неділя, лютого 28, 2010

ОБ ЭКИПАЖЕ ПОДВОДНИКОВ….


Берег любит моряков, а море- дураков.
        
Флотская поговорка



Экипаж начинается с командира. Он задаёт ту планку, на которую должен подняться весь экипаж. Вера в своего командира сплачивает экипаж не меньше, чем общая цель. Вера в своего командира, вера в свои силы, вера в своих подчинённых, вера в свой экипаж- эти этапы проходит каждый моряк, прежде чем он становится членом боевого экипажа. Уверенность в том, что каждый выполнит то, что он должен, чувство ответственности за весь экипаж, желание сделать всё, что возможно, но не подвести своих товарищей,- всё это и есть чувство общей судьбы.
  Жизнь экипажа может зависеть от одного человека, но победить в бою может только весь экипаж. Страна может иметь хорошего президента, министров и даже губернаторов, но пока она не будет представлять из себя единого целого- она обречена.
  Послушайте речь моряка. Вы услышите: "Мы вышли в море... Мы попали в шторм... Мы тушили пожар... Мы... Мы..."  
  Подводники- элита вооруженных сил. А как становятся подводниками? Подводником можно стать только в море. Если взять за основу данную истину, то Россия давно уже лишилась своего подводного флота. Если экипаж не выходит в море более года, он перестаёт быть боевым.  
 .
Экипажи первых атомных подводных лодок набирались из лучших специалистов с дизельных лодок. Это была элита подводного флота. В специальных центрах их обучали эксплуатации новой техники, которая была далека от совершенства. Все аварии того времени показывают, что даже на такой технике подводники творили чудеса.  Подводных лодок было мало и все они использовались максимально. В этих условиях на лодках нельзя было держать "балласт". Если человек не справлялся со своими обязанностями, то его списывали на берег. На лодках первого поколения сложилась особая идеология подводного плавания, которая впитала в себя всё лучшее с дизельных подводных лодок и добавила возможности атомоходов. К сожалению, эту идеологию флоту сохранить не удалось.
Количество лодок быстро росло, на флот шли корабли второго поколения. Экипажи на них набирались уже с первого поколения, которое само постоянно находилось в морях. Кого в этих условиях отпустит командир на новое формирование? Часто на новые лодки назначали выпускников училищ, которые не имели никакого опыта и ещё не сформировались как подводники, а учебные центры не способствовали этому формированию (они продолжали переучивать подводников). Всё это приводило к тому, что уровень подготовки экипажей сильно снизился. Знания подводников всё чаще ограничивались только кругом специальных вопросов. Количество лодок увеличилось, а значит появилась возможность держать целые экипажи в заводах. На эти экипажи списывали "балласт" с боевых кораблей. Часто на новое формирование посылали офицеров с этих "заводских" экипажей. Но даже если на новое формирование попадал боевой экипаж, то он отрывался от моря на многие месяцы и даже годы. Более чем достаточный срок для полной деградации. Это привело к тому, что третье и последующие поколения подводных лодок стали представлять опасность уже не для потенциальных противников государства, а для своих экипажей. Что отличает подводника от других людей? Во-первых, ответственность. Чем выше должность на лодке, тем выше ответственность, тем больше людей находится в зависимости от твоих решений. Ответственность перед теми, кем руководишь ты. Ответственность перед теми, кто руководит тобой. Чувство ответственности не позволяет подводнику прикрываться чужой спиной или сваливать ответственность на своих подчинённых. Если я руковожу боевой частью- я отвечаю за всё, что в ней происходит. Во-вторых, терпение. Подводник постоянно должен учиться и обучать своих подчинённых. Нужно десятки раз повторить одно и то же действие, чтобы добиться нужного эффекта. Нужно десятки раз проверить приборы и отдельные элементы, чтобы найти неисправность. Всё это требует огромного терпения. В-третьих, рассудительность. Подводник, практически всегда, принимает решения в условиях недостатка информации. При этом цена ошибочных решений очень велика. Служба на подводных лодках развивает аналитическое мышление.
И самое главное- служба на подводных лодках меняет сознание людей. Подводник отличается от обычного человека: обычный человек бежит от опасности, подводник стремится навстречу опасности; для обычного человека личность начальника священна, для подводника не существует другого авторитета, кроме компетентности; для обычного человека простительна трусость, для подводника она смертельна; для обычного человека его личность- главное; для подводника главным является экипаж.
В экономике есть закон, который гласит, что 20 процентов активов приносят 80 процентов прибыли. Примерно 20 процентов подводников вытягивали на себе 80 процентов всей боевой подготовки подводных лодок . Сейчас многие считают себя подводниками или так называют, хотя реально ими не являются. Если   Россия  хочет создать боеспособный подводный флот, она должна начать с объединения этих 20 процентов, анализа их опыта и выработки идеологии подводного плавания. Кроме того, эти люди обладают честью и значительными интеллектуальными ресурсами, а это именно то, чего так не хватает   государству. Но те, кто хочет использовать эти ресурсы, должны помнить   нужно будет сначала заслужить доверие этих людей. Их слишком часто предавали.
По страницам  интернета.
На фото .Подводники разных поколений.Слева..60-е годы,справа 30-е .


Немає коментарів: