понеділок, квітня 19, 2010

Атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" - 1

45 лет тому в Средиземном море пересекались пути американского авианосца и советской атомной подводной лодки К-27 впервые появившейся там.Как это было? Рассказ немного позже. 



Будучи первым в мире авианосцем с ядерной ЭУ, "Энтерпрайз" выделялся "футуристическим" внешним видом и необычайно мощным авиационным вооружением при полном отсутствии вооружения оборонительного. Своим появлением он произвел огромное впечатление на военно-морских специалистов всего мира, из-за чего его можно поставить в один ряд с самыми эпохальными боевыми кораблями XX века - такими, как "Дредноут" и АПЛ "Наутилус".


Вопрос о создании АВ с ГЭУ на ядерном топливе впервые был поднят американцами еще в 1946 г. в ходе предварительных работ по проектированию будущего суперавианосца "Юнайтед Стейтс". Однако расчеты показали, что использование атомной энергии на авианосцах, как это ни странно на первый взгляд, менее выгодно, чем на кораблях других классов. Дело в том, что при активных боевых действиях запас горючего для самолетов и авиабомб иссякает во много раз быстрее, чем запас котельного мазута, и повысить автономность АВ за счет атомной энергетики не получится - за исключением лишь тех случаев, когда корабль будет нести патрульную службу в отдаленных регионах в мирное время. Вместе с тем ЯЭУ обладала рядом других преимуществ: она позволяла несколько уменьшить объем МКО за счет ликвидации топливных танков, обеспечить лучшую защиту вентиляционных шахт от воздействия оружия массового поражения, исключить задымленность полетной палубы и коррозионное воздействие дыма на антенны РЛС. Поэтому в бюджет 1958 г. решили включить постройку одного АВ с ЯЭУ.
Проект "Энтерпрайза" разрабатывался на основе "Форрестола" и "Китти Хока". Любопытно, что несмотря на отсутствие котельного топлива, система ПТЗ осталась прежней, предусматривавшей заполнение части отсеков жидкостью. Поэтому, хотя масса ЯЭУ вместе с системой противорадиационной защиты по сравнению с паротурбинной почти не изменилась, размеренна корпуса пришлось увеличить: в отсеках ПТЗ корабль возил значительное количество забортной воды, лишь позже частично замененной дополнительным запасом авиатоплива. По всей вероятности, не претерпела изменений и система бронирования, хотя ее описание по сей день засекречено.
На полетной палубе располагались 4 паровые катапульты С-13 и 6 аэрофинишеров Mk-7-З. Самолетоподъемники идентичны установленным на "Китти Хоке". Высота ангара - 7,6 м, площадь полетной палубы - 223,1x29,3 м . Запас авиатоплива типа JP-5 - 9,38 млн. л, бензина - 363,3 тыс. л. Емкость погребов авиабомб - 1800 т; позже (в начале 1970-х) ее увеличили до 2524 т.
Яркая отличительная черта внешнего вида "Энтерпрайза" - форма "острова" с фазированными антеннами трехкоординатных РЛС обнаружения и сопровождения AN/SPS-32 и SPS-33 (американские моряки называли их "billboards" - рекламные щиты, доски объявлений). Выше на куполообразной надстройке размещались антенны системы РЭБ. В 1968 г. на "острове" дополнительно установили РЛС AN/SPS-12. В ходе модернизации в 1979-1982 гг. фазированные решетки антенн сняли; вместо них установили стандартные РЛС AN/SPS-48C, SPS-49, SPS-65 и SPS-10В. Соответственно, "остров" приобрел более традиционные очертания.
ЯЭУ включала в себя 8 ядерных реакторов A2W, 32 парогенератора и 4 ГТЗА. Первая перезарядка активной зоны реакторов была произведена после трех лет эксплуатации, в течение которой "Энтерпрайз" прошел 207 тыс. миль. Последующие перезарядки реакторов обеспечивали дальность плавания в 300 тыс. миль. Судовая электростанция была необычайно мощной и состояла их 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и 4 дизель-генераторов по 1000 кВт.
Оборонительное вооружение по проекту должно было включать две ПУ ЗРК "Терьер". Однако последние так и не были установлены, и корабль вступил в строй вообще без собственного вооружения. Отчасти это объяснялось желанием немного компенсировать и без того очень высокую стоимость постройки АВ, но основная причина заключалась в тогдашней концепции, согласно которой оборона авианосца возлагалась на его авиацию. Лишь в 1967 г. на "Энтерпрайз" установили 2 ПУ Мк-25 ЗРК "Си Спэрроу". В ходе модернизации в 1979- 1982 гг. эти ПУ заменили тремя Мк-57, а также дополнительно установили 3 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" и 3 ПУ Мк-36 системы РЭБ RBOC.
В 1991-1994 гг. АВ прошел 42-месячную модернизацию по программе SLEP, в ходе которой была произведена перезарядка активной зоны реакторов. В настоящее время полное водоизмещение "Энтерпрайза" составляет 93 400 т, осадка увеличилась до 11,9 м, а численность экипажа вместе с авиаперсоналом - до 5570 чел.
Стоимость постройки "Энтерпрайза" - 451,1 млн. долл., модернизации 1979-1982 гг. - 276,7 млн.


Базировался на Норфолк, в первое 3-мес. плавание ушел 12.1.1962. В 1962-1964 гг. совершил 3 похода на Средизем. море, во время "Карибского кризиса" участвовал в блокаде Кубы (10.1962). Операция "Морская орбита": кругосветное плавание совместно с атомным крейсером ."Лонг Бич" и атомным фрегатом "Бейнбридж" по маршруту Гибралтар-м. Доброй Надежды - м.Горн-Норфолк (31.7- 3.10.1964). За 65 дней корабли прошли 30 565 миль без заходов в порты, причем сам. "Энтерпрайза" за время похода сделали более 1000 взлетов и посадок. Ремонт и перезарядка активной зоны реакторов (11.64-7.65). Перешел на Тихий океан (11.1965) и с 2.12.1965 принимал активное участие в боевых действиях во Вьетнаме, совершив в 1965-1968 гг. 3 похода на ТВД с авиагруппой CVW-9. Во время 3-го похода (3.1-18.7.1968) временно возглавил оперативное соединение в Японском море в связи с возможным возникновением военного конфликта из-за захвата Сев. Кореей амер. раз-вед, судна "Пуэбло" (1.1968). 14.1.1969, во время 4-го похода к берегам Вьетнама, в р-не Гавайских о-вов на палубе "Энтерпрайза" произошел самопроизвольный пуск НУР "Зуни", вызвавший сильный пожар и детонацию бомб у находившихся на палубе самолетов (погибло 27 чел., ранено 344 чел., сгорело 15 сам.). 2.7.1969 АВ вернулся в США. Ремонт и перезарядка активной зоны реакторов (10.69- 1.71). Еще 3 похода к берегам Вьетнама (11.1.71-12.2.72, 12.9.72-12.6.73, 17.9.74-20.5.75), помощь в эвакуации из Сайгона амер. граждан и южновьетнамской администрации. В 2.1974 оказывал помощь населению о. Маврикий, пострадавшему от мощного циклона. Переклассифицирован в CVN-65 (30.6.1975). В 2.1976 патрулировал у вост. побережья Африки во время конфликта между Кенией и Угандой. В 1976-1978 гг. совершил 2 похода в Юго-Вост. Азию. Модернизация на верфи в Пьюджет Саунд (1.79-3.82). Еще 3 похода к берегам Юж. Азии (1982-1985), в 4.1986 перешел через Суэцкий канал из Индийского океана в Средизем. море. 18.4.1988 сам. А-6Е с "Энтерпрайза" нанесли удары по иранским буровым платформам в Персидском заливе и кораблям ВМС Ирана, в результате чего ФР "Саханд" был потоплен, а ФР "Сабалан" тяжело поврежден. Совершил кругосветное плавание из Сан-Диего в Норфолк (9.89-3.90), в ходе которого в 12.1989 нес патрульную службу у берегов Филиппин в связи с внутренним кризисом в этой стране. Ремонт и модернизация по программе SLEP в Ньюпорт-Ньюс (1.91-9.94). 15-я кампания: маневры в Карибском море, поход в Средизем., Красное и Аравийское моря (7-12.1996), действия против Ирака и сербов в Боснии. Модернизация в Ньюпорт-Ньюс по программе SRA (1-7.1997). В кон. 1998 - нач. 1999 действовал в Персидском заливе с авиагруппой CVW-3; возвращаясь в США, принял участие в операции против Югославии (4.1999).

Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.22-24

Немає коментарів: