суботу, серпня 29, 2009

ИЗ ПИСЬМА КАПИТАНА 2Го РАНГА ОФМАНА МАТВЕЯ ИОСИФОВИЧА

Капитан 2- го ранга родился в 1941 году.На апл К-27 прибыл в 1968.Был назначен командиром реакторного отсека корабля.После аварии был обвинен комиссией в неправильных действиях на ПУ ГЭУ.

.Началась авария с того, что реактор самопроизвольно заглох .Начальники пытались протянуть руки через меня и щелкать ключами. Я их оттолкнул, закрыл собой и руками пульт и принял решение. Было их два возможных .Первое-оставить все как есть. Тогда сплав левого борта замерзнет и ППУ погибнет ,так как трюм четвертого заливало водой второго контура через неплотности в парогенераторе и в первом контуре. Помпа осушения отсека была сломана .Принял второе решение-попытаться вывести реактор на мощность ,разогреть его и сохранить установку до прихода в базу .Поднять мощность не удалось, так как на подъем стержней реактор не реагировал, а потом они просто заклинили Сбросил АЗ .Центральная группа вниз не ушла .Пытался их раскачивать вверх-вниз .Вверх шли, а вниз нет. После этого ушел в отсек .Вместе с спецтрюмными вручную сделали все для сохранения правого борта и максимальной мощности левого .Перевели турбопривод насосов левого в ручное управление, чтобы своим ходом добраться в базу .Вместе с командиром БЧ наладил работу переносного ручного насоса для откачки воды в пятый отсек-там помпа осушения работала .По команде из пульта открыл люк четвертого. Потом вместе с Ефремовым вытащили иэ под реактора Логунова и покинули отсек. Больше в отсек никто не заходил. За то время ,что я был в отсеке туда дважды заходили командир БЧ и Командир корабля. Я с огромным уважением до сих пор отношусь к обоим .Могу рассказать еще многое .Но вряд ли это когото интересует.

***
О Леонове .Первый раз при мне он зашел в отсек через полчаса после моего прихода и приказал доложить о состоянии отсека .Мой ответ сводился к тому, что что-то случилось с реактором левого борта пытаюсь разобраться .Правую установку поддерживаем на мощности. Второй раз Леонов зашел минут через сорок, сразу после ухода командира БЧ-5. Он рассказал ,что на основании докладов поступивших к нему ,он считает ,что ничего страшного не произошло. Был разовый выброс активности, после чего дозиметрия зашкалила и вышла из строя. Береговое командование добро на возврат в базу не дает .Я доложил Леонову, что по-моему полностью развалилась активная зона левого ректора и он мертв. Офицеры киповцы вручную пытались опустить центральные стержни вниз, но они шли только вверх ,а вниз никак. Значит искривлены каналы в зоне .На правом борту постоянно отказывает автоматика турбопривода главного насоса сплава и обороты приходится поддерживать вручную из отсека. В трюм поступает вода второго контура через сплав первого и потом через неплотности первого контура поступает в трюм и кипит на оголенном (после пожара сорвали изоляцию) куске паропровода главного пара .Переносная помпа срывает ,так как вода в трюме почти 100 град и в насосе она вскипает и насос приходится периодически доливать при помощи старой галоши . Могут быть залиты сплавные насосы и установка правого борта также выйдет из строя .Леонов немного подумал и сказал .Самовольно иду к своему пирсу ,а там будь что будет, продержитесь. И ушел. Убежден ,что лично он и работа личного состава БЧ5 спасли жизнь всему экипажу /

Интересно почитать, что думают те, кто был в отсеке,на ПУ ГЭУ во время аварии ,пытался выяснить что происходит и обеспечил глушение реактора левого борта ,перевод в ручное управление ППУ правого борта и возврат лодки в базу своим ходом

Матвей Офман-капитан 2- го ранга,бывший командир реакторного отсека АПЛ К-27 во время ядерной аварии 24 мая 1968 года.

Надеюсь мы услышим мнение тех,кто во время ядерной аварии находиль на ПУ ГЭУ(Владислава Владимировича Домбровского,Петухова Льва Николаевича,Иванова Алексея Анатольевича и др.)

Немає коментарів: