На парад пригоняются остатки армейской авиации
Но несколько дней назад движение в центре Москвы закрыли по случаю репетиции… воздушного парада. Зрелище было впечатляющее. Волнами на низкой высоте шли боевые и военно-транспортные самолеты, с грохотом проносились вертолеты. У обывателя, которому представилась возможность посмотреть парад без всяких билетов на Красную площадь возникало, по-видимому, чувство гордости за воздушную мощь России. Однако знающие люди воспринимали демонстрируемую «мощь» скорее как дымовую завесу, призванную скрыть не только от народа, но и от руководства страны реальную немощь ВВС РФ.
Посмотрим на факты. Но сначала о самой идее грандиозного «аэрошоу» над Красной площадью.
Воздушные парады в СССР проводились в 30-е годы регулярно по случаю дня ВВС в Тушино. Над Красной площадью до войны такие парады случались только изредка, по случаю памятных дат. В послевоенное время воздушные парады проводились только в Тушино и не каждый год. В 1967 году был проведен воздушный показ в Домодедово, где были представлены многие новые образцы военной и гражданской авиатехники. Воздушные парады в СССР в 70-е и 80-е годы в целях экономии средств, а также из соображения безопасности практически не проводились. В честь 40-летия Победы в 1985 году готовился воздушный парад над Красной площадью, где впервые должны были быть показаны новейшие Ту-160, Ту-22М3, Су-27, Ан-124, до этого времени никогда публично не выставлявшиеся. Однако из соображений безопасности руководство страны тогда на это не пошло.
А вот начиная с середины 90-х годов, несмотря на развал СССР и ВПК России, воздушные парады начали проводить регулярно в Тушино, над Поклонной горой, а с 2003 года над Красной площадью. Причем с каждым годом увеличивается количество самолетов, участвующих в параде. Между тем, принципиально новых, разработанных и произведенных в России образцов авиатехники на этих парадах не наблюдается.
Необходимо отметить, что воздушный парад над Красной площадью – дело очень трудоемкое, затратное и далеко не безопасное. Для его подготовки требуется несколько месяцев тренировок по слетанности в строю различных по типу и назначению летательных аппаратов. В это дело вовлекается огромное количество аэродромно-технического состава и техники, фактически отстраненных от своих основных обязанностей - совершенствования боевой выучки для защиты воздушных рубежей нашей страны.
А ведь основное предназначение боевой авиации не участие в парадах, а в заданное время и в заданное место донести боеприпас и точно поразить цель. Однако боевая подготовка в российской армии давно уже задвинута на задний план, а верхушка Министерства обороны с большим увлечением занимается показухой. Разве может глава государства поверить утверждениям о полном развале армии, когда над головами в четком строю проносятся боевые самолеты и вертолеты.
К реальному состоянию авиапарка мы еще вернемся, а пока отметим, что воздушный парад над Красной площадью - это огромный риск, оправданный только высочайшей выучкой летного состава и 100-процентной гарантией надежности авиационной техники. В случае нештатной аварийной ситуации в воздухе над таким мегаполисом как Москва, очень трудно, а скорее всего, просто невозможно будет избежать катастрофических последствий в результате падения самолета на плотно застроенные городские районы.
Ясно, что надежность авиатехники напрямую зависит от качественного ремонта и регулярного технического обслуживания. Ее ремонт всегда осуществлялся на авиаремонтных заводах (АРЗ), принадлежащих министерству обороны. Однако постановлением правительства РФ от 22.11.2008 года № 875 создано ОАО «Оборонсервис». Все АРЗ теперь попали в состав ОАО «Авиаремонт». Обслуживание и ремонт техники осуществляется коммерческими фирмами, задачей которых, естественно, является не повышение боеготовности, а получение прибыли. О какой надежности авиатехники можно после этого рассуждать?
14 января с.г. на полигоне «Выстрел» в Подмосковье министр обороны А.Сердюков доложил Верховному главнокомандующему, что в этом году Минобороны на 20% сократило ремонтные работы, а сэкономленные средства пошли на закупку финальных образцов техники. Далее Сердюков заявил, «…что если в 2007 году был закуплен один новый самолет, в 2008 году – два, то в 2009 году Минобороны закупило 43 новых самолета». На что Д.Медведев сказал: «Это абсолютно правильная практика, нам не нужен бессмысленный, крайне дорогой ремонт, который, по сути, представляет собой латание дыр старой техники, на эти деньги можно приобретать новое оборудование».
Между тем, эксплуатация любой техники, тем более авиационной, предусматривает регулярное техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Недопонимание этих прописных истин может привести к катастрофическим последствиям для всего парка боевой авиации, тем более, что закупка «финальных образцов» идет в мизерных количествах.
В воздушном параде в этом году было задействовано 127 единиц авиатехники, почти в два раза больше, чем в прошлом году. Однако ничего нового по сравнению с прошлым парадом зрители не увидят, за исключением разве что воздушного пункта управления ИЛ-80, сделанного более 20-ти лет назад на базе ИЛ-86, который давно уже требует замены. Да пары учебно-боевых Як-130, сделанных в единичных опытных экземплярах еще в конце 80-х годов прошлого века, но в серию так и не запущенных. Перевооружение наших ВВС на новые самолеты планируется до 2020 года. Но на чем летать до 2020 года?
Кстати, о 43-х «новых» закупленных в 2009 году самолетах. Восемь из них действительно новые. Это 2 Су-24мр, 2 Су-27, 1 Су-25 и 3 Су-34, достроенные еще в 2006 году из задела опытной партии завода. Остальные 11 Су-25 – это прошедшие капремонт и частично модернизированные машины . Плюс 24 реэкспортных Миг-29смт, принимать которые у России отказался Алжир, так как самолеты были укомплектованы старыми, восстановленными на предприятиях ОПК в Нижнем Новгороде узлами и агрегатами, ранее производимыми на заводах Украины.
В настоящее время из 16-ти Ту-160, числящихся по штату в Дальней авиации, реально на полеты выходят не более 5-ти. Однако на воздушные парады ежегодно ВВС исправно выставляет эти штучные машины, хотя и они нуждаются в глубокой модернизации, ибо за более чем 25-летнюю эксплуатацию в строевых частях ничего принципиально нового для повышения боевого потенциала этого самолета сделано не было.
Модернизация авиационных комплексов дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации идет крайне медленно, по одному Ту-160 и по 15-17 Су-27 в год. При таких темпах модернизации российские ВВС будут ждать эту технику еще 20-25 лет. К этому времени она уже устареет и будет нужна разве что только для участия в ежегодных воздушных парадах.
Самолетный парк Ту-160 требует серьезной и незамедлительной модернизации, если уж мы хотим и далее регулярно выполнять многочасовые полеты на «воздушное патрулирование», ибо участие в ежегодных воздушных парадах и подготовках к ним выбивают львиную долю ресурса двигателей НК-32 и агрегатов.
Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить госзаказ на восстановление выработанного ресурса двигателей НК-32 и скорейшего запуска в серию новых двигателей НК-32, производство которых прекращено уже много лет назад на самарском научно-производственном комплексе (СНТК) им. Н.Д.Кузнецова, переживающим в настоящее время не лучшие времена. Но об этом руководство страны, восхищенное зрелищем пролетающих над Красной площадью могучих машин, скорее всего даже не знает, а опытные царедворцы из командования ВВС огорчать главковерха неприятными новостями явно не торопятся.
Катастрофически не хватает танкеров Ил-78. Есть всего один полк в Рязани, который не сможет одновременно обеспечить выполнение боевой задачи даже двум авиаполкам стратегической авиации и только на одном направлении театра военных действий. Тем не менее, эти самолеты ежегодно являются неотъемлемым атрибутом в строях заправки над Красной площадью.
В качестве замены существующим сегодня Ил-78 и Ил-78м, которые к 2015-2020 годам все будут выведены из эксплуатации, уже давно предлагается создание самолета-заправщика Ил-96-400СЗ. МАК «Ильюшин» предлагает построить к этому времени от 20 до 40 Ил-96-400СЗ, которые будут вдвое эффективнее Ил-78 и в 1,3 раза – самого массового в ВВС США самолета-заправщика КС-135R. Модернизация Ил-96-400СЗ в вариант Ил-196СЗ, где вместо пермских ПС-90А1 будут установлены двигатели НК-93 разработки СНТК им.Кузнецова, не оставит конкурентам никаких шансов.
А для этого необходим большой государственный заказ на эти типы самолетов и двигателей. Между тем, воронежский авиазавод (ВАСО) перепрофилируется под производство малых региональных самолетов, а СНТК им. Н.Д.Кузнецова из-за мизерного финансирования не может серийно выпускать новые двигатели НК-32 и запустить наконец в серию уникальный авиадвигатель НК-93.
Конечно, воздушные парады нужны по случаю знаменательных дат нашей страны, таких как День Победы. Но явно не каждый год и не таким количеством авиатехники. Подчеркнем, авиатехники далеко не новой, требующей тщательного и качественного обслуживания.
Престиж и гордость нашей страны – это не показушные парады. Это благосостояние наших граждан и прежде всего ветеранов, в чью честь и устраиваются такие мероприятия. А они порой живут за чертой бедности в стране, занимающей первое место в мире по добыче и продаже за рубеж нефти, газа и других сырьевых продуктов.
Опасность показухи таких воздушных парадов в том, что народу, не знакомому с реальным положением дел в оборонной промышленности и в Военно-Воздушных Силах внушают иллюзию благополучия наших Вооруженных Сил, а значит и всей страны. Мол, руководство страны держит правильный курс. На самом деле, если все пойдет так и дальше, то скоро и на воздушный парад в Москве будет сложно найти необходимое количество боеготовых самолетов и пилотов, способных хотя бы взлететь и сесть. А уж об уровне боевой подготовки этих вынужденно «парадных» пилотов и говорить не приходится.
Автор - полковник ВВС. Газета Свободная Пресса.
Немає коментарів:
Дописати коментар