неділю, вересня 27, 2009

АВАРИИ, КОТОРЫХ МОГЛО НЕ БЫТЬ

Проблемой аварий на атомных подводных лодках я всерьез заинтересовался в марте
1993 года, когда, работая в газете "Час пик", побывал на пресс-конференции
благотворительного общества "Памяти погибшей лодки "Комсомолец"".

Им много лет руководит вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза Евгений
Чернов. И на этой пресс-конференции один за другим вставали офицеры и говорили:

- Я с погибшей лодки, наши ребята отдали свои жизни за Отчизну. И если была бы
сказана правда, проанализированы причины предыдущих аварий, не погиб бы
"Комсомолец". Флоту нужна правда, нужен честный, объективный анализ аваpий и
катастроф. Не скажем правды, скроем - снова будут гибнуть наши братья, сыновья,
внуки. Замалчивать, засекречивать катастрофы - преступление перед Россией.

У меня побежали мурашки по спине. Журналисты меня поймут. Пришло понимание - от
нас скрывают целую Атлантиду информации, скрывают правду о том, как погибали
субмарины и их экипажи.

Мой материал назывался "Подводные лодки всплывают из забвения". И в нем
перечислялись многие аварии и катастрофы дизельных и атомных подлодок.

После публикации ко мне пришли Евгений Чернов и капитан первого ранга Николай
Суворов. Он командовал К-429, потерпевшей аварию 23 июня 1983 года на Камчатке.
Тогда погибло 16 человек. А послал К-429 в море контр-адмирал Олег Ерофеев.
Лодка была неисправной, вдень выхода на нее согнали служивых из пяти экипажей.
Торпедные стрельбы были незапланированными, просто Ерофееву, видимо, приспичило
проводить их в июне. А должны они были быть в октябре. Суворов пытался
сопротивляться выходу в море, но его сломали железным доводом:

- Ты ждешь перевода в Военно-морскую академию? А в плавучую казарму не хочешь
пойти командиром? А партбилет не хочешь положить на стол?

И капраз Суворов вышел в море. И через полтора года после аварии ему дали десять
лет тюрьмы. За ошибку в кораблевождении.

Материал об этой тяжелейшей аварии вышел в "Часе пик" в июне 1993 года. Он
назывался "К-429 послали на смерть". А потом я написал материал о том, как и
почему погиб "Комсомолец". Технически неисправную лодку послали в море с
экипажем, который девять месяцев не был на субмарине. Такой экипаж на пушечный
выстрел нельзя было подпускать к уникальной лодке. В гибели К-278, на мой
взгляд, виноват бывший командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев. И еще
целый ряд офицеров.

Уголовное дело заморожено. Ерофеев ушел от ответственности за гибель К-429, он
до сих пор не наказан за катастрофу

"Комсомольца", во время которой погибло 42 человека. Когда лодка уходила на дно,
молоденькие матросы кричали, бросаясь в ледяную воду:

- Дяденьки, спасите, не умею плавать! И, захлебываясь, тонули. Мы и это должны
засекретить, забыть, простить?

Я ждал, что адмирал Ерофеев подаст на меня в суд после этих публикаций. Но он
словно воды морской набрал в рот.

P.S/

Интерью данное Александром Никитиным журналистам во время его суда над ним. О его неблагородном поступке перед моим сослуживцем по апл К-27 капитаном 1- го ранга Артеменков В.С. в следующей публикации..

Немає коментарів: