.
В тихий и спокойный Дмитровск из Орла Сальников переехал недавно. Жилище моряка легко узнаваемо - здесь и стеллажи с книгами военной тематики, а на стенах - картины с изображениями подводных лодок. "Несмотря на то, что я по происхождению казак, родившийся в восточном Казахстане, у меня есть морские корни: мой дядя служил на Тихоокеанском флоте", - признается Леонид Михайлович.
Целеустремленный характер будущего моряка формировался с детских лет - школу он закончил с серебряной медалью и сразу же поступил в военно-морское училище им. Фрунзе в Ленинграде. После его окончания (с отличием) в 1962 году молодого инженера-штурмана Сальникова направили на Северный флот, где он прослужил вплоть до своего ухода в отставку.
К-52 - так называлась первая атомная подлодка, на борт которой он ступил. Потянулись долгие годы службы... В разгар "холодной войны" жизнь подводника была сплошной вереницей учений и боевых походов. Зачастую приходилось сталкиваться с кораблями вероятных противников - стран НАТО - буквально лицом к лицу. Однажды вахтенный, поворачивая перископ, увидел в объективе темную махину надвигавшегося на лодку крупного военного корабля. Тогда К-52 едва удалось избежать столкновения с американским авианосцем "Индепенденс" - в Норвежском море, у Фарерских островов, тот шел без боевого охранения и соблюдал радиомолчание, из-за чего судно-гигант заметили буквально в последний момент. Все обошлось благополучно, но младший штурман Сальников не мог знать, что самое серьезное испытание - аварию, затронувшую ядерный реактор - ему еще предстоит пережить.
Через два года "новым домом" для Леонида Михайловича должна была стать атомная подлодка К-8, куда его перевели уже на должность старшего помощника. Но служить на К-8 Сальникову было не суждено. Его предшественник неожиданно отказался от предложенного перевода на Тихоокеанский флот с повышением в звании. Поскольку двух старпомов на одном корабле быть не может, флотское начальство приняло решение направить молодого офицера учиться на курсы командиров подводных лодок. Наверное, Сальников родился под счастливой звездой: в апреле 1969 года К-8 потерпела катастрофу и затонула.
Серьезным испытанием, настоящей проверкой характера на прочность стала для старпома Леонида Сальникова служба на экспериментальной субмарине К-27. Как известно, любая новая и необкатанная техника таит в себе множество опасностей для тех, кто впервые ее испытывает. В случае с новой подлодкой предстояло изучить возможности атомного реактора нового типа, где вместо воды ядерное топливо охлаждалось сплавом из легких металлов. К-27 совершила один успешный боевой поход в Средиземное море, и ее готовили к следующему. Когда реактор испытывали на полную мощность, охлаждающие стержни не выдержали. Атомная установка стала перегреваться, и все, кто находился в тот момент по левому борту, получили большую дозу облучения. Старпому Сальникову "досталось" около 150 рентген радиации, и следующие три месяца он провел в госпитале, борясь с лучевой болезнью.
Сегодня, спустя сорок лет, отставной адмирал говорит об этом буднично и старается ничем не подчеркнуть то, как тяжело приходилось в борьбе за здоровье и возможность продолжать службу. Вместо этого Леонид Михайлович достает с полки одну из книг о подводном флоте и предлагает прочесть статью. "Светящийся адмирал" - читаю название... "Такое прозвище мне потом дали подчиненные", - с улыбкой поясняет Сальников.
...Несмотря на болезнь, море по-прежнему не давало ему покоя. Поэтому, не дожидаясь полного окончания лечения, Сальников настоял на выписке из госпиталя и на очередной подлодке ушел в боевой поход.
Спустя два года Сальников вновь оказался за партой - сначала на высших офицерских классах, позднее - в Военно-морской академии в Ленинграде. Вместе с дипломом этого военного вуза Сальников досрочно получил и новые, капитанские, погоны. Теперь под началом капитана
I ранга была целая дивизия подводных лодок стратегического назначения. 16 баллистических ракет, находившихся на борту каждой из них, были способны стереть в радиоактивный пепел крупнейшие города Соединенных Штатов. Из-за малой дальности подлета приходилось нести дежурство под боком у американцев - недалеко от Бермудских островов. Мало кто знает, что по пройденным расстояниям это были настоящие кругосветные плавания, проведенные вдали от семьи и родных...
И в который раз судьба вмешалась в жизнь Леонида Михайловича. Походы остались позади, с 1979 года Сальников занялся испытаниями новых и прошедших модернизацию субмарин. Адмирал до сих пор не может забыть испытаний подводной лодки "Акула" - первой из знаменитой серии "Тайфун".
- Тогда мы утерли нос американцам. В один день с нами они испытывали свою аналогичную лодку "Огайо". У них обнаружилась масса недоработок, а мы сумели справиться со всеми возникшими трудностями. Это негласное соревнование мы выиграли, - не без гордости произносит контр-адмирал.
Испытанные Сальниковым и модернизированные "Тайфуны" будут продолжать находиться в строю еще долгие годы. Сейчас именно на них устанавливают новые ракеты типа "Булава" - главную ударную силу российского подводного флота и неотъемлемую часть сил так называемой ядерной триады.
...В конце 1980-х годов военно-морские учения в Советском Союзе проводились все реже и реже. По сути, прощальным салютом таявшей военной мощи СССР стал уникальный одновременный пуск 16 баллистических ракет с подлодок Северного флота, состоявшийся летом 1990 года. Подобных стрельб ни на советском, ни на современном российском флотах не проводилось. Идея "автоматного" залпа ракетами принадлежала тогдашнему главкому ВМФ адмиралу флота В.Н. Чернавину; руководил уникальной операцией контр-адмирал Л.М. Сальников.
Сейчас Леониду Михайловичу шестьдесят семь. В последний раз прославленный командир ступал на борт подводной лодки четырнадцать лет назад. Тем не менее можно только позавидовать удивительной энергии этого человека. Несмотря на возраст, он все так же по-военному четко отдает честь при встрече, а широта его души и гостеприимность сразу же располагают к себе. На парадном кителе адмирала десятки орденов и медалей - советских, российских и зарубежных, но одну медаль он ценит превыше всего: "Знак командира подводной лодки - это самая высшая награда для подводника. Именно на командире во многом лежит ответственность за безопасность страны. Поэтому в канун праздника хотелось бы пожелать всем морякам-подводникам стремиться к этому званию и быть достойными его".
Андрей Зимарев.
P/S/ Конечно в статье бывшей помошник атомной подводной лодки К-27 немного "преукрасил" события во время аварии на ней 24 мая 1968 года. Спишим это на его возрост и то,что адмиралы любят о себе и своей службе красиво и много говорить,забывая о том,кто их сделал.
Краткая биография контр- адмирала Сальникова Леонида Михайловича.
Родился 25 мая 1940 года. Образование: 1962- окончил Высшее Военно-Морское училище им.Ф.э.Дзержинского в 1976 Военно- морскую академию.
Прохождение службы:
11.12.1962-.. командир ЭНГ БЧ-1 К-52 пр.627А 3-й дпл СФ
09.06.1965-.. командир БЧ-1 ПЛ К-8 пр.627А 3-й дпл СФ
30.10.1967по 1970 год.. помощник командира апл К-27(второй экипаж) 17-й дпл СФ
Принимал участие в ликвидации ядерной аварии на корабле в мае 1968года.
16.11.1970-.. старший помощник командира экипажа К-216-1 ПЛ пр.667А 31-й дпл СФ
20.12.1972-.. командир экипажа К-32-1 ПЛ пр.667А 31-й дпл СФ
..-1976 ВМА, слушатель
26.06.1976-.. начальник штаба 19-й дпл СФ
04.11.1980-1989 командир 339-й обспл СФ
27.05.1989-1994 командир Беломорской ВМБ СФ
Уволен в запас 28.06.1994 по состоянию здоровья.
Звание контр-адмирал присвоено в 1987 г. В настоящее время проживает в г.Рязань,Россия.
Немає коментарів:
Дописати коментар