Первый раз наветы на адмирала Кузнецова, вызвавшие его отстранение Сталиным от должности, были вызваны тем, что, исходя из союзнических отношений, моряки передали военным миссиям союзников открытые морские карты отдельных акваторий восточного побережья, организовали осмотр представителями английской военной миссии трофейной подводной лодки и ознакомление с имевшимися в ней акустическими торпедами.
Пройдет время, и бывший начальник отдела военных трибуналов ВМФ Ф.Д.Титов напишет: «После смерти Сталина Председателем Верховного Суда СССР был принесен протест в Пленум Верховного суда в порядке судебного надзора, и Пленум Верховного Суда 11 мая 1953 г. отменил приговор Военной коллегии в отношении всех четырех адмиралов, а дело в уголовном порядке прекратил за отсутствием состава преступления. Так именно и следовало решить дело еще тогда, в 1948 г., при объективном его рассмотрении и оценке имеющихся в нем материалов.
Н.Г.Кузнецов и Э.Кинг – главнокомандующий военно-морскими силами США, адмирал флота на Крымской (Ялтинской) конференции
Пройдет время, и бывший начальник отдела военных трибуналов ВМФ Ф.Д.Титов напишет: «После смерти Сталина Председателем Верховного Суда СССР был принесен протест в Пленум Верховного суда в порядке судебного надзора, и Пленум Верховного Суда 11 мая 1953 г. отменил приговор Военной коллегии в отношении всех четырех адмиралов, а дело в уголовном порядке прекратил за отсутствием состава преступления. Так именно и следовало решить дело еще тогда, в 1948 г., при объективном его рассмотрении и оценке имеющихся в нем материалов.
Н.Г.Кузнецов и Э.Кинг – главнокомандующий военно-морскими силами США, адмирал флота на Крымской (Ялтинской) конференции
Материал источника см.-
Во-первых, бесспорно, было известно, что в процессе Великой Отечественной войны существовали союзнические отношения между нашими, английскими и американскими военными представительствами и что Советский Союз получил значительно больше сведений о вооружениях союзников, чем дал им. Например, британское адмиралтейство передало нам все необходимые данные об артиллерии главных калибров линкоров «Нельсон», «Георг V», крейсера «Ньюкасл», описание орудий иных типов и калибров, а также техническую документацию по производству артприборов. Советские военные специалисты посетили ряд военно-морских баз, заводов и конструкторских бюро США, а также получили от союзников около 6 тыс. морских карт. Простое сравнение этих данных с теми, которые были переданы союзникам нашим морским ведомством, убедительно подтверждают сделанный выше вывод.
Во-вторых, то, что было передано нами военным миссиям союзников, не нанесло никакого ущерба боеспособности советского Военно-Морского Флота».
Вторичная опала адмирала Кузнецова, явилась, как принято считать, наличием разногласий с политическим руководством страны по перспективам развития флота, недооценка Хрущевым роли авианосцев и авианесущих крейсеров. Но не только в этом дело. У Николая Герасимовича не сложились со временем отношения с Г.К.Жуковым. Кузнецов считал, что «Г.К.Жуков при всех его неоспоримых полководческих способностях не очень подходил для роли начальника Генерального штаба. Штабная работа была не в его характере». В воспоминаниях Н.Г.Кузнецова есть и такой эпизод. Когда после войны на пост министра обороны был назначен Жуков, спрашивали мнение маршалов - одобряют ли они кандидатуру. «Такой вопрос, - вспоминал Н.Г.Кузнецов, - был задан и мне на беседе у Н.А.Булганина.
Северный флот. Кузнецов и Булганин на крейсере "Чапаев". Правее от Министра обороны, командующий СФ Чабаненко... 1954 г.
Я ответил:
- Товарищ министр, мы, моряки, не претендуем на такой общевойсковой пост. Я не берусь даже высказывать свое мнение по этому вопросу. Однако если будет назначен Жуков, то мне казалось бы правильным указать ему на необходимость впредь более объективно относиться к флоту.
Я не знал, что моя конфиденциальная беседа стала буквально в тот же день известна Жукову, но вскоре я имел все основания полагать, что судьба моя уже решена…
Я чувствовал существующую неприязнь, как со стороны Хрущева, так и со стороны Жукова. Боюсь утверждать, кто из них был инициатором, но в любом случае суждения обо мне у них основывались либо на мнении других, либо на личной неприязни. Ни с Хрущевым, ни с Жуковым я не имел удовольствия ни разу беседовать и серьезно обмениваться взглядами по вопросам флота. Значит, они не могли обстоятельно знать мою точку зрения по кругу моих обязанностей…»
Не вызывает сомнений, что причина опалы была глубже личной неприязни. Кузнецов был слишком самостоятельной фигурой. Он мог публично не согласиться со И.В.Сталиным - подобное позволял себе, кажется, еще лишь маршал Г.К.Жуков, мог сказать резкую правду в глаза Н.С.Хрущеву. Рассказывают, на одном из совещаний, когда обсуждалась судьба тяжелых крейсеров, а они были детищем Сталина, Иосиф Виссарионович не на шутку разгневался: «Почему, Кузнецов, ты все время ругаешься со мной? Ведь органы уже давно просят у меня разрешения тобой заняться…». На другом совещании, когда Кузнецов докладывал программу развития флота, Хрущев начал бросать язвительные реплики. Кузнецов осадил его: «Послушайте, Никита Сергеевич, вы мне мешаете докладывать, ведь вы ничего не понимаете в этом вопросе». Адмирал Ю.А.Пантелеев вспоминает: «Близкие к Николаю Герасимовичу адмиралы Алафузов, Зозуля, Владимирский и я, обсуждая это между собой, с грустью пришли к выводу, зная злопамятность Хрущева, что это для Николая Герасимовича даром не пройдет». Сам же Никита Сергеевич в «Воспоминаниях» приводит случай, когда Кузнецов обратился к нему с довольно грубой фразой: «До каких пор сохранится такое отношение к Военно-Морскому Флоту?». «У нас сложилось впечатление, - пишет Н.С.Хрущев, - что Кузнецов решил, что раз Сталина нет, то с существующим руководством можно всерьез не считаться. Это нас возмутило».
Труд: «Жуков был солдат, а не политик. Оттого и горел»
По воле Хрущева выдающийся флотоводец Н.Г.Кузнецов в 52 года оказался не у дел. Произошло это при следующих обстоятельствах. В мае 1955-го года у Николая Герасимовича случился инфаркт. Адмирал письменно попросил руководство освободить его от должности. Рапорт был проигнорирован. Через полгода, когда обязанности Главкома ВМФ исполнял другой человек, погиб линкор «Новороссийск» (по одной из версий, он был подорван итальянскими диверсантами). Повод был найден, и последовало решение.
В своем обращении в Президиум ЦК КПСС Н.Г.Кузнецов написал:
«15 февраля 1956 года я был вызван министром обороны (Г.К.Жуковым). Аудиенция длилась не более 5-7 минут. В исключительно грубой форме мне было объявлено о решении снизить меня в воинском звании и уволить из армии без права на восстановление. После этого меня никто не вызывал для формального увольнения. Какой-то представитель управления кадров (даже без меня) принес и оставил на квартире мои увольнительные документы… Не будучи совершенно осведомленным в причинах своего увольнения, я просил ознакомить меня с документами и не получил этой возможности».
Долгие годы Николай Герасимович добивался восстановления своего доброго имени. Он был не одинок. В защиту флотоводца выступали ветераны флота, в том числе большая группа адмиралов, маршал Советского Союза А.М.Василевский, генералы армии Д.Т.Язов, С.В.Ахромеев, общественные организации. Справедливость восторжествовала через четырнадцать лет после смерти Николая Герасимовича, когда по инициативе адмирала флота В.Н.Чернавина было направлено официальное ходатайство Главного командования ВМФ руководству страны. 26 июля 1988 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении вице-адмирала Кузнецова Н.Г. в прежнем воинском звании Адмирала Флота Советского Союза».
Дважды Адмирал СССР Николай Кузнецов. Документальный фильм.
Кириллов Валерий Яковлевич, член Союза СП РФ, заслуженный работник культуры РФ. г. Андреаполь, Тверская область
Немає коментарів:
Дописати коментар