пʼятниця, листопада 16, 2012

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ ПИСАТЕЛЯ -МАРИНИСТА,КАПИТАНА 1-ГО РАНГА ВЛАДИМИРА БОЙКО " 100-ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА МАРИНЕСКО" .




Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

МАРИНЕСКО
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
 
Алекса́ндр Ива́нович Марине́ско родился  2 января (по новому стилю 15 января) 1913 года в г.Одессе в семье румынского рабочего (в прошлом -  матрос крейсера) Иона Маринеску, мать — украинка.  
   В 1920 - 1926 годах учился в трудовой школе №-36 (ныне школа №-105 в Одессе по улице Пастера), где окончил 6 классов, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот»

В ноябре 1933 года по путёвке комсомола (по мобилизации) был направлен на специальные курсы командного состава Рабочее-Крестьянского Красного Флота, после окончания которых  назначен командиром БЧ-1 (штурманская боевая часть) на подводную лодку Щ-306 («Пикша»),   вошедшую в состав Краснознаменного Балтийского флота 17 августа 1935 года. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий А.И.Маринеско присвоено звание «лейтенант».
  В 1937 году направлен на курсы командного состава Учебного Отряда Подводного Плавания. 16 июля 1938 года А.И.Маринеско из-за «родственников за границей»  уволен из Военно-морского флота с запретом служить  в торговом флоте. 7 августа 1938 года А.И.Маринеско восстанавлен на службе,  присвоено звание «старший лейтенант».
   11 ноября 1938 года А.И.Маринеско назначен помощником командира подводной лодки Л-1 («Ленинец»), являющуюся подводным минным заградителем II серии, заложенной 6 сентября 1929 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 28 февраля 1931 года подводная лодка спущена на воду. 22 октября 1933 года Л-1 вступила в строй, и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
В ноябре 1938 года А.И.Маринеско назначен командиром подводной лодки М-96 - подводной лодки тип «М» XII серии  заложеной 26 июля 1937 года на заводе №-112 (Красное Сормово) в Горьком, заводской номер 247. 20 июля 1938 года подводная лодка была спущена на воду, и 20 ноября 1939 года вступила в строй.  Начало Советско-финской войны М-96 встретила в составе 26-го Дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота, проходя ходовые испытания, поэтому участия в Боевых действиях не принимала. 12 декабря 1939 года подводная лодка вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.  В 1940 году подводная лодка М-96 установила рекорд скорости погружения, всего за 19,5 секунд (при нормах в 35 секунд), успешнее всех провела торпедные стрельбы и была признана лучшей на Балтийском флоте. Нарком ВМФ наградил А.И.Маринеско золотыми часами. В марте 1940 года  А.И.Маринеско принят кандидатом в члены ВКП(б),  в ноябре присвоено очередное воинское звание – «капитан-лейтенант».
   22 июня 1941 года подводная лодка встретила в составе 8-го Дивизиона 2-й Бригады подводных лодок на Ханко. За день до этого М-96 вернулась из дозора на подходах к базе, где наблюдала интенсивное движение германских транспортов из Финляндии. С началом войны М-96 перебазировалась на Таллинн, откуда в середине июля 1941 года перешла в бухту Триги, где поступила в распоряжение Коменданта Береговой обороны Балтийского района (БОБР). Вечером 22 июля М-96 вышла на позицию в южной части Рижского залива. Подробностей этого выхода не сохранилось, так как отчет о походе А.И.Маринеско направил в штаб БОБРа, где он был, скорее всего, уничтожен при отходе наших частей на полуостров Сворбе; бортовой журнал М-96 был сдан в штаб Бригады Подплава и, вероятно, погиб при эвакуации Таллина. 29 июля 1941 года М-96 вернулась в Триги. Причиной этому явилось поломка дизеля. По одним данным лопнул обод кулачной муфты, связывающий дизель с гребным винтом, по другим – при срочном погружении из-за неисправности газоотвода дизель залило водой. 5 августа подводная лодка прибыла в Кронштадт, а затем в Ленинград, где встала на ремонт. Вскоре М-96 стали готовить к перебазированию на Каспий, но после того как немцы блокировали Ленинград, подводную лодку вернули в боеготовое состояние. 1 сентября 1941 года М-96 вошла в состав 5-го Дивизиона Бригады подводных лодок КБФ. Первую блокадную зиму подводная лодка провела в Ленинграде. 14 февраля 1942 года при стоянке у Тучкова моста в М-96 попал снаряд, в результате чего затопило IV и V отсеки, и подводная лодка села на грунт. Ремонт занял около четырех месяцев, поэтому в следующий Боевой поход М-96 вышла только 12 августа 1942 года. 14 августа в районе маяка Порккалан-Каллбода подводная лодка атаковала одной торпедой транспорт из состава конвоя противника. Дистанция залпа составляла 12 кабельтовых. Через 1 минуту на М-96 услышали сильный взрыв. После выпуска торпеды подводная лодка не удержалась на глубине и всплыла, показав над водой рубку. По словам командира, в этот момент он видел гибель транспорта. По данным многих источников торпедой с М-96 был потоплен финский транспорт «Helen», который по финским данным погиб 13 августа 1942 года у острова Рюген на британской донной мине. Иногда жертвой М-96 называют немецкую тяжелую плавучую батарею «SAT-5» («Helene»), которая пережила войну и была включена в состав флота, предназначенного к передаче союзникам по репарациям. В любом случае, атаке подвергся финский конвой, так как по немецким данным атака М-96 не зафиксирована, тем более что она была произведена в зоне ответственности финнов. После выпуска торпеды сторожевые корабли контратаковали подводную лодку, сбросив на нее 9 глубинных бомб, от разрывов которых подводная лодка получила незначительные повреждения.
  В ночь на 15 августа М-96 перешла в район Пальдиски, где обнаружила конвой противника, но в виду малой ценности целей командир от атаки отказался. 19 августа, израсходовав топливо, подводная лодка направилась в базу, не известив об этом командование. Вечером 22 августа в районе Лавенсари подводная лодка подверглась преследованию своих сторожевых катеров и 25 августа М-96 благополучно ошвартовалась в Кронштадте.  
   В следующий боевой поход М-96 вышла 4 ноября 1942 года. На борту подводной лодки находилась разведгруппа из пяти человек, задачей которой был налет на немецкий радиопост и захват шифровальной машинки «Энигма». Командовал разведчиками старший лейтенант М.С. Калинин, помощник командира Щ-303, впоследствии командир подводной лодки Щ-307, Герой Советского Союза. Разведчики так же были набраны из команды подводной лодки Щ-307. Вечером 11 ноября разведгруппа высажена в районе Нарвы. Переодетые в немецкую форму разведчики добыли «языка», но после его допроса выяснилось, что необходимой информацией он не владеет. Совершив налет на штаб полка, разведчики захватили документы и пленного, но «Энигмы» не обнаружили. При возвращении разведгруппы на подводную лодку шлюпка с людьми перевернулась, трое разведчиков и захваченный ими пленный утонули. Приняв на борт оставшихся в живых, подводная лодка вернулась в Кронштадт. Действия командира на позиции командование оценило высоко, и А. И. Маринеско был награжден орденом Ленина.
    22 ноября 1942 года А.И.Маринеско сдал дела и обязанности командира подводной лодки М-96 и вступил в  командование подводной лодкой С-13 находящейся  в Ленинграде на ремонте и зимовке. По окончании ремонта готовая к походу С-13 перешла в Кронштадт, но поскольку прорыв в открытую часть Балтики был невозможен, поход отменили. В конце 1942 года А.И. Маринеско присвоено очередное воинское звание «капитан 3-го ранга», снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года он был исключён). До конца сентября 1944 года С-13 проходила Боевую подготовку. 1 октября подводная лодка вышла в Боевой поход. Утром 8 октября подводная лодка заняла позицию севернее полуострова Хель. 9 октября С-13 обнаружила и атаковала траулер «Zigfrid», потратив на него впустую четыре торпеды. По докладу командира, заметив атаку (выпушено три торпеды), судно уклонилось от них резкой остановкой, четвертая торпеда прошла мимо, так как траулер увеличил ход. Подводники применили артиллерию, насчитав одиннадцать попаданий. По докладу командира, цель начала быстро тонуть, подводная лодка удалилась, но поврежденное судно, несмотря на подводные пробоины и ранение одного из членов экипажа,  выбросилось на отмель косы Хель, и вскоре снова было введено в сторой. 13 октября С-13 перешла к мысу Брюстерорт, а 21 октября – к Виндаве. 25 октября подводная лодка получила приказ в светлое время суток находиться на юго-западных подходах к бухте Лыу, где накануне корабли 2-й боевой группы Krigsmarine вели бомбардировку     
советских частей на полуострове Сырве. В связи с тем, что корабли противника уже покинули этот район, ни одной цели дляатаки обнаружить не удалось. 11 ноября С-13 благополучно вернулась в Ханко. 19 ноября года С-13 перешла в Хельсинки, где прошла ДОКовый ремонт, после которого 22 декабря перешла в Ханко.
   11 января 1945 года  из Ханко подводная лодка отправилась в Боевой поход. Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление подводной лодки в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав возможность искупить вину в Боевом походе.
С-13 предстояло патрулирование района между маяком Риксхёфт и Кольбергом. Несколько раз подводная лодка обнаруживала конвои, но каждый раз атаковать мешало противодействие кораблей эскорта. В 21.10 30 января подводная лодка обнаружила лайнер «Vilhelm Gustlov», на борту которого находилось около 6.600 человек. Его охранение состояло из миноносца «Leve», который с подводной лодки не был обнаружен. Подводная лодка двигалась в направлении 105° - почти строгим контркурсом относительно «Vilhelm Gustlov». Скорость и подводной лодки, и лайнера составляла 12 узлов. Через 14 минут командир С-13 определил элементы движения цели и начал сближение,  через две минуты подводная лодка перешла в позиционное положение. Цель начала удаляться. В 21.35 С-13 всплыла и увеличила ход.  В 21.55 С-13 ложится на курс 280° и в течение часа догоняла лайнер. В 23.04. подводная лодка ложится на боевой курс, строго перпендикулярно левому борту «Vilhelm Gustlov» и в 23.08 торпедирует лайнер.  Через час судно затонуло, унеся с собой жизни около 5,5 тысяч человек. Пока «Leve» и суда шедшего следом конвоя занимались спасением людей с «Vilhelm Gustlov», С-13 покинула место катастрофы. Миноносец Т36 сбросил двенадцать глубинных бомб, разрывы которых слышали на подводной лодке. 
   10 февраля в 02.50 С-13 потопила легкий крейсер  «General Steuben», шедший в охранении миноносца и торпедолова. Корабли эскорта, занятые спасением, не преследовали С-13, и она 15 февраля прибыла в Турку.  
   А.И.Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду заменили орденом Красного Знамени. 20 апреля 1945 года подводная лодка С-13 награждена орденом Красного Знамени. В этот же день подводная лодка вышла для действий южнее острова Готланд. Выйти в атаку ни разу не удалось, в то время как сама С-13 несколько раз становилась объектом атаки подводных лодок и авиации противника. Этот поход командованием был признан неудовлетворительным. По заключению командира Бригады подводных лодок капитана 1 ранга  А.Е.Орла о действиях командира С-13 А.И.Маринеско в последнем Боевом походе:
 «1. За период нахождения в море, на позиции, в зоне интенсивного движения противника с 23.04.45 г. 7 раз обнаруживал цели, но атаковать не мог…
2. 24.04. в 23.38. по ШП обнаружил конвой, но, всплыв в надводное положение, не смог открыть люка… Атака сорвалась, так как в перископ ничего видеть в это время было нельзя.
3. 26.04 в 01.35 обнаружил работу поискового прибора…Возможность атаковать упущена из-за неправильных действий командира.
4. 27.04. в 22.46. по ШП обнаружила шум ТР и работу двух УЗПН. Через 7 мин в расстоянии 35 кбт визуально обнаружил ТР в охранении двух СКР и двух СКА. Командир от атаки отказался, ввиду большой видимости. Действия командира неправильные: до этого он вывел ПЛ в светлую часть горизонта, а потом не пошел за противником, не перешел в темную часть горизонта
 5. 28.04. в 16.41., находясь под водой, по ШП обнаружил шум ТР и работу двух УЗПН… Командир увеличил ход до 4 узлов и через 14 мин от атаки отказался, считая себя вне предельного угла атаки… Возможность атаки упущена по вине командира, который не стремился сблизиться с противником, а берег батарею, боясь что ее придется заряжать несколько ночей подряд.
6. 28.04. в 19.23. обнаружили шум ТР… В перископ противника не видел. Через девять минут командир якобы установил, не меняя трехузлового хода, что находится вне предельного угла атаки.
7. 02.05. по ШП обнаружили шум ТР… По-видимому, командир неправильно определил сторону движения и потому с противником не сблизился…
8. 03.05. в 10.45. в перископ обнаружил ТР в охранении двух СКР, но атаковать не сумел из-за неправильного маневрирования.
Вывод: Боевую задачу ПЛ не выполнила. Действия командира неудовлетворительные…».
    23 мая 1945 года С-13 вернулась в базу.
    14 сентября 1945 года вышел приказ Наркома ВМФ СССР №-01979, которым командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитан 3 ранга А.И.Маринеско был отстранен от занимаемой должности, понижен в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислен в распоряжение Военного совета КБФ.  С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года А.И. Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го Дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой Бригады траления Краснознамённого Балтийского флота Таллинского морского оборонительного района.  Тральщик Т-34 построен в 1934 году как буксирный пароход на  ленинградском заводе «Петрозавод». 15 июля 1939 года призван в Военно-морской флот, переоборудован в тральщик и 27 ноября 1939 года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в Советско-финской войне.
    20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ №-02521 старший лейтенант А.И.Маринеско был уволен в запас.
   Трудовой путь осле войны в 1946 - 1949 годах А.И.Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году - заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, в 1949 - 1951 годах находился в заключении по сфабрикованному делу, откуда 10 октября 1951 года  был освобожден досрочно. В 1951 - 1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». 
   Вскоре А.И.Маринеско заболел и умер 25 ноября 1963 года, был похоронен на Богословском кладбище г.Ленинграда. После смерти А.И.Маринеско его имя изъяли из обращения, о подвиге С-13 было запрещено упоминать. На обращении судостроителей и ветеранов-подводникв к Главкому ВМФ адмиралу С.Г.Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско адмирал поставил резолюцию: «Недостоин».
    В начале 60-х годов по многочисленным ходатайствам Приказом Министра обороны СССР №-600 А.И. Маринеско был восстановлен в звании «капитан 3 ранга запаса» с назначением ему установленной пенсии по выслуге лет. Приказ гласил:
    «В соответствии с «Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота»:
- капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича, бывшего командира подводной лодки С-13, считать уволенным из кадров Военно-Морского Флота в запас с 20 ноября 1945 года по статье 59 пункту «в» - по сокращению штатов. Пункты приказов НК ВМФ №-01979 от 14 сентября 1945 года о снижении его в воинском звании и отстранении от должности командира подводной лодки С-13, а также Приказы КБФ №-0708 от 18 октября 1945 года о назначении на должность командира тральщика Т-34 и Приказ НК ВМФ №-02521 об увольнении в запас с должности командира тральщика Т-34 - отменить. Заместитель Министра Обороны СССР».
   В  1968 году  Николай Герасимович Кузнецов писал: «В сложной и беспокойной натуре командира С-13 высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам А.Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной. ...Настала пора по достоинству оценить подвиг А.И.Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем». В 1990 году, после многочисленных представлений и ходатайств Главнокомандующего ВМФ адмирала флота В.Н.Чернавина и ветеранов Военно-морского флота, Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 3 ранга А.И.Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, невзирая на то, что еще в конце 60-х годов было запрещено присвоение этого звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны. 
   А.И.Маринеско навсегда останется в истории нашего флота как один из выдающихся героев-подводников. Он ничего не боялся, ни на море, ни на суше. В море он поступал вопреки всем законам подводной войны и даже логике.  Прорывался в самые опасные места - потому что его там не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика.
   На Балтике воевало 13 подводных лодок тип «С». Уцелела единственная, С-13, своими действиями приблизившая конец войны, командиром которой и был легендарный – подводник от Бога - Александр Иванович Маринеско, навсегда оставшийся в истории побед нашего Военно-морского флота.


Немає коментарів: