суботу, березня 06, 2010

Неизвестные страницы из жизни командира апл К-27 Гуляева И.И.



Автономный поход  в качестве второго командира  ДПЛ «БП-82»

 В 1958 году был совершен совсем фантастический по тем временам второй автономный длительный поход ПЛ «Б-82» продолжительностью 135 суток в Южную часть Атлантического океана. Этот поход был предназначен для изучения, освоения и использования Атлантического океана в интересах обороноспособности страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Вторым командиром был прикомандирован капитан 2 ранга Гуляев И.И. (бывший командир РПЛ «Б-67» и в этот период был командиром строящейся атомной ПЛ « К-27»).
На ПЛ прибыла группа ОСНАЗ (радиоразведка) - начальник группы старший лейтенант Мартьянов Г., старший научный сотрудник Военно-Медицинской Академии из г. Ленинграда (к сожалению, фамилию не помню), гидрометеоролог КСФ капитан Гуревич И.Г. Вторым механиком был прикомандирован опытный инженер капитан-лейтенат Носков В., 3-м штурманом был прикомандирован лейтенант Батасов Н.
На танкере «Вилюйск» находилась одна боевая смена резервного экипажа в составе: старпома, командира БЧ-1 старшего лейтенанта Торопова Ю.П., командира группы БЧ-5 лейтенанта Чебаевского С. и около 30 матросов и старшин всех спецальностей.
Но самое главное, почему в 1958 году предстоял этот поход: на борту ПЛ «Б-82» находилась группа ученых из Союзного НИИ Геодезии и Картографии при МВД СССР. Состав экспедиции 6 человек: руководитель группы - кандидат географических наук Березин Э., старший инженер - кандидат технических наук Соловьев и четыре техника – специалисты по аппаратуре. Группа расположилась во 2-м отсеке. Заняли каюту старшинского состава. Разместили там гравиметрическую аппаратуру. Экспедиция проводила научные работы по замеру гравиметрических измерений Атлантического океана. Поход был секретный. Обеспечивал поход танкер «Вилюйск» Владивостокского Морского Пароходства. Замеры проводились на глубине 100 метров через каждые 100 миль по определенному маршруту, в подводном положении, в определенных координатах (широта и долгота) океана. Координаты указывал руководитель экспедиции, а штурманы при помощи навигационных приборов определяли точное место ПЛ.

Подводная лодка «Б-82» вышла из г. Полярный 15 ноября 1958 года. В начале пришли в Мотовский залив и в бухте Озерко погрузились и легли на грунт. Сделали первые замеры гравитационного поля. После замеров ПЛ всплыла в надводное положение и курсом на Север достигла 75 параллели, повернула на Запад. Прошли между островами Медвежий и Шпицберген. Спустились через Норвежское и Гренландское моря к Датскому проливу. Датский пролив встретил нас темнотой и плохой погодой. Определить место ПЛ сложно и трудно, но надо! Несколько суток шли по счислению. Секторных радиомаяков типа «Консол» не слышно. Впервые после пролива определились в Северной Атлантике по Солнцу в районе острова Нью-Фаундленда. Начали беспокоить самолеты РЛС «Нептун». Начинался рубеж ПЛО Нью-Фаундленд – Азорские острова. Чем ближе подходили к экватору, тем чаще приходилось уклоняться от самолетов и погружаться на глубину, чтобы нас не засекли. Новый 1959 год встретили на экваторе, и здесь на экваторе в первый раз встретились с танкером «Вилюйск». Приняли топливо и пресную воду, а также пополнили свежие продукты (мясо, овощи, свежий хлеб). Была проведена первая смена трети экипажа, кроме командира ПЛ, командира БЧ-5, штурманского электрика и кока-инструктора. Последние только помылись на танкере.
Спустились на Юг, прошли Саргассово море, пересели экватор и перешли в Южное полушарие. Затем вдоль берегов Бразилии и Аргентины спустились до 50 градуса Южной широты и повернули на Восток, продолжая делать замеры гравитационных полей в океане и обеспечивая экспедицию точными координатами. Одновременно с замерами гравитации штурманы ПЛ делали замеры наклонения видимого горизонта наклономером Коврайского (НК), определяли слой скачка, соленость и прзрачность воды в океане. При прохождении по 50 параллели южной широты определяли высоту и длину встечающихся айсбергов, определяли дистанцию до них. Вели научную работу по изучению течений в Атлантике. Производили замеры температуры воздуха и воды, ветра, ледовой обстановки в Южном полушарии.
На траверзе мыса Доброй Надежды повернули на Север к островам принца Эдуарда и Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены (где умер опальный император Франции Наполеон Бонапарт) и острова Вознесения, пересекли экватор в обратном направлении, то есть на Север. Где-то дней через семь после пересечения экватора в обратном направлении произошла последнее рандеву в океане с танкером «Вилюйск» и последняя смена трети экипажа, на ходу получили топливо и пресную воду, продукты доставили на вельботе. Резервный экипаж перешел на танкер. Оставили справа Канарские и Азорские острова, преодолели рубеж ПЛО Ньюфаундленд-Азорские острова. Северной Атлантикой через Исландско-Фарерский рубеж ПЛО вышли в Норвежское море. Все было благополучно, но буквально дней за 7-10, когда поход подходил к концу случилась неприятность, если не сказать больше. Уклоняясь от Норвежского рыболовного траулера, погрузились по команде «Срочное погружение» одной боевой сменой (эта команда за 130 суток экипажем была отработана до автоматизма). И тут лодка стала стремительно погружаться на глубину , причем то с диферентом на нос ,то с диферентом на корму. Провалились на 220 метров, всплыли аварийным продуванем средней группы балластных цистерн, а потом и всех баластных цистерн. После этого случая некоторое время срочное погружение стали проводить по сигалу «Боевая тревога» по просьбе начальника экспедиции. А случилось вот что: когда разобрались механики, то оказалось, что были заполнены торпедозаместительные цистерны. Это 9 тонн воды, а это значит 9 тонн отрицательной плавучести. Лодка при срочном погружении и так погружается с отрицательной плавучестью (около 30 тонн), а тут еще 9 лишних тонн. И продувается цистерна быстрого погружения при достижении лодкой глубины 10-15 метров воздухом высокого давления (ВВД) и практически на глубине получает нулевую плавучесть, управляется ходом ПЛ и горизонтальными рулями. Этот случай моряки лодки запомнили на всю оставшуюся жизнь.
Преодолев штормовое Баренцево море 31 марта 1959 года лодка вошла в Мотовский залив и в бухте Озерко легла на грунт для проведения последнего замера гравитации магнитного поля земли. Сделав замеры, 1 апреля 1959 года ПЛ «Б-82» ошвартовалась у родного причала в г. Полярный. О проделанной работе и выполнения задания командования был составлен отчет и представлен комиссии ГШ ВМФ СССР, которая встречала подводную лодку «Б-82» 1 апреля 1959 года в г. Полярном.
За время похода ПЛ прошла более 22 тыс. миль, было сделано (решено) около 1000 астрономических определений места ПЛ по Солнцу, Звездам, Луне, сфотографированы айсберги на 50 широте в Южной Атлантике. Каждый штурман использовал по 3-4 журнала астрономических вычислений. Много задач по определению места ПЛ решили командиры ПЛ ПЛ, особенно капитан 2 ранга Гуляев И.И., и как не покажется читателям странным командиром группы БЧ-5 инженер-лейтенантом Чебаевским С.
За успешное выполнение задания командования командир ПЛ «Б-82» капитан 2 ранга Швецов Г.Н. и командир АПЛ «К-27» (строящейся) капитан 2 ранга Гуляев И.И. были награждены орденами Боевого Красного Знамени, зам.командира по политчасти и командир БЧ-1 орденами Красной Звезды, командир БЧ-5 ПЛ и командир БЧ-5 резервного экипажа орденами Красной Звезды, командир группы БЧ-3 лейтенант Ильин В.Д. – медалью «За отвагу». Другие члены команды ПЛ были награждены Почетными Грамотами ГК ВМФ СССР, ЦК ВЛКСМ, ценными подарками. Весь экипаж был отправлен на отдых в санаторий МО СССР на Рижское взморье

Немає коментарів: