вівторок, вересня 29, 2009

ПРИБРЕЖНЫЙ ЧЕРНОБЫЛЬ..

 В России было построено 55 АПЛ первого поколения, 142 АПЛ второго поколения и 64 лодки третьего поколения. Из них на береговых базах остается больше 70. Это лодки отстоя, построенные больше 30–40 лет назад. На них тоже служат – численность составляет одну треть от основного состава. Кадровые моряки получают зарплату – только меньше. «Срочники» чему-то учатся. Зачем флоту нужен экипаж на списанных лодках? Чтобы они не утонули.

Дело в том, что подводная лодка – это не просто посудина, которую можно оставить без руля и без ветрил. В цистерны главного балласта АПЛ надо постоянно нагнетать воздух низкого давления, подавая его с берега. А так как корпуса лодки давно прогнили и цистерны пропускают воду, то субмарина время от времени уходит вниз. Достать такой самотоп практически невозможно, хотя на Тихоокеанском флоте это однажды удалось.

Сколько в Россси  утопившихся от усталости лодок? Исходя из числа построенных и списанных АПЛ, нетрудно подсчитать, что не хватает 23 субмарин. Где они? Вероятнее всего – на дне. А вместе с ними – тонны ОЯТ. Известно, что каждая АПЛ имеет два ядерных реактора. Поэтому каждый их них может стать новым Чернобылем. Лодки отстоя – это самая секретная часть деятельности ВМФ. АПЛ отстоя давно стали самой большой головной болью командиров береговых баз. Не только из-за того, что нужно поддерживать их на плаву. Но еще и потому, что они тонут при транспортировке к месту распилки, как это произошло с К-159. Причина проста – насквозь ржавая лодка была не подготовлена к переходу. О чем тут можно говорить, если даже боевые АПЛ часто ремонтируются за собственные деньги.

Это началось в тех же 90-х годах прошлого века. Очередная «модернизация» флота коснулась береговых баз ремонта.

В одночасье были уничтожены все заводики и плавучие доки, которые осуществляли мелкий ремонт между походами. Только за

1997–1999 годы из состава ВМФ было выведено из строя 213 единиц вспомогательных судов и судов обеспечения, 35 кораблей и подводных лодок. Результат инициативы очевиден – теперь сложнейшую махину приходится ремонтировать самому экипажу. К примеру, несколько лет назад на «Данииле Московском» основной экипаж за свой счет купил запчасти, которых не досчитался после эксплуатации судна вторым экипажем. Недавно на ТОФе экипаж АПЛ «Омск» восстановил собственными силами АПЛ «Томск». Какова порой цена этого ремонта – мы знаем по количеству трагедий на борту. По заключениям специалистов, по вине личного состава произошло 55 процентов всех аварий.



15 лет назад идея разоружения стойко витала в воздухе. Казалось – и Россия, и США честно пошли на компромисс. За это время Россия, по признанию самих американцев, уничтожила 80 процентов своих субмарин с ракетами межконтинентальной дальности полета. США же разоружили свой флот, по некоторым данным, процентов на 30. Кажется,   Россия окончательно разоружились, а США только свернули свое производство и легко могут его восстановить.

У США сейчас 55 подводных субмарин в основном класса «Лос-Анджелес», значительно уступающих нашим, кстати, уже утилизированным, лучшим кораблям по своим тактическим качествам. К 2015 году в США планируется сократить численность подводных субмарин до 37. Но при этом 20 из них будут лодками пятого поколения класса «Вирджиния» – с беспилотными летательными аппаратами и без перископов. Постройка новых субмарин идет полным ходом.

…А в России с 2001 года не вступила в строй ни одна подводная лодка. Поэтому, если, не дай бог, что-то пойдет не так, как говорится, – бей первой, «Катя»!

Несмотря на мрачные подводные реалии сегодняшнего дня, нельзя не заметить, что в таком виде флот пришел к нам из прошлого века. Переломными для него стали 1994–1995 годы. С тех пор уничтожение ВМФ продолжается, скорее, по инерции.

 

Источник материала: "Аргументы недели" Россия.

Немає коментарів: