Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
пʼятниця, квітня 30, 2010
65 лет Победы..Из восспоминания подводника ВОВ.
В 1943 году после окончания штурманского факультета ВВМУ им. Фрунзе (оно тогда было эвакуировано из Ленинграда в Баку - это и следующие примечания - от автора) я был направлен на Северный флот командиром рулевой группы ПЛ «Л-20», - начал свой рассказ Михаил I Николаевич. - Подводная лодка была в это время в своем третьем боевом походе, и мне пришлось ожидать ее на бербазе. Подлодкой в то время командовал Виктор Федорович Тамман, который в 1979 году написал книгу «В черной пасти фиорда», где подробно описал боевой путь нашего минного заградителя и его четвертый поход - последний и самый тяжелый.
29 августа 1943 года мы вышли в море на минную постановку к берегам Норвегии. Для меня это был первый самостоятельный поход в качестве штурмана. Поставив 20 мин у вражеского берега на маршрутах движения немецких конвоев, мы отошли мористее (дальше в море.) для охоты за неприятельскими кораблями. 3 сентября обнаружили немецкий конвой и произвели торпедный залп по транспорту. Мощный взрыв, раздавшийся примерно через минуту, подтвердил попадание одной из торпед в главную цель.
После выпуска торпед лодка стала «легка», боцман не смог удержать ее на глубине и мы начали всплывать, рискуя быть обнаруженными немцами. Старший инженер-механик Горчаков заполнил цистерну быстрого погружения (ЦБП), чтобы быстрее уйти в подводное положение. И вот тут произошло что-то непонятное: лодка начала резко терять плавучесть - стала тяжелой. Продули быструю (ЦБП ), а ПЛ все равно продолжает погружаться. Дали пузырь в нос (продули носовые цистерны главного балласта) - никакого эффекта, погружаемся. На глубине примерно 130 метров лодка ударилась о грунт (ПЛ серии «Ленинец» были рассчитаны на предельную глубину погруже¬ния, равную 100 метрам), что вызвало деформацию шахты гидролокатора и поступление забортной воды во 2-й отсек.
Как выяснилось позднее, причиной резкой потери плавучести ПЛ стала вырванная прокладка на кингстоне ЦБП. В результате вода самопроизвольно заполняла «быструю», а через негерметичный трубопровод- и уравнительную цистерны. Таким образом «Л-20» стала тяжелее на несколько тонн.
Командир принял решение отой¬ ти ближе к берегу и на глубине 110 метров ПЛ залегла на грунт. Началась борьба за живучесть подлодки. Воздух высокого давления (в системе ВВД давление 200 атмосфер) был частич но израсходован на продувание ЦГБ и создание противодавления в аварийном отсеке (для предотвращения поступления забортной воды) и его остатков не хватало для всплытия. Вода продолжала поступать и достигла 3-го ряда коек. Свет погас. Что делать? Командир 1-го отсека старший лейтенант Михаил Шапаренко предложил перепустить воду из 2 -го отсека в свой - первый, а заодно перевести в него личный состав. Таким образом, 13 человек собрались в 1 отсеке и находились лод повышенным давлением в 11 атмосфер.
Откачать воду можно было помпой центрального поста (3 отсек ), но для этого необходимо было открыть клапан аварийного осушения, находившийся в трюме, затопленном ледяной водой. Подводники начали поочередно нырять и пытаться открыть клапан. Наконец это удалось сделать и уровень воды стал понижаться.
С одной бедой справились, но осталась другая - ВВД. Где взять воздух для продувания цистерн главного балласта (ЦГБ)? Выход был один - взять его из запасных торпед второго отсека. Ребята стали монтировать нештатный трубопровод и перепускать воздух из торпед в систему ВВД. В конце-концов, удалось поднять давление в системе ВВД до 90 атмосфер. Так, в борьбе за живучесть, прошел целый день.
Перед всплытием решили максимально облегчить лодку и осушить все, что можно: внутренние цистерны, трубы торпедных аппаратов и т.д. При этом мы прекрасно понима¬ли, что ПЛ станет неудифферентованной (разбалансированной) и при всплытии может повести себя непредсказуемо, но деваться было некуда. Командир 6 отсека Мартынов даже сделал нештатный дифферентометр из транспортира и отвеса, по которо¬му зафиксировал при всплытии дифферент 80 градусов на нос (при дифференте 45-50 градусов механизмы должны смещаться с фундаментов)!
Но что самое интересное - при всплытии ни один механизм не сдвинулся с фундамента и даже электролит вылился из аккумуляторных батарей (АБ) лишь незначительно (лейтенант Иванов был командиром 5 отсека, где расположена АБ ), а главный двигатель запустился с полоборота!
Однако радость освобождения из подводного плена была омрачена трагическим событием: весь личный состав 1-го и 2-го отсеков, находившийся длительное время под высоким давлением, после всплытия ПЛ и снятия давления был поражен кессонной болезнью. 10 человек потеряли сознание и только трое еле-еле держались на ногах.
Осмотр матчасти показал, что вышел из строя гирокомпас и радиостанция, то есть мы остались без связи и курсоуказания. Тем не менее, лодка вернулась в Полярный.
13 подводников, находившихся в бессознательном состоянии, выгрузили на пирс и увезли в госпиталь. В живых осталось 12: самый молодой матрос Саша Егоров, совершивший свой первый боевой поход, погиб.
Спустя 35 лет наш командир капитан 1 ранга Виктор Федорович Тамман сказал: «Экипаж «Л-20» выдержал беспрецедентный в истории подводного плавания экзамен. Не было случая, чтобы подводная лодка могла самостоятельно всплыть и выйти из такого крайне тяжелого положения, в каком оказались мы. Нечто похожее произошло с английской лодкой «Тетис», имевшей примерно такое же водоизмещение. На ней так же оказались затопленными два носовых отсека. Она затонула еще до войны, в мирное время, на глубине всего лишь 40-45 метров, и ей оказывали помощь многочисленные силы и средства флота. Тем не менее,«Тетис» спасти не удалось - она погибла почти со всем экипажем (из 103 человек спаслись только четверо - они вышли с кислородными приборами через спасательную камеру и всплыли на поверхность). У нас же оказалось во всех отношениях сложнее и тяжелее: особенно глубина, превышающая предельную. Да и все прочие условия не сравнимы: поблизости чужие берега, рядом атакующий противник, невозможность сообщить командованию о помощи».
Наша ПЛ совершила в декабре еще один боевой поход, но уже без 12 ребят, которых отправили долечи ваться в санаторий. Потом примерно половина экипажа «Л-20» ушла в свой последний поход вместе с Героем Советского Союза капитаном 2 ранга фисановичем ПЛ «В-1». Лодка по неустановленной причине. Причем, среди подводников бытует такое мнение: Фисанович вышел первым в соответствии с согласованным с англичанами маршрутом. Остальные лодки изменили маршрут и благополучно пришли в базу. Отсюда напрашивается вывод о том, что гибель «В-1» была подстроена,
После четвертого похода «Л-20» я был переведен на Краснознаменную ПЛ «К-21», которой в свое время командовал Герой Советского Союза капитан 2 ранга Николай Александрович Лунин, известный всему миру своей атакой линкора «Тирпиц». На «Катюше» я прослужил недолго, поскольку получил назначение на новостроящуюся ПЛ серии «С». День Победы встретил в Баку.
Потом была учеба на штурманских классах в Ленинграде и возвращение в 1947 году на СФ. В 1948 году я окончил командирские классы и в должности старшего помощника командира ПЛ «С-21» перешел Северным морским путем во Владивосток. Переход длился около года (с зимовкой в 1951 году меня назначили командиром ПЛ 613 проекта на Севере, а через 2 года мою лодку перевели на Балтику- в Болдераю.
В 1957 году меня откомандировали в Александрию (Египет) в качестве командира-инструктора. Потом, спустя год, я получил назначение в Лиепаю на должность замкомбрига. Службу закончил в 1967 году старшим преподавателем Учебного центра ВМФ в г. Палдиски Эстонской ССР.
На берегу просидел 3 года - преподавал мореходную астрономию в Рижском мореходном училище, а потом снова потянуло в море. На торговых судах Минморфлота СССР бороздил моря и океаны 14 лет. В 1986 году окончательно сошел на берег и с тех пор веду сухопутный образ жизни. Сейчас из экипажа «Л-20» нас осталось трое: я, Острянко и Никаншин. Командир 2 отсека старшина 2 статьи Василий Острянко (открыл в ледяной воде клапан аварийного осушения) живет на Украине. Акустик матрос Николай Никаншин (один из 13 подводников в затопленных носовых отсеках) сейчас живет в Санкт-Петербурге. Я встречался в прошлом году с капитаном 1 ранга в отставке Никаншиным, который работает в обществе ветеранов-подводников. Он тоже написал книгу, в которой рас¬сказывает о четвертом походе нашей лодки.
Михаил ТУЖИКОВ,
ветеран-подводник,
капитан 1 ранга запаса.
собкор, газеты «Транспорт России в Латвии»
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар