В 1955 году СССР вступил в стратегическую гонку за подводные глубины. К этому моменту в США уже была построена первая атомная подводная лодка "Наутилус". Летом 1958 года она совершила свой первый трансарктический поход - через Северный полюс. А наш атомоход все еще стоял у заводского причала. В декабре 1958 года его сдали флоту, но из-за многочисленных конструктивных и заводских недоделок он еще год был в нерабочем состоянии. Американцы тем временем начали регулярное подводное патрулирование в Арктике.
Этот факт заставил руководство ВМФ закрыть глаза на все недоделки и принять лодку, а по претензиям составить совместные решения с промышленностью с обязательством их устранить в ходе эксплуатации. В результате наша первая АПЛ была принята с ограничением срока службы технологических элементов атомного реактора. За весь 1960 год она проплавала только 45 суток. Две другие лодки, построенные в таком же авральном темпе, за весь год совершили не более 8 выходов в море длительностью до двух недель. Остальное время на них устраняли дефекты атомных энергетических установок. К концу 1960 года все три лодки оказались небоеспособными...
Тем не менее необходимый темп был задан. Промышленность стала клепать атомоходы, словно кастрюльки, моряки - испытывать их в ходе эксплуатации, а наука - исправлять выявленные недостатки на последующих кораблях. В итоге флот получил 27 типов не похожих друг на друга подводных лодок. Каждая из них избавлялась от каких-то недостатков предшественницы, однако приобретала свои собственные из-за установленных на ней нового "уникального" оборудования и систем вооружения.
И флот, и промышленность прекрасно понимали, что происходит, но гонка за лидером требовала жертв. И флот обильно их приносил: 4 июля 1961 года на АПЛ К-19 погибли 8 подводников, 8 сентября 1967 года в результате аварии на АПЛ К-3 погибли 39 подводников, 8 марта 1968 года на АПЛ К-129 погибли 98 подводников, 24 мая 1968 года ядерная авария на К-27- 5- умерших подводников,144 чел. переоблученных, 24 февраля 1972 года на К-19 из-за пожара погибли 28 подводников, 18 июня 1984 года на К-131 погибли 13 членов экипажа, 3 октября 1986 года на ракетном подводном крейсере стратегического назначения К-219 погибли 6 подводников. Аварийность была настолько обыденным явлением, что у моряков даже появился свой особый жаргон в радиообмене с берегом: "У нас Хоттабыч" - утечка радиоактивности, или "Мы чихнули" - это посерьезнее...
Немає коментарів:
Дописати коментар