Алла Ярошинская,
Росбалт.RU,
25 мая 2008
Росбалт.RU,
25 мая 2008
Печальное 40-летие ядерной аварии на советской атомной субмарине первого поколения "К-27" отмечают 24 мая ветераны подводного флота России и несколько десятков доживших до этих дней моряков из ее команды. В свое время "К-27" была засекреченной гордостью Военно-морского флота и всего СССР. Секретом стала на многие годы и череда ядерных аварий на этой субмарине Северного флота, унесших человеческие жизни
.
Атомная подводная лодка "К-27" - одна из первых субмарин, которые открыли счет уникальным ядерным проектам СССР в конце 50-х -начале 60-х годов прошлого столетия. Это был один из самых амбициозных советских проектов, на который возлагались большие надежды в нарастающей борьбе между СССР и США за мир, от которого, случись между странами столкновение, не осталось бы камня на камне. "Уникальность этого корабля, - рассказал "Росбалту" капитан 3 ранга, командир реакторного отсека субмарины "К-27" Владислав Домбровский, - заключалась в том, что аналогов той ядерной установке не было в мире: впервые в качестве ее теплоносителя в первом контуре был использован жидкий металл".
Именно этот тип реактора и довелось испытывать, так сказать, и на себе экипажу АПЛ. Его технические преимущества перед водо-водяными ядерными ректорами - в значительно большей надежности систем и механизмов всей субмарины. "Атомной подводной лодке "К-27" достаточно было 15-20 минут, чтобы отойти от пирса и скрыться под водой, в то время как АПЛ с водо-водяными реакторами для этого понадобилось бы два-три часа! При современных средствах наблюдения со стороны противника этого вполне достаточно, чтобы уничтожить атомоход на месте стоянки", - пояснил "Росбалту" член ее экипажа, старшина команды турбогенераторщиков Вячеслав Мазуренко. Легкий корпус атомной лодки был изготовлен из так называемой маломагнитной стали. И это тоже было новинкой в создании атомных субмарин. Особенность конструкции АПЛ "К-27" позволяла ей всплывать с глубины до 100 метров при затоплении любого из девяти отсеков.
Свой ратный путь "К-27" и ее экипаж начали в 1963 году, и за пять лет до ядерной катастрофы совершили два уникальных боевых похода - в южную Атлантику и в Средиземное море. В первом испытательном походе экипаж подлодки под командованием Ивана Гуляева установил мировой рекорд непрерывного пребывания под водой - 52 суток без всплытия. Именно эта легендарная субмарина первой из советских атомоходов совершила плавание в Средиземное море, "подвинув", таким образом, Шестой флот США.
"Но эти победные рапорты имеют и другую сторону медали, - с горечью рассказал "Росбалту" Вячеслав Мазуренко. - В то время опасность подобных испытаний для экипажей из-за ядерных аварий, случавшихся на АПЛ, не принималась руководством во внимание - десятки моряков погибали, сотни получали большие дозы радиационного облучения и становились инвалидами. Но все это происходило под грифом "совершенно секретно". Под ним высокие чины скрывали, в первую очередь, свою некомпетентность, расхлябанность и страх перед наказанием. Наказывали, как всегда, "стрелочников".
Первое предупреждение о том, что ядерный реактор с жидким теплоносителем имеет серьезные технические прорехи, прозвучало еще в 1959 году в центре обучения подводников в Обнинске. "Тогда в трубопроводе, по которому курсировал жидкий металл, нарушилась герметичность, образовались микротрещины, - говорит Мазуренко. - Морякам - а это были первые члены экипажа АПЛ "К-27", прибывшие сюда на учебу - ничего не оставалось, как вручную демонтировать механизмы. При этом каждый из них получил большую дозу облучения. Часть из моряков были помещены в госпиталь, потом втихую "списаны" на гражданку. На руки никто из них не получил никаких медицинских документов. Более того, они дали подписку на 25 лет о неразглашении, что с ними случились. Так молча и уходили из жизни, не зная причины своих смертельных болезней".
Во время похода в южную Атлантику с мировым рекордом в 52 суток тоже не обошлось без неприятностей - снова произошла серьезная авария на реакторе. Подобная история повторилась и в 1965 году во время похода "К-27" в Средиземное море, который продолжался уже 60 суток. При ликвидации ЧС героизм проявили моряки Григорий Раин, Василий Осюков и др.спецтрюмные.
Но, несмотря на цепь реакторных аварий, осенью 1967 года экипаж готовился к третьему походу. Подводники должны были пойти на очередной рекорд: обогнуть под водой земной шар без всплытия на поверхность. Главная задача - испытание жидкометаллического реактора при длительном походе и разных температурах мирового океана.
Но этому уже не суждено было сбыться. В октябре 1967 года произошла новая авария на ядерном реакторе - с контура вылился свинец, и экипажу опять пришлось вручную, зубилом и молотком, выдалбливать его. "Мало того, что он был радиоактивный, - вспоминает Вячеслав Мазуренко, - так к этому надо добавить еще высокую температуру в отсеке, где разлился свинец. Это был просто ад! Защиты у ребят от радиоактивного воздействия не было никакой. Просто установили - работать каждому не более пяти минут!"
Командование дивизии не прислушалось к предупреждениям моряков-подводников о том, что нельзя с таким ненадежным ядерным реактором выходить в море, да еще в сверхпоход вокруг земного шара. Это стало концом не только истории "К-27", но и поставило жирный крест на спецпроекте советских АПЛ с жидкометаллическими ядерными реакторами. (Следует отметить, что американцы также проводили исследования в этом направлении. На подводной лодке класса "Сивулф" они установили ядерный реактор с жидкометалическим теплоносителем. Там применяли натрий, а у нас - свинец и висмут. После серии испытаний, которые привели к тяжелым авариям, США отказались от проекта.)
24 мая 1968 в 11.35 на атомоходе "К-27" произошла самая страшная ядерная авария. "Тогда весь экипаж, первый и второй его составы - 144 человека - переоблучились, - говорит Вячеслав Мазуренко. - Мы спасали ситуацию на пределе человеческих возможностей. Пятеро моряков получили смертельные дозы и умерли в страшных муках в госпитале. А после ядерной аварии - уже на гражданке - ушли из жизни десятки подводников. Из всех членов экипажа сегодня в живых осталась половина, многие признаны инвалидами". Средний возраст умерших подводников составил 50 лет.
Легендарная АПЛ "К-27" стала не только опытным флагманом для советской науки. На ней "выросли" четыре Героя Советского Союза, семь адмиралов, на материалах испытаний сделали (в закрытом, конечно, режиме) свои кандидатские и докторские десятки ученых. Медики, обследовавшие и лечившие облучившихся и переоблучившихся подводников, получили уникальный материал. К сожалению, по свидетельствам ученых, он (как и челябинский опыт ядерных инцидентов и аварий на военном комплексе "Маяк") не был использован для спасения людей при другой катастрофе века - чернобыльской. Именно потому, что все первые опыты лечения после радиоактивного поражения были погребены под грифом "совершенно секретно". Люди были пылью для Системы.
Спустя 30 лет после аварии на "К-27" Указом президента России Бориса Ельцина значительная часть подводников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы (граждан Российской Федерации), была награждена Орденами Мужества. В этот список не вошли погибшие моряки-подводники, а также ставшие впоследствии инвалидами нынешние граждане Украины. Но на памятной доске в Морском Храме Санкт-Петербурга высечены и их имена. "Мы считаем, - писали уже бывшему президенту России Владимиру Путину члены экипажа испытательной подлодки, граждане России, - что следует восстановить справедливость по отношению к нашим сослуживцам, проживающим или проживавшим на Украине (живым инвалидам или погибшим в результате аварии). Их осталось 22 человека. Они остались не награжденными, ибо их посчитали "иностранцами", хотя все тогда защищали единое Отечество".
Это письмо из администрации президента было направлено в министерство обороны России. После повторного обращения в администрацию президента РФ, письмо было направлено в МИД России. Оттуда по телефону пообещали связаться с проживающими на Украине подводниками - для "решения вопроса".
Некоторое время назад обозреватель "Росбалта" также обратился к депутату Госдумы от партии "Единая Россия", лидеру "Движения поддержки флота" Михаилу Ненашеву, с просьбой подключиться к восстановлению исторической справедливости. Но ответа пока нет.
Тогда, в годы холодной войны, участникам проекта приказано было молчать и умирать молча. А что же сейчас во времена расцвета "суверенной демократии" мешает депутатам и руководству России и Украины вспомнить, наконец, про всех оставшихся еще в живых подводников из легендарной "К-27" и воздать должное их мужеству, смелости и редкой самоотверженности?
P.S. Когда материал был подготовлен к публикации, стало известно, что российское посольство в Киеве обратилось к члену экипажа "К-27" Вячеславу Мазуренко с просьбой направить все данные по ненагражденным героям членам экипажа.
Атомная подводная лодка "К-27" - одна из первых субмарин, которые открыли счет уникальным ядерным проектам СССР в конце 50-х -начале 60-х годов прошлого столетия. Это был один из самых амбициозных советских проектов, на который возлагались большие надежды в нарастающей борьбе между СССР и США за мир, от которого, случись между странами столкновение, не осталось бы камня на камне. "Уникальность этого корабля, - рассказал "Росбалту" капитан 3 ранга, командир реакторного отсека субмарины "К-27" Владислав Домбровский, - заключалась в том, что аналогов той ядерной установке не было в мире: впервые в качестве ее теплоносителя в первом контуре был использован жидкий металл".
Именно этот тип реактора и довелось испытывать, так сказать, и на себе экипажу АПЛ. Его технические преимущества перед водо-водяными ядерными ректорами - в значительно большей надежности систем и механизмов всей субмарины. "Атомной подводной лодке "К-27" достаточно было 15-20 минут, чтобы отойти от пирса и скрыться под водой, в то время как АПЛ с водо-водяными реакторами для этого понадобилось бы два-три часа! При современных средствах наблюдения со стороны противника этого вполне достаточно, чтобы уничтожить атомоход на месте стоянки", - пояснил "Росбалту" член ее экипажа, старшина команды турбогенераторщиков Вячеслав Мазуренко. Легкий корпус атомной лодки был изготовлен из так называемой маломагнитной стали. И это тоже было новинкой в создании атомных субмарин. Особенность конструкции АПЛ "К-27" позволяла ей всплывать с глубины до 100 метров при затоплении любого из девяти отсеков.
Свой ратный путь "К-27" и ее экипаж начали в 1963 году, и за пять лет до ядерной катастрофы совершили два уникальных боевых похода - в южную Атлантику и в Средиземное море. В первом испытательном походе экипаж подлодки под командованием Ивана Гуляева установил мировой рекорд непрерывного пребывания под водой - 52 суток без всплытия. Именно эта легендарная субмарина первой из советских атомоходов совершила плавание в Средиземное море, "подвинув", таким образом, Шестой флот США.
"Но эти победные рапорты имеют и другую сторону медали, - с горечью рассказал "Росбалту" Вячеслав Мазуренко. - В то время опасность подобных испытаний для экипажей из-за ядерных аварий, случавшихся на АПЛ, не принималась руководством во внимание - десятки моряков погибали, сотни получали большие дозы радиационного облучения и становились инвалидами. Но все это происходило под грифом "совершенно секретно". Под ним высокие чины скрывали, в первую очередь, свою некомпетентность, расхлябанность и страх перед наказанием. Наказывали, как всегда, "стрелочников".
Первое предупреждение о том, что ядерный реактор с жидким теплоносителем имеет серьезные технические прорехи, прозвучало еще в 1959 году в центре обучения подводников в Обнинске. "Тогда в трубопроводе, по которому курсировал жидкий металл, нарушилась герметичность, образовались микротрещины, - говорит Мазуренко. - Морякам - а это были первые члены экипажа АПЛ "К-27", прибывшие сюда на учебу - ничего не оставалось, как вручную демонтировать механизмы. При этом каждый из них получил большую дозу облучения. Часть из моряков были помещены в госпиталь, потом втихую "списаны" на гражданку. На руки никто из них не получил никаких медицинских документов. Более того, они дали подписку на 25 лет о неразглашении, что с ними случились. Так молча и уходили из жизни, не зная причины своих смертельных болезней".
Во время похода в южную Атлантику с мировым рекордом в 52 суток тоже не обошлось без неприятностей - снова произошла серьезная авария на реакторе. Подобная история повторилась и в 1965 году во время похода "К-27" в Средиземное море, который продолжался уже 60 суток. При ликвидации ЧС героизм проявили моряки Григорий Раин, Василий Осюков и др.спецтрюмные.
Но, несмотря на цепь реакторных аварий, осенью 1967 года экипаж готовился к третьему походу. Подводники должны были пойти на очередной рекорд: обогнуть под водой земной шар без всплытия на поверхность. Главная задача - испытание жидкометаллического реактора при длительном походе и разных температурах мирового океана.
Но этому уже не суждено было сбыться. В октябре 1967 года произошла новая авария на ядерном реакторе - с контура вылился свинец, и экипажу опять пришлось вручную, зубилом и молотком, выдалбливать его. "Мало того, что он был радиоактивный, - вспоминает Вячеслав Мазуренко, - так к этому надо добавить еще высокую температуру в отсеке, где разлился свинец. Это был просто ад! Защиты у ребят от радиоактивного воздействия не было никакой. Просто установили - работать каждому не более пяти минут!"
Командование дивизии не прислушалось к предупреждениям моряков-подводников о том, что нельзя с таким ненадежным ядерным реактором выходить в море, да еще в сверхпоход вокруг земного шара. Это стало концом не только истории "К-27", но и поставило жирный крест на спецпроекте советских АПЛ с жидкометаллическими ядерными реакторами. (Следует отметить, что американцы также проводили исследования в этом направлении. На подводной лодке класса "Сивулф" они установили ядерный реактор с жидкометалическим теплоносителем. Там применяли натрий, а у нас - свинец и висмут. После серии испытаний, которые привели к тяжелым авариям, США отказались от проекта.)
24 мая 1968 в 11.35 на атомоходе "К-27" произошла самая страшная ядерная авария. "Тогда весь экипаж, первый и второй его составы - 144 человека - переоблучились, - говорит Вячеслав Мазуренко. - Мы спасали ситуацию на пределе человеческих возможностей. Пятеро моряков получили смертельные дозы и умерли в страшных муках в госпитале. А после ядерной аварии - уже на гражданке - ушли из жизни десятки подводников. Из всех членов экипажа сегодня в живых осталась половина, многие признаны инвалидами". Средний возраст умерших подводников составил 50 лет.
Легендарная АПЛ "К-27" стала не только опытным флагманом для советской науки. На ней "выросли" четыре Героя Советского Союза, семь адмиралов, на материалах испытаний сделали (в закрытом, конечно, режиме) свои кандидатские и докторские десятки ученых. Медики, обследовавшие и лечившие облучившихся и переоблучившихся подводников, получили уникальный материал. К сожалению, по свидетельствам ученых, он (как и челябинский опыт ядерных инцидентов и аварий на военном комплексе "Маяк") не был использован для спасения людей при другой катастрофе века - чернобыльской. Именно потому, что все первые опыты лечения после радиоактивного поражения были погребены под грифом "совершенно секретно". Люди были пылью для Системы.
Спустя 30 лет после аварии на "К-27" Указом президента России Бориса Ельцина значительная часть подводников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы (граждан Российской Федерации), была награждена Орденами Мужества. В этот список не вошли погибшие моряки-подводники, а также ставшие впоследствии инвалидами нынешние граждане Украины. Но на памятной доске в Морском Храме Санкт-Петербурга высечены и их имена. "Мы считаем, - писали уже бывшему президенту России Владимиру Путину члены экипажа испытательной подлодки, граждане России, - что следует восстановить справедливость по отношению к нашим сослуживцам, проживающим или проживавшим на Украине (живым инвалидам или погибшим в результате аварии). Их осталось 22 человека. Они остались не награжденными, ибо их посчитали "иностранцами", хотя все тогда защищали единое Отечество".
Это письмо из администрации президента было направлено в министерство обороны России. После повторного обращения в администрацию президента РФ, письмо было направлено в МИД России. Оттуда по телефону пообещали связаться с проживающими на Украине подводниками - для "решения вопроса".
Некоторое время назад обозреватель "Росбалта" также обратился к депутату Госдумы от партии "Единая Россия", лидеру "Движения поддержки флота" Михаилу Ненашеву, с просьбой подключиться к восстановлению исторической справедливости. Но ответа пока нет.
Тогда, в годы холодной войны, участникам проекта приказано было молчать и умирать молча. А что же сейчас во времена расцвета "суверенной демократии" мешает депутатам и руководству России и Украины вспомнить, наконец, про всех оставшихся еще в живых подводников из легендарной "К-27" и воздать должное их мужеству, смелости и редкой самоотверженности?
P.S. Когда материал был подготовлен к публикации, стало известно, что российское посольство в Киеве обратилось к члену экипажа "К-27" Вячеславу Мазуренко с просьбой направить все данные по ненагражденным героям членам экипажа.
Немає коментарів:
Дописати коментар