательная операция не была проведена, и они утонули вместе с лодкой. Причина трагедии не установлена. Наиболее вероятными версиями считают проведение нерегламентированных работ с использованием открытого огня или дефект торпеды.
       Всего погибли 122 человека, спасся один.
       Командующий Северным флотом адмирал Андрей Чабаненко был снят с должности и переведен в Генштаб, Анатолий Бегеба оправдан в суде, но отстранен от службы на подлодках. Б-37 была поднята, затем выведена из состава флота. С-350 также была поднята, после ремонта вернулась в строй. Исключена из состава флота в 1982 году.
                                     Продолжение следует

Немає коментарів: