понеділок, січня 11, 2010

Счастливые звёзды, упавшие на погоны

  Моряк-подводник - профессия довольно редкая для такого удаленного от морей и океанов региона, как Орловщина. И все же в канун профессионального праздника подводников нам посчастливилось встретиться с самим контр-адмиралом Военно-Морского Флота СССР и России Л.М. Сальниковым, за плечами которого тридцать пять лет военной службы. Судьба этого человека поистине удивительна: ведь Сальникову довелось не только водить в боевые походы подводные лодки, но и проводить испытания практически всех ныне существующих типов атомных субмарин
.

В тихий и спокойный Дмитровск из Орла Сальников переехал недавно. Жилище моряка легко узнаваемо - здесь и стеллажи с книгами военной тематики, а на стенах - картины с изображениями подводных лодок. "Несмотря на то, что я по происхождению казак, родившийся в восточном Казахстане, у меня есть морские корни: мой дядя служил на Тихоокеанском флоте", - признается Леонид Михайлович.
Целеустремленный характер будущего моряка формировался с детских лет - школу он закончил с серебряной медалью и сразу же поступил в военно-морское училище им. Фрунзе в Ленинграде. После его окончания (с отличием) в 1962 году молодого инженера-штурмана Сальникова направили на Северный флот, где он прослужил вплоть до своего ухода в отставку.
К-52 - так называлась первая атомная подлодка, на борт которой он ступил. Потянулись долгие годы службы... В разгар "холодной войны" жизнь подводника была сплошной вереницей учений и боевых походов. Зачастую приходилось сталкиваться с кораблями вероятных противников - стран НАТО - буквально лицом к лицу. Однажды вахтенный, поворачивая перископ, увидел в объективе темную махину надвигавшегося на лодку крупного военного корабля. Тогда К-52 едва удалось избежать столкновения с американским авианосцем "Индепенденс" - в Норвежском море, у Фарерских островов, тот шел без боевого охранения и соблюдал радиомолчание, из-за чего судно-гигант заметили буквально в последний момент. Все обошлось благополучно, но младший штурман Сальников не мог знать, что самое серьезное испытание - аварию, затронувшую ядерный реактор - ему еще предстоит пережить.
Через два года "новым домом" для Леонида Михайловича должна была стать атомная подлодка К-8, куда его перевели уже на должность старшего помощника. Но служить на К-8 Сальникову было не суждено. Его предшественник неожиданно отказался от предложенного перевода на Тихоокеанский флот с повышением в звании. Поскольку двух старпомов на одном корабле быть не может, флотское начальство приняло решение направить молодого офицера учиться на курсы командиров подводных лодок. Наверное, Сальников родился под счастливой звездой: в апреле 1969 года К-8 потерпела катастрофу и затонула.
Серьезным испытанием, настоящей проверкой характера на прочность стала для старпома Леонида Сальникова служба на экспериментальной субмарине К-27. Как известно, любая новая и необкатанная техника таит в себе множество опасностей для тех, кто впервые ее испытывает. В случае с новой подлодкой предстояло изучить возможности атомного реактора нового типа, где вместо воды ядерное топливо охлаждалось сплавом из легких металлов. К-27 совершила один успешный боевой поход в Средиземное море, и ее готовили к следующему. Когда реактор испытывали на полную мощность, охлаждающие стержни не выдержали. Атомная установка стала перегреваться, и все, кто находился в тот момент по левому борту, получили большую дозу облучения. Старпому Сальникову "досталось" около 150 рентген радиации, и следующие три месяца он провел в госпитале, борясь с лучевой болезнью.
Сегодня, спустя сорок лет, отставной адмирал говорит об этом буднично и старается ничем не подчеркнуть то, как тяжело приходилось в борьбе за здоровье и возможность продолжать службу. Вместо этого Леонид Михайлович достает с полки одну из книг о подводном флоте и предлагает прочесть статью. "Светящийся адмирал" - читаю название... "Такое прозвище мне потом дали подчиненные", - с улыбкой поясняет Сальников.
...Несмотря на болезнь, море по-прежнему не давало ему покоя. Поэтому, не дожидаясь полного окончания лечения, Сальников настоял на выписке из госпиталя и на очередной подлодке ушел в боевой поход.
Спустя два года Сальников вновь оказался за партой - сначала на высших офицерских классах, позднее - в Военно-морской академии в Ленинграде. Вместе с дипломом этого военного вуза Сальников досрочно получил и новые, капитанские, погоны. Теперь под началом капитана
I ранга была целая дивизия подводных лодок стратегического назначения. 16 баллистических ракет, находившихся на борту каждой из них, были способны стереть в радиоактивный пепел крупнейшие города Соединенных Штатов. Из-за малой дальности подлета приходилось нести дежурство под боком у американцев - недалеко от Бермудских островов. Мало кто знает, что по пройденным расстояниям это были настоящие кругосветные плавания, проведенные вдали от семьи и родных...
И в который раз судьба вмешалась в жизнь Леонида Михайловича. Походы остались позади, с 1979 года Сальников занялся испытаниями новых и прошедших модернизацию субмарин. Адмирал до сих пор не может забыть испытаний подводной лодки "Акула" - первой из знаменитой серии "Тайфун".
- Тогда мы утерли нос американцам. В один день с нами они испытывали свою аналогичную лодку "Огайо". У них обнаружилась масса недоработок, а мы сумели справиться со всеми возникшими трудностями. Это негласное соревнование мы выиграли, - не без гордости произносит контр-адмирал.
Испытанные Сальниковым и модернизированные "Тайфуны" будут продолжать находиться в строю еще долгие годы. Сейчас именно на них устанавливают новые ракеты типа "Булава" - главную ударную силу российского подводного флота и неотъемлемую часть сил так называемой ядерной триады.
...В конце 1980-х годов военно-морские учения в Советском Союзе про­во­дились все реже и реже. По сути, прощальным салютом таявшей военной мощи СССР стал уникальный одновременный пуск 16 баллистических ракет с подлодок Северного флота, состоявшийся летом 1990 года. Подобных стрельб ни на советском, ни на современном российском флотах не проводилось. Идея "автоматного" залпа ракетами принадлежала тогдаш­не­му главкому ВМФ адмира­лу флота В.Н. Чернавину; руководил уникальной опера­ци­ей контр-адмирал Л.М. Са­ль­­ни­ков.
Сейчас Леониду Михайловичу шестьдесят семь. В последний раз прославленный командир ступал на борт подводной лодки четырнадцать лет назад. Тем не менее можно только позавидовать удивительной энергии этого человека. Несмотря на возраст, он все так же по-военному четко отдает честь при встрече, а широта его души и госте­приимность сразу же располагают к себе. На парадном кителе адмирала десятки орденов и медалей - советских, российских и зарубежных, но одну медаль он ценит превыше всего: "Знак командира подводной лодки - это самая высшая награда для подводника. Именно на командире во многом лежит ответственность за безопасность страны. Поэтому в канун праздника хотелось бы пожелать всем морякам-подводникам стремиться к этому званию и быть достойными его".
Андрей Зимарев.

P/S/ Конечно  в статье   бывшей помошник атомной подводной лодки К-27  немного "преукрасил" события во время аварии на ней  24 мая 1968 года. Спишим это на его возрост и то,что адмиралы  любят о себе и своей службе красиво и много говорить,забывая о том,кто их сделал.
Краткая биография контр- адмирала Сальникова Леонида Михайловича.
 
Родился 25 мая 1940 года. Образование: 1962- окончил Высшее Военно-Морское училище им.Ф.э.Дзержинского в 1976 Военно- морскую академию.  
Прохождение службы:
11.12.1962-.. командир ЭНГ БЧ-1 К-52 пр.627А 3-й дпл СФ
09.06.1965-.. командир БЧ-1 ПЛ К-8 пр.627А 3-й дпл СФ
30.10.1967по 1970 год.. помощник командира апл К-27(второй экипаж) 17-й дпл СФ
 Принимал участие в ликвидации ядерной аварии на корабле в мае 1968года.
16.11.1970-.. старший помощник командира экипажа К-216-1 ПЛ пр.667А 31-й дпл СФ
20.12.1972-.. командир экипажа К-32-1 ПЛ пр.667А 31-й дпл СФ
..-1976 ВМА, слушатель
26.06.1976-.. начальник штаба 19-й дпл СФ
04.11.1980-1989 командир 339-й обспл СФ
27.05.1989-1994 командир Беломорской ВМБ СФ
Уволен в запас 28.06.1994 по состоянию здоровья.
Звание контр-адмирал присвоено в 1987 г. В настоящее время проживает в г.Рязань,Россия.


 

Немає коментарів: