Подводные лодки А.И.Маринеско.
Начало см.
Подводная лодка
М-96
Подводная
лодка тип «М» XII серии заложена 26 июля 1937 года на заводе №-112 (Красное
Сормово) в Горьком. Заводской номер 247. 20 июля 1938 года подводная лодка была
спущена на воду, и 20 ноября 1939 года вступила в строй. Начало Советско-финской войны М-96
встретила в составе 26-го Дивизиона подводных лодок Краснознаменного
Балтийского
флота,
проходя ходовые испытания, поэтому участия в Боевых действиях не
принимала. 12 декабря 1939 года подводная лодка вошла в состав Краснознаменного
Балтийского флота.
22 июня 1941 года подводная
лодка
встретила в составе 8-го Дивизиона 2-й Бригады подводных
лодок на Ханко. За день до этого М-96 вернулась из дозора на подходах к базе,
где наблюдала интенсивное движение германских транспортов из Финляндии. С
началом войны М-96 перебазировалась на
Таллинн, откуда в середине июля 1941 года перешла в бухту Триги, где
поступила в распоряжение Коменданта Береговой обороны Балтийского района
(БОБР). Вечером 22 июля М-96 вышла на позицию в южной части Рижского залива.
Подробностей этого выхода не сохранилось, так как отчет о походе А.И.Маринеско
направил в штаб БОБРа, где он был, скорее всего, уничтожен при отходе наших
частей на полуостров Сворбе; бортовой журнал М-96 был сдан в штаб Бригады Подплава и,
вероятно, погиб при эвакуации Таллина. 29 июля 1941 года М-96 вернулась в
Триги. Причиной этому явилось поломка дизеля. По одним данным лопнул обод
кулачной муфты, связывающий дизель с гребным винтом, по другим – при срочном
погружении из-за неисправности газоотвода дизель залило водой. 5 августа
подводная лодка прибыла в Кронштадт, а затем в Ленинград, где встала на ремонт.
Вскоре М-96 стали готовить к перебазированию на Каспий, но после того как немцы
блокировали Ленинград, подводную лодку вернули в боеготовое
состояние. 1 сентября 1941 года М-96 вошла в состав 5-го Дивизиона Бригады подводных
лодок
КБФ. Первую блокадную зиму подводная лодка провела в Ленинграде. 14 февраля
1942 года при стоянке у Тучкова моста в М-96 попал снаряд, в результате чего
затопило IV и V отсеки, и подводная лодка села на грунт. Ремонт
занял около четырех месяцев, поэтому в следующий Боевой поход М-96 вышла
только 12 августа 1942 года. (Линия Таллин – Хельсинки). Уже 14 августа в
районе маяка Порккалан-Каллбода подводная лодка атаковала одной торпедой
транспорт из состава конвоя противника. Дистанция залпа составляла 12
кабельтовых. Через 1 минуту на М-96 услышали сильный взрыв. После выпуска
торпеды подводная лодка не удержалась на глубине и всплыла,
показав над водой рубку. По словам командира, в этот момент он видел гибель
транспорта. По данным многих источников торпедой с М-96 был потоплен финский
транспорт «Helen», который по финским
данным погиб 13 августа 1942 года у острова Рюген на британской донной мине.
Иногда жертвой М-96 называют немецкую тяжелую плавучую батарею «SAT-5»
(«Helene»), которая пережила войну и была включена в состав флота,
предназначенного к передаче союзникам по репарациям. В любом случае, атаке
подвергся финский конвой, так как по немецким данным атака М-96 не
зафиксирована, тем более что она была произведена в зоне ответственности
финнов. После выпуска торпеды сторожевые корабли контратаковали подводную
лодку, сбросив на нее 9 глубинных бомб, от разрывов которых подводная
лодка
получила незначительные повреждения.
В ночь на 15
августа М-96 перешла в район Пальдиски, где обнаружила конвой противника, но
в виду малой ценности целей командир от атаки отказался. 19 августа,
израсходовав топливо, подводная лодка направилась в базу, не
известив об этом командование. Вечером 22 августа в районе Лавенсари подводная
лодка подверглась преследованию своих сторожевых катеров и 25 августа М-96
благополучно ошвартовалась в Кронштадте.
В следующий боевой поход М-96 вышла 4 ноября
1942 года. На борту подводной лодки находилась разведгруппа
из пяти человек, задачей которой был налет на немецкий радиопост и захват
шифровальной машинки «Энигма». Командовал разведчиками старший лейтенант М.С. Калинин,
помощник командира Щ-303,
впоследствии командир подводной лодки Щ-307, Герой Советского Союза. Разведчики
так же были набраны из команды подводной лодки Щ-307. Вечером 11
ноября разведгруппа высажена в районе Нарвы. Переодетые в немецкую форму
разведчики добыли «языка», но после его допроса выяснилось, что необходимой
информацией он не владеет. Совершив налет на штаб полка, разведчики захватили
документы и пленного, но «Энигмы» не обнаружили. При возвращении разведгруппы
на подводную лодку шлюпка с людьми перевернулась, трое разведчиков и
захваченный ими пленный утонули. Приняв на борт оставшихся в живых, подводная
лодка вернулась в Кронштадт. В марте 1943 года командиром подводной
лодки
назначен капитан-лейтенант Н.И.Карташов, А.И.Маринеско принял под свое командование подводную лодку
С-13.
В 1943 году М-96 совершила два похода. Так как противник
создал в Финском заливе мощные противолодочные заграждения, подводные лодки тип
«М» действовали на
мелководье, занимаясь визуальной разведкой. 19 июля 1943 года в районе банки
Туолюла подводная лодка
села на мель, повредив винт, ограждения рулей и корпус. Выполнив задачу по
разведке района Хапасарских шхер, в ночь на 21 июля М-96 прибыла на Лавенсари,
а затем перешла в Кронштадт, где была поставлена в ДОК.
Второй поход кампании 1943 года проходил в районе острова
Гогланд. Днем 28 августа подводная лодка прибыла на позицию, и на следующую ночь высадила на
Гогланде группу разведчиков. 30 августа М-96 сместилась к маяку Тийскери, где
неоднократно обнаруживала сторожевые катера противника. В ночь на 1 сентября
подводная лодка высадила на Гогланде вторую разведгруппу, после чего
направилась в базу.
Кампанию 1944 года М-96 начала 18 июня. Подводная лодка
перешла по Неве в Ладожское озеро, где сделала один поход к острову Валаам в
целях разведки и прикрытия десанта войск Карельского фронта у Тулоксы. 13 июля подводная лодка возвратилась в Ленинград.
18 августа 1944 года, при выходе в Боевой поход, М-96 легла на грунт в ожидании сумерек. Начался шторм, в результате удара о грунт подводная лодка повредила киль, и ей пришлось вернуться в Кронштадт на ремонт.
18 августа 1944 года, при выходе в Боевой поход, М-96 легла на грунт в ожидании сумерек. Начался шторм, в результате удара о грунт подводная лодка повредила киль, и ей пришлось вернуться в Кронштадт на ремонт.
В свой последний Боевой
поход с задачей разведки минных заграждений в Нарвском заливе М-96 вышла 7
сентября 1944 года. На борту подводной лодки в качестве обеспечивающего в море вышел оператор Бригады подводных лодок капитан 2 ранга Н.Н.Бутышкин. В базу подводная лодка не вернулась. Вероятно, М-96
погибла, подорвавшись на мине заграждения «Zeeigel» в Нарвском заливе 7-9 сентября
1944 года. Вместе с М-96 погибло 22 подводника.
Подводная лодка М-96 совершила 7 Боевых походов: 22.07.1941 - 29.07.1941; 12.08.1942 - 25.08.1942; 08.11.1942 - 12.11.1942; 18.07.1943 - 21.07.1943; 28.08.1943 - 03.09.1943; 22.06.1944 - 29.06.1944; 07.09.1944. Произведена 1 безуспешная торпедная атака с выпуском 1 торпеды.
Подводная лодка М-96 совершила 7 Боевых походов: 22.07.1941 - 29.07.1941; 12.08.1942 - 25.08.1942; 08.11.1942 - 12.11.1942; 18.07.1943 - 21.07.1943; 28.08.1943 - 03.09.1943; 22.06.1944 - 29.06.1944; 07.09.1944. Произведена 1 безуспешная торпедная атака с выпуском 1 торпеды.
Тактико-Технические Данные
подводной лодки
М-96:
Водоизмещение:
надводное/подводное - 206/256 тонн. Размеры: длина - 44,5 метров, ширина - 3,3 метра, осадка - 2,58 метра. Скорость
хода: надводная/подводная - 14/8,2 узлов. Дальность плавания: над водой 3440 миль при 9 узлах,
под водой 110 миль
при 2,8 узлах. Силовая установка: дизель 800 л.с., электромотор 400 л.с. Вооружение: 2
носовых 533-мм торпедных аппарата (2 торпеды), 1 45-мм орудие 21-К. Глубина
погружения: до 60 метров.
Экипаж: 20 человек.
Немає коментарів:
Дописати коментар