Аварии в английском подводном флоте.Часть 2-я .См. Часть 1-я
Авторитет Великобритании, как «владычицы морей» ни в коей мере не гарантировал английским морякам безопасности на водных просторах. А невозмутимый характер британцев не спасал их от присущих человеку слабостей. Так, в январе 1950 года шведский танкер водоизмещением 1000 тонн в устье реки Темзы протаранил английскую подводную лодку «Трукулент». Лодка шла в надводном положении, все водонепроницаемые двери, вопреки требованиям безопасности, были открыты. Получив пробоину в носовой части, подводная лодка затонула через две минуты. Офицеров и рядовых, находившихся в момент столкновения на мостике, смыло потоком воды. Из 79 человек экипажа осталось в живых лишь 15. Часть людей, находящихся в машинном отделении, спаслись благодаря умению быстро одеть спасательные аппараты и правильно ими пользоваться. Один человек сумел выйти с затонувшей лодки без аппарата.
Другая английская лодка типа «А», «Афрей», погибла 16 апреля 1951 года. Она погрузилась в проливе Ла-Манш в районе острова Уайт. В установленное время сигнала о всплытии не поступило и позже ее обнаружили на глубине 80 метров в 37 ми милях от места погружения. Экипаж, состоящий из 75 человек, погиб.
Поиски затонувшей лодки затруднялись скоплением в месте ее предполагаемой гибели большого количества кораблей, затонувших во время войны. Их было на дне около 70 единиц. В конечном итоге, удалось провести водолазный осмотр, который показал, что лодка лежит на ровном киле с креном 50°. Входные люки, крышки торпедных аппаратов закрыты. Аварийный буй на штатном месте, рули в строю. Сломанной оказалась шахта РДП (работа дизеля под водой) и через нее в машинное отделение подводной лодки свободно поступала вода. Это и явилось причиной гибели «Афрея». Взяли пробы металла, из которого было изготовлено РДП, и последующие анализы подтвердили несоответствие качества сварных швов установленным требованиям. Всем однотипным субмаринам было запрещено плавание до замены РДП. Однако высказывались предположения, что РДП могло быть сломано во время всплытия при столкновении подводной лодки с надводным кораблем.
В декабре 1954 года английская подводная лодка «Тэлент» во время докования потерпела аварию. Неожиданно всплыл батопорт - плавучие «ворота» сухого дока. Хлынувшая вода сорвала лодку со стапеля и ударила носовой частью о стенку дока. Потом «Тэлент» выбросило волной в реку, где она села на мель. Во время этой нелегкой аварии погибло 4 человека и несколько получили тяжелые увечья. Спустя два года эта подводная лодка на перископной глубине была протаранена неизвестным судном в районе острова Уайт. К счастью повреждение было незначительным и «Тэлент» вернулась в базу.
В 1957 году английская ПЛ «Мактишиан» дважды сталкивалась с надводными кораблями, один из них так и остался неизвестен. Оба столкновения закончились нанесением незначительных повреждений корпуса.
Английская лодка «Сайдон» при подготовке к выходу в море производила погрузку и подготовку торпед к предстоящему учению. В носовом торпедном отсеке личный состав готовил торпеды. На борту находилось 13 человек. Внезапно взорвалась одна из торпед. Поскольку водонепроницаемые двери были открыты, все отсеки заполнились токсичными газами. В носовом отсеке взрыв разрушил прочный корпус, и через образовавшуюся пробоину внутрь лодки начала поступать вода. Все члены экипажа, находившиеся в момент взрыва на «Сайдоне», погибли.
Кроме перечисленных выше тяжелых аварий и катастроф имели место и другие, более мелкие, которые подводники устраняли в процессе эксплуатации, без привлечения заводских мощностей и специалистов.
Английский атомный флот и его аварийность
В ноябре 1955 года начальник штаба ВМС Великобритании адмирал Маунтбеттен, сделал заявление, что его страна намерена приступить к созданию собственных подводных лодок с ядерной Энергетической установкой. Для экономии времени и средств англичане обратились к США с просьбой передать им информацию по ядерным энергоустановкам. Однако тогдашний председатель комитета по атомной энергетике Страус не удовлетворил просьбу английских партнеров.
Лишь в мае 1957 года после визита «отца» атомного флота адмирала Х.Риковера в Великобританию, американцами была предоставлена необходимая информация. А год спустя было подписано американо-английское соглашение о продаже ядерного реактора для первой английской подводной лодки и поставках ядерного топлива.
21 декабря 1960 года, через 18 месяцев после закладки на верфи «Виккерс Армстронг» в Барроу, была спущена на воду первая английская атомная субмарина S101 «Дредноут». Ядерная энергетическая установкаS5Wбыла поставлена из США, и это позволило сократить срок подготовки экипажа за счет обучения его на береговых стендах США примерно на три года. Да еще и сэкономив при этом около 75 миллионов фунтов стерлингов...
Первый командир «Дредноута», коммандер (капитан 2 ранга) Сэмбори, прошел восьмимесячную подготовку на американской лодке «Скипджек». В декабре 1962 года «англичанка» впервые вышла в море на ходовые испытания, а 17 апреля 1963 года - была принята в состав ВМС Великобритании, ознаменовав начало английского атомного подводного флота.
За годы эксплуатации английские атомоходы совершили несколько сот боевых походов, география которых охватывает просторы от Арктики до южной Атлантики, включая моря Ближнего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона. Трижды английские субмарины во время арктических походов совершили всплытие в полынье на Северном полюсе: «Дредноут» в марте 1971 года; «Соверен» в октябре 1976 года; «Тайерлесс» в мае 1991 года.
Однако история развития британского флота хранит не только успехи, но и драматические эпизоды, связанные с авариями и инцидентами. Их в ВМС Великобритании за 35 лет эксплуатации атомных подводных лодок случилось около 20. Для сравнения: за весь период развития атомных подводных флотов мира с лодками произошло более200 серьезных аварий и катастроф, в которых погибло около 500 подводников.
В английском атомном подводном флоте до 40 процентов всех аварий и инцидентов происходило по навигационным причинам, что значительно меньше среднестатистических данных по атомоходам всех прочих стран. Вместе с тем число инцидентов на английских лодках, связанных с неисправностями ядерных энергетических установок, значительно превосходит среднестатистические показатели в ВМС Великобритании этот показатель выше мирового среднестатистического уровня примерно на 10 процентов и составляет 40 процентов от общего числа всех аварий и инцидентов.
Так, в 1983 году по этой причине (неисправности в системе охлаждения ядерной энергоустановки) была досрочно (после 21 года эксплуатации) выведена в резерв «Дредноут». Аналогичные дефекты в системе охлаждения присущи английским субмаринам первого и второго поколений, оборудованным реакторными установками типаPWR-1.Данные реакторы установлены на всех четырех ПЛАРБ типа «Резолюшн», на атомных подводных лодках типа «Вэлиант» и «Свифтшур».
Первые ядерные установки PWR-1 спроектированы по аналогии с американской установкойS6W.Однако большинство американских элементов 1-го контура реактора, в том числе его корпус и парогенератор, выполнены из низколегированной углеродистой стали, хотя американский аналог S6W изготовлен из нержавейки. Трубопроводы в английских реакторах первоначально были из никелевых сплавов.
В ходе стендовых испытаний PWR-1 по программе усовершенствования ядерных установок в трубопроводах 1-го контура малого размера, изготовленных из никелевых сплавов, обнаружились трещины вследствие межкристаллитной коррозии. Англичане заменили их на новые, из хромированного сплава, обладающего более высокой коррозийной стойкостью. Но, несмотря на это, и после 15 лет эксплуатации на атомных подводных лодках в системе охлаждения реактора возникали неисправности. Так например, в начале октября в районе побережья Португалии на английской подлодке «Тренчант» произошел инцидент, связанный с утечкой радиации в контуре охлаждения ядерной установки. Субмарину отбуксировали в Лиссабон, в Португалию для уточнения причин происшедшего и локализации последствий прибыли специалисты из Великобритании. Отмечу, что на американских атомоходах с таким жесроком эксплуатации, но с применением нержавеющей стали, технических неисправностей по этой причине в системе охлаждения не отмечалось.
По оценке английских специалистов, дефекты в системе охлаждения приводили к многочисленным аварийным ситуациям, и это делало эксплуатацию атомных лодок первого поколения после 20 лет службы нецелесообразной. В настоящее время из боевого состава выведены все ПЛАРБ типа «Резолюшн» с ядерной энергоустановкой типа PWR-1, а также субмарины типа «Вэлиант». Оставшиеся пять подлодок типа «Свифтшур» с реактором типа PWR-1 ожидает такая же судьба в течение ближайших 5-8 лет, по мере того, как в состав ВМС Великобритании будут поступать новые атомоходы типа «Трафальгар-2» с усовершенствованной установкой типаPWR-2.
Перечень основных аварий и инцидентов в ВМС Великобритании приведен в таблице. Из таблицы видно, что самой несчастливой лодкой по числу аварий стала «Конкерор», на которой их было четыре. Далее следует ПЛАРБ «Ривендж» — три, «Рипалс» и «Резолюшн» — по две аварии и происшествия соответственно.
Навигационные аварии
Даже по далеко неполным данным, самым «урожайным» для английского подводного флота явились 80-е годы, когда произошло более половины всех аварий и происшествий. Бесспорно, этот феномен объясняется довольно просто - именно в восьмидесятые годы в боевом составе ВМС Великобритании насчитывалось максимальное количество атомных подводных лодок.
Примечательно что так называемая «чертова дюжина» фатально зарекомендовала себя и в английском флоте. Так, именно 13 октября 1969 года ПЛАРБ «Ринаун» столкнулась с судном «Мери»...
Анализ данных об авариях на атомных подводных лодках позволяет установить наиболее распространенные причины:
- ошибка в управлении корабельными техническими средствами, в частности при погружении и всплытии субмарин, а также при выполнении боевых упражнений
- нарушение требований безопасности плавания
- отказы оборудования кораблей из-за недоработок, допущенных при их проектировании, производстве, эксплуатации.
А наиболее характерными последствиями аварий атомоходов являются:
- пожары и взрывы
- затопление помещений забортной водой
- повреждение корабельного энергетического оборудования
- ухудшение радиационной обстановки в отсеках вследствие различных нарушений правил обеспечения ядерной и радиационной безопасности (около 30% всех видов аварий на атомных ПЛ).
С учетом накопленного опыта в ВМС Великобритании создана и успешно прошла опытные испытания усовершенствованная ядерная установка PWR-2, предложенная для новейших ПЛАРБ типа «Вэнгард». PWR-2 является одновальной, однореакторной тепловой установкой с мощностью активной зоны в 11-120 мегаватт, обеспечивающей скорость подводного хода в 25 узлов.
Она имеет повышенную агрегатную мощность на валу: 27,5 тыс. л.с. по сравнению с 17-20 тыс. л.с. установки PWR-1 атомных подводных лодок более ранних модификаций. Считается, что установка PWR-2 отличается лучшей ремонтопригодностью и надежностью, .более низкой стоимостью и меньшими шумоизлучениями.
Наряду с совершенствованием ядерной установки командование ВМС Великобритании уделяет значительное внимание новым технологиям в подводном строительстве, включая разработку и внедрение новых, более надежных технических средств и систем жизнеобеспечения атомных подлодок.
Важное место в повышении безопасности плавания занимают различного рода тренировки и учения личного состава субмарин по борьбе за живучесть, в том числе фактическая отработка в море действий по спасению экипажей в случае аварий. Эти мероприятия спасательная служба ВМС проводит ежегодно. А в 1996 году специальная спасательная группа ВМС Великобритании LR-1 принимала участие в уже упомянутом мною выше учении стран НАТО «Сорбет Роял — 96».
В целом командование ВМС Великобритании уделяет первостепенное внимание обеспечению безопасности плавания своих ядерных субмарин. Это дает основание прогнозировать, что с появлением в британском подводном атомном флоте лодок нового поколения, вопросы аварийности на флоте станут меньше актуальны, нежели в 80-е годы.
Немає коментарів:
Дописати коментар