субота, травня 15, 2010

Атомная подлодка «Нерпа» забуксовала всерьез и надолго



Невезучую субмарину никак не могут передать Индийскому флоту
13 мая на Камчатку отправился спасатель Тихоокеанского флота «Саяны», который должен обеспечить дальнейшие ходовые испытания печально знаменитой атомной подводной лодки «Нерпа». Об этом сообщил корреспонденту «СП» хорошо осведомленный источник в штабе ТОФ.
 
А буквально перед майскими праздниками из Владивостока в Индию вернулись 20 подводников - индийских офицеров и старшин. Они должны были вместе с российским экипажем «Нерпы» перегнать её в воды Индийского океана. Была надежда, что «Нерпа» все же в ближайшее время будет полностью готова к передаче Военно-Морским силам Индии. Но хронические неполадки на АПЛ не дают возможности этого сделать.
Что происходит c кораблем?
Во время первых ходовых испытаний на «Нерпе», которую построили на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре, в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ были 208 человек, большинство из них - специалисты АСЗ, а также эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.
После аварии, которая произошла 8 ноября 2008 года, специалисты провели ревизию всех систем и не обнаружили серьезных повреждений на АПЛ. Однако все помещения отсека, в которые поступил газ, пришлось отмывать. Был заменен фреон. Выводы специальной комиссии, которая расследовала ЧП, являются закрытым документом. Потом были официальные заявления высокопоставленных военных о том, что после ремонта лодка успешно прошла все последующие этапы заводских и государственных испытаний.
Вот что докладывал президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко премьер-министру Владимиру Путину: «АПЛ «Нерпа» сейчас завершает испытания в Тихом океане. Мы считаем, что мы выйдем по плану, в установленные сроки, к ее передаче для нужд флота. У нас это без изменений».
Действительно, в декабре прошлого года «Нерпа» вошла в боевой состав Военно-Морского флота РФ. Ожидалось, что уже в ближайшее время субмарина будет передана в аренду на 10 лет Индии.
Но нет тут было. К индийцам «Нерпа» переходить явно не желает. Из хорошо информированного источника стало известно, что особенно серьезные неполадки возникли у подводного корабля с «шумностью». Хотя по всем своим техническим характеристикам она является одной из самых бесшумных АПЛ в мире. Этот серьезный недостаток специалисты завода до сих пор устранить не могут.
Но все же и это не самая серьезная причина неготовности корабля, считают специалисты, по которой АПЛ не передают индийским ВМС. Оказывается, субмарина, поясняет источник, никак «не хочет» ходить нормально под водой на рабочей глубине 80 -90 метров. По этой причине подлодка долго стояла у причальной стенки в Большом Камне, что в Приморье. Потом «Нерпа» совершила переход на Камчатку.
Дело в том, что воды Охотского и Берингова морей по составу идентичны водам Индийского океана, где, наверное, все-таки продолжит свою службу «Нерпа», пояснили специалисты. И вот вчера, для того, чтобы обеспечить безопасность нового этапа испытаний АПЛ, на Камчатку и отправился спасатель «Саяны».
Из досье «СП»
АПЛ «Нерпа» относится к субмаринам третьего поколения. Ее водоизмещение составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека.
В состав вооружения входят торпеды, подводные ракеты и ракеты-торпеды «Шквал», «Водопад», «Ветер», а также крылатые ракеты «Гранат» (запускаются из торпедных аппаратов) с дальностью стрельбы до 3 тысяч километров. Всего с 1984 года для подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов построено 15 кораблей этого проекта.
Затянувшаяся передача
Индийский экипаж прибыл на сдаточную базу «Восток» Амурского судостроительного завода в Большом Камне еще в сентябре прошлого года. После того, как он ознакомился с кораблем уже не по схемам и не на учебных тренажерах, а в реальной обстановке, начались приемо-сдаточные испытания подводной лодки. Но на АПЛ возникли технические проблемы, и индийцы отправились встречать Новый год на родину.
Напомним, что ранее «Нерпу» собирались передать Индии осенью 2009 года. Но из-за аварии потребовались дополнительные ревизия и замена части оборудования. Дополнительные затраты, которые понес АЗС на восстановление «Нерпы», были оценены в 1,9 миллиарда рублей. Тогда же сообщалось, что минобороны России согласилось перечислить Амурскому судостроительному заводу за государственный оборонный заказ 380 миллионов рублей. Эти средства пошли на выплату зарплаты работникам предприятия (до этого была многомесячная задолженность) и на расчеты с предприятиями-контрагентами, участвовавшими в восстановлении подводной лодки.
Однако уже тогда в конструкторском бюро «Малахит» (Санкт-Петербург), где спроектировали «Нерпу» и другие корабли аналогичного проекта, выражали обеспокоенность сложившимся на заводе положением и откровенно сомневались, что корабль удастся передать заказчику осенью 2009 года. Тем более - с условием проведения практики для индийского экипажа. Так и произошло.
10 июля 2009 года многострадальная АПЛ вышла на повторные ходовые испытания. Они проходили в 100-мильной зоне от берега в Японском море. Первый этап, завершившийся к 27 июля, был признан успешным. О каких-то серьезных проблемах не сообщалось. Очевидно, хотелось побыстрее сбыть «залежалый товар». Но теперь отчитываться об очередных сбоях и задержках все же придется.
Между тем, пока «Нерпу» доводят до ума, в судостроительном центре индийского города Вишакхапатнам (штат Андхра-Прадеш) спустили на воду первую самостоятельно построенную Индией атомную подводную лодку с 12 баллистическими ракетами. Ей дали имя Arihant – «Истребитель врагов», а супруга индийского премьер-министра Гуршаран Каур, по существующей здесь традиции, прилюдно разбила о борт кокосовый орех.
 http://svpressa.ru/


Немає коментарів: