ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

четвер, серпня 02, 2012

Командиры АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» - выпускники нахимовских училищ. Ленинградский нахимовец и его однокашники. Часть 10.

Именем Могилевича названа улица в Волгограде. Его роль в вышедшем в 1984 году фильме "Челюскинцы" сыграл актер Леонов-Гладышев. Капитан "Челюскина" - это еще одна яркая биография, страница освоения Арктики. И ее надо знать, помнить и чтить современным покорителям арктических морей и недр. Одними деньгами и технологиями не обойтись, нужны и характеры.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/?year=2009&month=8


ПАРОХОД "ЧЕЛЮСКИН". СПРАВКА.

"Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934 года 104 человека боролись за жизнь, вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Челюскинцы обустраивали свой лагерь, для женщин и детей построили деревянный барак, соорудили пекарню, стали выпускать стенгазету "Не сдаемся!". Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Радиосвязь с материком обеспечивал знаменитый полярный радист Эрнст Кренкель.
На поиски экспедиции на Чукотку вылетели 3 самолета из Хабаровска, 5 - с мыса Олюторского, 2 - с Аляски. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы "Смоленск", "Сталинград" и "Совет". С запада, курсом на Чукотское море, шел ледокол "Красин". Массовая эвакуация людей началась в апреле. Всех участников экспедиции, показывая чудеса героизма, спасли семь отважных авиаторов - Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин. Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек, Василий Молоков за девять рейсов - 39 человек, Каманин за девять рейсов - 34 человека, Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек, Маврикий Слепнев за один рейс - пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека.
В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Доронину. Одновременно все они были награждены орденами Ленина.
Впоследствии "Золотая Звезда" N 1 была вручена Ляпидевскому. Были награждены совершившие перелет все бортмеханики, включая двух американских. Все участники экспедиции, находившиеся на льдине, кроме детей, были награждены орденами Красного Знамени.



Еще двое, летчики - Герои спасения челюскинцев, - имеют отношение к нашей теме, истории Нахимовских училищ. Придет срок, расскажем и о них.

Именем Могилевича названа улица в Волгограде. Его роль в вышедшем в 1984 году фильме "Челюскинцы" сыграл актер Леонов-Гладышев. Капитан "Челюскина" - это еще одна яркая биография, страница освоения Арктики. И ее надо знать, помнить и чтить современным покорителям арктических морей и недр. Одними деньгами и технологиями не обойтись, нужны и характеры.



Знаменитый мореход, капитан советского ледокольного флота Владимир Иванович Воронин.

Паневкин Михаил Александрович.



Паневкин Михаил Александрович, 18.09.1933. - 07.06.1999. Окончил с отличием Ленинградское Нахимовское Военно-морское училище в 1952 году, ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола в 1956 году. Штурман подводной лодки ЧФ с 1956 года по 1963 год, ВСОК в г.Ленинграде с 1963 по 1964 г.,заместитель командира подводной лодки по политической части с 1964 по 1965 г., заместитель начальника подразделения Центрального отряда "ОСНАЗ" Разведки ВМФ по политической части с 1965 по 1971 г., заместитель начальника и начальник плавтурбазы Министерства Обороны СССР с 1971 по 1989 г. Награждён орденом "ЗА службу Родине в ВС СССР" Ш степени".

Верюжский Николай Александрович (Воспоминания о прошлом).

"Основная цель всего подразделения - качественное несение боевой вахты. Несение вахты другими словами, как боевая, не назовёшь, потому что каждый вахтенный радиотелеграфист имел незримый, виртуальный, как теперь говорят, контакт с вероятным противников, со всеми вытекающими последствиями. Все повседневные задачи: организационные, бытовые, политико-воспитательные, учебной подготовки и целый ряд других не менее важных были устремлены на неукоснительное выполнение основной цели.
В этом главном, безусловно, все были едины. Каждый член нашего коллектива от офицера до матроса, выполняя свои конкретные обязанности, в силу особенностей личных и профессиональных качеств вносил посильный вклад в выполнение общего дела.
Заместителем начальника Приёмного Центра по политической части первое время являлся майор И.П.Лагоша, который, как мне помнится, был заурядным, дотошным исполнителем направляющей линии и не оставил глубоких воспоминаний о своей деятельности. Не потому ли вскоре он был переведён в какую-то воинскую часть без перспективы на продвижение. Пришедший на его замену капитан 3 ранга М.А.Паневкин, бывший нахимовец ЛНВМУ и подводник-штурман, сменивший своё амплуа на политработника, с которым мне пришлось пообщаться не продолжительный период, но, как мне кажется, он тоже не внёс свежей струи в воспитательный процесс с личным составом."

Певцов Олег Сергеевич.

О нем см. сообщение "Командиры АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» - выпускники нахимовских училищ. Рижский нахимовец и его однокашники. Часть 1."

Петрикевич Евгений Викторович.



Нахимовец Женя Петрикевич. Евгений Петрикевич. Спортсмен Петрикевич.

Как свидетельствует Роберт Борисович Семевский, Евгений Петрикевич защищал честь училища в соревнованиях по гимнастике. "А какая блестящая сборная команда в Училище была по гимнастике в начале 1950-х годов. Все ребята, входившие в неё были как на подбор стройные, красивые, сильные, выступая почти все тогда на уровне первого взрослого разряда."



Замечено, что в нашей системе спорт не мешал, а способствовал освоению наук, он формировал настойчивость и неутомимость в достижении цели.

После окончания Нахимовского училища Петрикевич Е.В., как и Базько А.Н., закончил 1-е Балтийское ВВМУ, как большинство однокашников. В итоге стал... Убедитесь сами, блестящим военно-морским офицером.

Воспоминания командира ПЛ пр.651. О.В.Лякин. - Шестнадцатая дивизия подводных лодок Северного флота (Балтийского флота). Люди, корабли, события. СПб.: Специальный выпуск альманах «Тайфун», 2007 г.

"К восьмому классу у меня была своя матросская «роба», и в режиме страшной секретности мне было позволено в качестве юнги выйти в море на ПЛ. Началось плавание как в анекдоте.
Одна из ПЛ после ремонта выходила из завода. Председателем приемной комиссии был назначен мой отец. Мне было предложено постричься, погладить рабочее платье, начистить ботинки, ну, в общем, принять вид образцового матроса и сопровождать дорогого родителя на выходе в море.
Братцы, вот это радость! В доме было переглажено все что можно, даже белье, предназначенное для стирки, начищена вся обувь, и в назначенное время юный образцовый краснофлотец с боевым номером специалиста-торпедиста на нагрудном кармане был готов к бою и походу.
Командир лодки был нашим соседом по дому и знал меня с раннего детства, но, видимо, до поры до времени не был посвящен в наш хитроумный план. Вот и пирс, где находится лодка. Впереди идет отец, а за ним, волоча походный чемодан офицера-подводника, гордо шествую я.
Но, вероятно, в нашем плане что-то оказалось не так. Командир с отцом ходили по пирсу взад и вперед, обсуждая детали предстоящего выхода, а я все время телепался позади. Все, в том числе и командир ПЛ, решили, что молодой глупый матрос — это какой-то штабной «фрукт», напросившийся на выход в море для того, чтобы потом всем рассказывать, какой он «мореман», и он просто не знает, куда и зачем идет.
На одном из очередных поворотов командир лодки слегка отстал от старшего на борту (моего отца), повернулся ко мне и ласково прошептал: «Ну что привязался, штабной?! Вали к старшине команды торпедистов, там тебя к делу определят».
Много лет прошло с тех пор, но при встречах с Евгением Викторовичем Петрикевичем — командиром той ПЛ — мы не раз с улыбкой вспоминали этот случай.
Таким образом отец с детства вырабатывал у меня характер офицера-подводника. И, естественно, решение пойти учиться на минно-торпедный факультет ВВМУПП им. Ленинского комсомола было логическим результатом подобного воспитания.
Так я, как и сотни мальчишек, отцы которых служили на ПЛ, ни о чем другом не помышлявших, лишь только о продолжении семейной династии, начал службу в подводном флоте, предпочитая служить не за материальные блага, а по совести, отдаваясь любимому делу полностью...
Я вообще считаю себя счастливым человеком, потому что почти вся моя судьба связана с подводным флотом, и она сводила меня с замечательными людьми, под руководством которых я служил. Каждый из них чему-то научил меня, был яркой личностью и мастером своего дела.
Заместителем командира по политической части был капитан 3 ранга Валерий Витальевич Перепелицын. Этот человек имел большой опыт работы с людьми, до службы на Б-183 служил под командованием лучшего командира торпедной ПЛ БФ капитана 2 ранга Евгения Викторовича Петрикевича, умел, как сейчас говорят, разрулить любую сложную психологическую ситуацию, с любовью относился к матросам."

Сенчугов Николай Семенович.



Ранее мы уже писали, что те, кого звали "сын полка", не все сумели закончить Нахимовское училище. Преодолевать себя всегда трудно, особенно если приходится "отступать от уже якобы достигнутых позиций". У воспитанников военного набора 1944 года особенно запомнились Радий Зубков, Коля Сенчугов. Первый стал главным штурманом ВМФ, второй в возрасте 20 лет закончил ЛНВМУ с золотой медалью, затем 1-е Балтийское ВВМУ.

ПОБЕДИТЕЛИ - Солдаты Великой Войны | Россия / Северо-Запад / Санкт-Петербург.

Сенчугов Николай Семенович. 08.10.1931 г.р.

Карпов В. В. О войне после войны. - Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1990.

"Однажды мне на глаза попала фотография, на которой были сняты мальчишки лет двенадцати — четырнадцати в морской форме, с боевыми орденами и медалями на груди. Фотография старая, военных лет, а мальчики эти были нахимовцы первого набора Ленинградского нахимовского училища.
Поехал я в Ленинград разыскивать юных фронтовиков. Ну, конечно, лучше всего было искать их через родное училище. Туда я и направился. Нахимовское училище стоит на берегу Невы, рядом с ним легендарный крейсер «Аврора». Очень символично это соседство — «Аврора» и будущие морские офицеры.
В старинном здании со сверкающими паркетными полами, лепными карнизами, широкими светлыми коридорами было тихо — шли занятия. Командование училища помогло мне разыскать своих бывших питомцев. И вот в один из дней они пришли. Мы разместились в небольшом уютном зале, куда были приглашены и нынешние нахимовцы. Здесь у нас произошел очень интересный разговор. Я смотрел на сегодняшних юных нахимовцев и на тех, которые на фотографии. Они очень похожи. Такие же веселые, улыбчивые мальчишеские лица. Однако я понимал — сходство лишь внешнее, это люди очень разные. Фотографии тридцать пять лет. И вот мне захотелось узнать не только их боевые дела, но и мечты. О чем думали тогда те мальчишки, которые запечатлены на фотографии, и о чем мечтают сегодняшние нахимовцы?



Нахимовцы: Н.Сенчугов, А.Старичков, П.Паровов, В.Федоров, К.Гавришин, Г.Михайлов - участники Великой Отечественной войны.

Первым я попросил рассказать о себе капитана 1 ранга Николая Семеновича Сенчугова. Кстати, его фамилия занесена на мраморную доску, которая висит в вестибюле: он окончил нахимовское училище с отличием.
Сенчугов служит на флоте и сегодня. Он выглядит бравым моряком. Морская форма сидит на нем очень ладно. Сенчугов хорошо сложен, у него приятное, открытое лицо. Вот его рассказ.
— Я — ленинградец. Жил здесь еще до войны с родителями, на Восьмой Красноармейской улице. Учился в школе. Когда началась война, мне было всего десять лет. Отец сразу же ушел на фронт, а мать осталась в городе и работала. Я провел в Ленинграде всю суровую зиму. Летом 1942 года во время артиллерийского обстрела погибла моя мать. Отец находился на Ленинградском фронте, неподалеку от города. Узнав о гибели мамы, он приехал и забрал меня к себе. Был он старшиной в отдельном минометном дивизионе, который стоял на Пулковских высотах. Меня зачислили воспитанником. Так я начал свою службу в армии. Поручения мне давали несложные, но ответственные: я ходил с донесениями в штабы полков, в штаб дивизии. Передавал распоряжения на батареи. Это была моя повседневная работа. Участвовал в боях по прорыву блокады. Наш батальон наступал с Пулковских высот. Дошел я до Нарвы. 5 марта 1944 года под Нарвой был ранен в бедро. Попал в госпиталь. Как только стал поправляться, тут же сбежал из госпиталя в свой родной минометный батальон.
В июне 1944 года проводился первый набор в нахимовское училище, и меня направили туда. Здесь я проучился до 1952 года.
— Скажите, пожалуйста, а как дальше сложилась ваша служба?
— После окончания нахимовского училища я поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Проучился там четыре года, до 1956 года. А по окончании училища получил назначение на подводную лодку. На ней прослужил несколько лет. Я и сейчас еще служу в кадрах.
Как и во многих других встречах, я не упускал из вида свою главную тему — о наследниках боевых традиций, об эстафете подвига. Слушая Николая Семеновича, я подумал: а кем может стать сын капитана 1 ранга, пойдет ли он по стопам отца, будет ли его наследником? И, конечно, спросил Сенчугова об этом.
— К сожалению, сына у меня нет. Две дочери — Ольга и Наталья. Обе пошли по моим стопам. Оля окончила факультет электронной радиотехники и автоматики. Младшая дочь, Наташа, сейчас кончает институт по этой же специальности...
Вместе с ветеранами и нахимовцами мы обошли училище — прекрасно оборудованное здание, в котором есть все необходимое для плодотворной учебы и всестороннего воспитания и развития будущих моряков. Отличные классы со множеством современных моделей кораблей. Есть, кроме того, прекрасно оборудованные общеобразовательные классы по литературе, математике и другим предметам. Ведь нахимовцы кроме специальной подготовки проходят полную программу за десятилетку.
Большая, чистая, светлая, уютная столовая. Жилой корпус — новый, недавно построен. Здесь у ребят комнаты отдыха, холлы и здесь же спортивный зал и бассейн. Глядя на бывших нахимовцев, я подумал о том, что они в те далекие голодные блокадные дни даже и не мечтали, наверное, о такой благоустроенной жизни. И тут же мне подумалось: «А о чем же они тогда мечтали?» Я спросил об этом Сенчугова.
— Я в те годы мечтал, чтобы скорее кончилась война, чтобы завершить учебу и стать морским офицером."

В настоящее время Сенчугов Николай Семенович -заведующий кафедрой ФВО (факультет военного образования) в СПб государственном электротехническом университете (ЛЭТИ).

Сергеев Вадим Львович.



Нахимовцы В.Сергеев и Г.Марютичев. Выпускник Вадим Сергеев. 1952 год. Капитан 2 ранга Сергеев В.Л.

Сергеев Вадим Львович учился в ЛНВМУ с января 1949 года, после окончания поступил в 1-е Балтийское ВВМУ.

В.К. Грабарь: "Последним покидал печально знаменитую ПЛ «К-19» В.Л. Сергеев, он получил дозу излучения, которая казалась несовместимой с жизнью, однако остался жив." В экипаже "К-19" капитан-лейтенант Сергеев был командиром электронавигационной группы.



Он - один из авторов открытого письма экипажа подводной лодки К-19 актеру Харрисону Форду, режиссеру Кэтрин Бигелоу и руководству компании "К-19 Film Production" Стивену Джаффе и Кристин Витакер.

"В российском и советском флоте не может быть ситуации, когда командир корабля посылает своего помощника в отсек, где произошла авария, чтобы выяснить реальное положение вещей, а тот отказывается выполнять его приказ”, - вторит Сологубу его товарищ - Вадим Сергеев, отвечавший за электронную систему навигации К-19. “В фильме, после сигнала тревоги и выяснения места локализации аварии командир отсека достает из сейфа инструкции и начинает читать их. Это - фантастика. Еще до начала плавания, все инструкции должны быть записаны в его голове”, - выражая свое недоумение, говорит Кузьмин.

Секреты

Сергееву не понаслышке знакома та давящая атмосфера военного трибунала, что отражена в фильме. И Сергеев прекрасно знает, о чем говорит: после аварии он потерял один из секретных документов, которые находились в его ведении: этот эпизод привлек внимание сотрудников КГБ. “Hе найди я вовремя те бумаги, не сидеть бы мне, не беседовать здесь с вами”, - спокойно признается он...
Оставшиеся в живых моряки дают фильму добро с большой натяжкой, хотя жаловаться им не хочется: первый вариант картины (который они же сами и корректировали) оставил у них на душе еще более неприятный осадок. “В том фильме офицеры били своих подчиненных матросов, воровали апельсины, а один из них сидел прямо на реакторе и пил водку. Вся команда материлась”, - рассказывает Кузьмин. Этот старый подводник уверен, что должно пройти еще очень долгое время, прежде чем наследие холодной войны исчезнет из фильмов Голливуда."

Сослуживцем Вадима Львовича Сергеева был рижский нахимовец Шабанов Валентин Михайлович, о котором мы рассказали ранее. - Командиры АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» - выпускники нахимовских училищ. Рижский нахимовец и его однокашники. Часть 9.

Сивцов Евгений Владимирович.



Сивцов Евгений Владимирович родился в 1934 году. После ЛНВМУ поступил в ВИТКУ.

Верюжский Николай Александрович.

Сивцов Евгений Владимирович, окончил ВИТКУ в 1957 году, ленинградский блокадник. Последняя служебная должность - командир инженерно-строительной бригады Главспецдальстроя. Инженер-полковник. Проживает в Москве. (05.2007.)

Продолжение следует.

Немає коментарів:

Дописати коментар