Еще
во время ремонта К-8 ее принял капитан 2 ранга Всеволод Борисович
Бессонов, ранее служивший на ней же старшим помощником. За плечами у
нового командира было училище подводного плавания, многие годы службы
на атомоходах. В свое время за опытовую стрельбу атомной торпедой у
Новой Земли он был награжден орденом Боевого Красного Знамени - награда
по тем временам немалая!
Из служебной характеристики В. Б. Бессонова: "...Исключительно
партийный, грамотный, требовательный и принципиальный офицер..." Но это
характеристика, а что может лучше характеризовать человека, чем отзывы
тех, кто служил с ним бок о бок.
Бывший Главнокомандующий ВМФ СССР Герой Советского Союза адмирал
флота В.Н. Чернавин: "С Бессоновым мне пришлось встречаться по
совместной службе в дивизии атомоходов, где я был начальником штаба, а
он - старпомом одного из кораблей. Мне он импонировал. Внешне был очень
красив: высокий и голубоглазый. Отличался пунктуальностью. Когда он
стоял дежурным по дивизии, всегда были четкость и ясность. Обладал
хорошими знаниями нашего подводнического дела; как умелый организатор,
пользовался авторитетом и в соединении, и на корабле".
Вспоминает бывший член экипажа К-8 капитан 2 ранга в запасе
Геннадий Алексеевич Симаков: "Всеволод Борисович был
высокообразованным, волевым и физически очень сильным человеком, имел
разряд по боксу. К тому же мы его уважали за душевность и
незлопамятность. Дол-го сердиться на подчиненных он не умел и никогда
не припоминал былые огрехи..."
Из письма бывшего матроса К-8 Николая Семенова: "На всю жизнь
остался в моей памяти командир лодки - капитан 2 ранга Всеволод
Борисович Бессонов. Настоящий морской волк". Высокого роста, с темными
усами, грубоватым голосом. Требовательный, но справедливый, чем и
подкупал нас, матросов". Была у командира К-8 сокровенная мечта -
вывести свой невезучий атомоход в океанский поход, доказать, что его
экипаж может выполнить боевую задачу!
* * *
Вскоре
после выхода из ремонта К-8 приняла участие в экспериментальных учениях
под кодовым названием "Панель". На учениях исследовались варианты
покрытий корпусов подводных лодок, какое лучше поглощает импульсы
гидроакустических станций. Учениям придавалось большое значение.
Прилетели ученые из Москвы и Ленинграда. Три атомохода 17-й дивизии,
имевшие разные покрытия корпусов, под общим командованием
контр-адмирала Н. Ф. Рензаева развернулись в районе острова Медвежий,
вместе с ними надводные корабли. Корабли, включив гидроакустические
станции, расположились большим треугольником, а лодки, меняясь местами,
поочередно маневрировали около каждого из них на различных скоростях и
глубинах. Показания гидроакустических станций тщательно записывались,
чтобы потом в тиши лабораторий и кабинетов сделать вывод, как лучше
защитить атомный флот страны от акустики вероятного противника. В этих
учениях приняла участие и К-8, заслужив по их итогам благодарность
флотского командования.
Однако для невезучей "восьмерки" и этот выход в море не обошелся
без происшествий. Вспоминает капитан 2 ран-га в запасе Г. А. Симаков:
"В сентябре 1969 года мы вышли в море для отработки экспериментальных
исследований. При срочном погружении лодка внезапно стала валиться на
нос. Буквально за считанные секунды дифферент достиг 43 градусов! А
ведь аварийным считается уже 15 градусов! Нас всех буквально швырнуло
на палубу. Все, что было можно, сорвалось и полетело к носовым
переборкам. Казалось, что всё, конец! Спасли нас лишь высочайший
профессионализм и хладнокровие командира Бессонова. Ребята, бывшие
вместе с ним в центральном посту, потом говорили, что командир очень
переживал происшедшее, и в эти мгновения, наверно, не один седой волос
прибавился на его голове! Всплыли. Бессонов приказал проверить все
механизмы. Проверили - все в норме! Почему лодка внезапно повалилась на
корму, - непонятно. Чтобы выяснить все до конца, Бессонов решает
повторить маневр, и опять подводная лодка заваливается, но на нос.
Снова нас выручает быстрота действий командира. Но теперь причина столь
непонятного поведения корабля наконец выясняется. Дело в том, что
матрос, прикомандированный с другой лодки, вращал один из вентилей так,
как на своем корабле, а у нас необходимо было эту операцию производить
в обратном направлении. Кажется, мелочь! Но от этой мелочи на волоске
была жизнь полутора сотен человек!"
После возвращения в базу в гарнизоне снова заговорили о
фатальном невезении "восьмерки", о том, что лодка словно обречена на
бесконечные поломки и аварии. Слушать такие разговоры членам экипажа
К-8 было неприятно, а командира капитана 2 ранга Бессонова они
буквально выводили из себя. Еще бы! Корабль только что вышел из
ремонта, команда отработана и сплаванна, у самого командира за плечами
тоже немалый опыт. Им ли не плавать! Им ли не идти на боевую службу!
Ветераны 17-й дивизии и сегодня вспоминают, как рвался в море экипаж
"восьмерки", как рвался в море ее командир. И вот, наконец,
долгожданный приказ: К-8 начать подготовку к выполнению задач боевой
службы.
А перед самым выходом в море новая досадная неприятность: не
создавалась герметичность в районе крепления газовой захлопки низкого
давления. Однако устранили ее достаточно быстро.
Документы, касающиеся подготовки К-8 к ее первой и последней боевой службе. Как мало и как много могут они сказать!
Итак, на борту атомохода находилось 125 человек. Из них офицеров
- 28, сверхсрочников - 31, матросов и старшин - 66. Семейными были
пятьдесят один человек. Кроме штатной команды, на борту лодки
находилось десять человек, прикомандированных из штаба дивизии и с
других экипажей. Кроме них, в поход были взяты и двенадцать
матросов-учеников, для них боевая служба должна была стать хорошей
практикой. По настоянию особого отдела за "политическую незрелость"
перед самым выходом в море был списан с лодки матрос Гусев, в
прикроватной тумбочке которого нашли письмо домой, где незадачливый
подводник писал, что скоро идет в дальний поход "гонять" американские
подлодки.
Об уровне подготовленности экипажа К-8 тоже говорят цифры
доклада. Два офицера были мастерами военного дела (это командиры
первого и второго дивизионов Хаславский и Рубеко), первоклассных
специалистов - 29 и специалистов 2-го класса - 47. 81 отличник боевой и
политической подготовки. Как и на всех других кораблях Советского ВМФ,
коллектив К-8 был многонационален: русские и украинцы, узбеки и
башкиры, белорусы и латыши, молдаване и кумыки, татары и карачаевцы и
даже немец матрос Фрешер, все они объединялись одним великим словом -
экипаж!
О внутреннем климате в экипаже К-8 написал автору бывший матрос
атомохода Николай Семенов: "Попал я мотористом БЧ-5 под команду
Филимонова Ивана Ивановича и командира отделения Николая Бурцева.
Обрадовался - Николай был земляк из г. Павловска. Высокого роста,
сухощавый такой. Очень скромный, добрый, отзывчивый. Если б не его
возраст, я назвал бы его своим вторым отцом. Он подбил мне старые
ботинки, подшил брюки. Обучив меня, он вскоре должен был бы
демобилизоваться... На корабле были и свои традиции - посвящение в
подводники. При погружении лодки на 100 метров новичок должен был
выпить стакан соленой воды, на 200 метров - еще стакан. Хоть
напряженно, но интересно проходили дни боевой учебы. Каждый из нас,
молодых матросов, прибывших на лодку, должен был знать досконально все
системы и устройство лодки данного проекта, чтобы получить допуск к
самостоятельному управлению боевым постом. От грамотности и умения
применять свои знания зависела боеспособность лодки в целом".
Чем жил экипаж уходящей в море лодки, что говорили на прощание
начальники? И снова документ. Перед выходом в море личному составу была
прочитана лекция о военно-политической обстановке в Европе, проведено
партийное собрание с повесткой дня: "Решения декабрьского (1969 года)
Пленума ЦК КПСС и задачи коммунистов по подготовке к боевой службе".
Социалистическое соревнование было организовано под девизом: "Отличным
выполнением задач боевой службы ознаменуем 100-летие со дня рождения В.
И. Ленина".
Не безынтересно и то, как планировался досуг уходящих в море
подводников. На борту лодки имелось 37 художественных кинофильмов, 10
магнитофонных пленок с концертными записями, корабельная библиотечка в
150 книг, полное собрание сочинений Ленина и сорок его биографий...
Страна готовилась к юбилею вождя. Предприятия и колхозы уже
начали рапортовать руководству о достигнутых ими в преддверии годовщины
успехах. Не остались в стороне и Вооруженные Силы. Армия только что
успешно провела крупномасштабные маневры "Днепр". А командование
Военно-Морским Флотом готовилось к не менее грандиозным маневрам
"Океан". И хотя поход К-8 напрямую с маневрами связан не был, все
понимали, что в преддверии 100-летия В. И. Ленина надо особенно
постараться. Этот столетний юбилей еще не раз аукнется "восьмерке" даже
после ее гибели.
К слову сказать, выход в море на лодке готовили очень серьезно
по всем направлениям. Формализма не было. Целыми днями на К-8 работали
флагманские специалисты и представители заводов. Из документов видно,
что лодка прошла полный цикл подготовки к боевой службе. Особое же
внимание к "восьмерке", вероятно, объяснялось прежде всего тем, что ее
экипаж еще ни разу не был в столь серьез-ном плавании и необходимо было
его качественно подготовить к этой сложной задаче. Второй причиной была
все та же недобрая слава лодки как очень и очень невезучей. Поэтому и
командование атомохода, и штаб дивизии готовили ее с особой
тщательностью, проверяя не только исправность механизмов, но и
профессиональную подготовку личного состава.
Немає коментарів:
Дописати коментар