четвер, жовтня 01, 2009

Подводная лодка «Запорожье»: у матросов есть вопросы

 В 2009 году(май) запланирован был выход подводной лодки «Запоріжжя» из плавучего дока в Севастополе. После этого планом предусмотрена погрузка аккумуляторных батарей и швартовые испытания, а потом – ходовые. Но ключевое слово тут – «запланировано».

                                                                    ***


От самих моряков-подводников в реализации планов ремонта субмарины и последующей ее судьбе зависит немногое, большую роль в судьбе лодки и ее экипажа играет политическая воля президента, Верховной Рады Украины, министра обороны. Нет интереса к военному флоту как составляющей обороноспособности государства – нет финансирования, нет финансирования – нет ремонта. Нет ремонта – скоро не будет ни лодки, ни экипажа.
                                                                                ***


Время пребывания подводной лодки «Запоріжжя» в стадии вялотекущего ремонта исчисляется уже не одним годом с момента приема ее от российского Черноморского флота. Справедливости ради следует напомнить, что она, как и подавляющее большинство кораблей, переданных Черноморским флотом Российской Федерации Военно-Морским Силам Украины, была в состоянии сохраняющего плавучесть металлолома. Одной из проблем ремонта подлодки было отсутствие аккумуляторных батарей.
                                                                              ***


Сейчас уже поздно говорить о том, куда разошлись десятки подводных лодок из состава ЧФ бывшего Советского Союза, которые базировались в Севастополе, Балаклаве и Одессе. Реальность такова, что Украина лишь в 1997 году получила одну из них, а на Черноморском флоте их на сегодняшний день осталось всего три, хотя реально назвать подлодкой можно лишь одну «Алросу», которая благодаря финансовой поддержке компании «Алмазы России» держится на плаву и способна иногда выходить в море.
                                                                             ***
 Параллельно шла подготовка обоих экипажей подводной лодки. Люди занимались на тренажерах, прошли обучение на базе Севастопольского военно-морского института им. П.С. Нахимова и в Соединенных Штатах Америки.
                                                                          ***
Но сменился министр обороны Украины и пришедший на эту должность Анатолий Гриценко заявил, что подводную лодку «Запоріжжя» лучше продать одной из стран так называемого третьего мира, чем ввести в боевой состав флота. На основании его решения был расформирован второй экипаж подводной лодки и частично сокращен первый. 
                                                                        ***
В 2006 году бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Безкоровайный, занимавший отрицательную позицию по поводу намерений продать "Запорожье", заявил, что "техническое соответствие этой субмарины на современном этапе остается довольно существенным относительно тех задач, которые могут быть возложены на эту лодку". Он также подчеркнул, что подлодки, аналогичные "Запорожью" и даже более старые, до сих пор входят как в состав ВМФ России, так и других стран, в частности Турции и Польши.
                                                                      ***
 Независимо от этого можно утверждать, что выход лодки в море все равно не состоится в запланированные сроки, хотя бы потому, что по словам командира корабля капитана 1 ранга Олега Орлова, процесс погрузки на лодку аккумуляторных батарей занимает не менее 2-х месяцев.
                                                                              ***
  Конечно, преклонный возраст подводной лодки еще не повод для насмешек над реальностью ее дальнейшей службы. Достаточно вспомнить недавний визит в Севастополь турецкой подлодки «Атилай», построенной в 1975 году и успешно выполняющей свои боевые задачи. Можно также привести пример американской подлодки, построенной в 1952 году, переданной ВМС Турции и прошедшей модернизацию в 80-хх годах, которая до недавнего времени наглядно представляла ВМС Турции на многих международных учениях.
                                                                                ***
 Еще один подводный риф – кадровая проблема. Кто, кроме командира субмарины и его старшего помощника имеет опыт реальной боевой работы в подплаве? За все эти годы в экипаже подводной лодки «Запоріжжя» не прибавилось офицеров и мичманов, которые когда-нибудь служили в подводном флоте. На лодке нет второго экипажа, который был расформирован несколько лет назад. Не секрет, что подготовка специалиста-подводника занимает не один месяц и даже год, и наверстывать упущенное времени нет. Будем откровенны, на флоте учить этих людей уже некому. Кроме того, в Военно-Морских Силах Украины нет полноценной учебно-материальной базы, которая позволила бы качественно подготовить экипаж субмарины.
                                                                             ***
 Существует также проблема состояния здоровья моряков-подводников. Военно-врачебная комиссия, которую сейчас проходит экипаж подводной лодки «Запоріжжя», выявила, что из тех, кто уже прошел обследование, половина (!) по состоянию здоровья не годна к службе в подплаве. В первую очередь, это матросы и старшины, которые были завербованы военкоматами и с которыми там были подписаны контракты. Замена членов экипажа по состоянию здоровья тянет за собой проблему, о которой говорилось выше – проблему обучения новых кадров.

Так что, перефразируя известную поговорку, у матросов есть вопросы.





 









 

 

 





 





 



 

Немає коментарів: