Разрешение на
строительство первой атомной подлодки было подписано президентом Г.
Трумэном в августе 1950 года. При торжественной церемонии в честь
начала монтажа атомной лодки он сказал: «День, когда в воде начнут
вращаться лопасти этой подлодки… будет самым знаменательным днем в
истории атомной науки со времен первого взрыва в пустыне семь лет
назад». Контракт министерства ВМС с верфью “Электрик боут дивижн”
компании «Дженерал Дайнэмикс Корпорейшн» на строительство лодки с
ядерным реактором “Марк”II (S2W) мощностью 9860 кВт был заключен 20
августа 1951 года. По другим данным, тепловая мощность двухвальной ЯЭУ
лодки достигала 70 МВт, а мощность на валу 15000 л.с. (2х7500 л.с.).
Для примера, такой же мощностью обладал один турбовинтовой двигатель
бомбардировщика Ту-95.
Строительство
первой американской атомной субмарины SSN577 «Наутилус» шло ускоренными
темпами. Но появились некоторые технические проблемы. Например, ядерный
реактор со всеми своими системами безопасности, включавшими свинец,
сталь и другие материалы, весил 740 т, и разместить такую массу в одном
отсеке, согласуя ее с геометрией и массой ПЛА, было весьма трудно. Но
эта проблема была успешно решена.
21
января 1954 года в присутствии следующего американского президента Д.
Эйзенхауэра подводная лодка была спущена на воду, а 18 января 1955 года
АПЛ вышла на испытания, и командир выдал в открытый эфир: «Идем под
атомным двигателем». Она имела подводное водоизмещение 4040 т и
скорость хода под водой 20 уз, а ее энерговооруженность была почти в
два раза выше, чем у лучших дизельных субмарин, не говоря уже о
дальности плавания. Подводная лодка с единым двигателем для надводного
и подводного хода стала реальностью. Конечно же, строительство атомной
лодки удовольствие недешевое («Наутилус» обошелся налогоплательщикам
примерно в 50 млн долларов, что примерно в 20 раз дороже стоимости
американских дизельных лодок времен второй мировой войны).
3
августа 1958 года «Наутилус» в рамках операции «Солнечный свет» в
подводном положении достиг Северного полюса. Это был первый в истории
визит субмарины на макушку Земли. Вслед за ней в боевой состав ВМС США
начали входить и другие атомные лодки, и к концу 50-х годов США уже
имели определенное количество атомарин, способных действовать
продолжительное время вдали от баз и контролировать морские и океанские
коммуникации.
Немає коментарів:
Дописати коментар