субота, травня 22, 2010

Кто сильнее под водой: Россия или США?


Такие межконтинентальные ракеты первые подлодки СССР не смогли бы поднять на борт. Слишком тяжелы! А нынешние АПЛ вооружены десятками боеголовок
«Комсомолка» впервые публикует засекреченные прежде факты из истории противостояния ядерных флотов двух держав.
Виктор БАРАНЕЦ  
Играть в морской бой в школе любили все. Ну помните? «А-один» - «Ранил!» - «А-два» - «Потопил»... Но, когда в Черном море у берегов Грузии вдруг нарисовались корабли НАТО, - стало тревожно: это уже не игрушки. Россия, конечно, сильна флотом, но и у американцев в этом плане все «о'кей». И на воде, и, главное, под водой.
Совсем недавно в составе военно-морских сил США появилась еще одна новейшая атомная подлодка класса «Вирджиния». Янки сделали субмарину за 4 с лишним года, а ее российские конкуренты - ракетные подводные крейсеры «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск» - уже почти 15 лет ждут ввода в боевой строй. И еще неизвестно, когда это случится (не готовы ракеты). Атомный подводный флот США все дальше «уходит в отрыв». Сумеет ли Россия догнать конкурента? Об этом беседуют военный эксперт, кандидат военных наук полковник Михаил ПОЛЕЖАЕВ и обозреватель «КП» полковник Виктор БАРАНЕЦ.
Атомный флот США придумал сын польского портного
- Михаил Александрович, когда, из каких идей и «материй» появился на свет подводный атомный флот?
- В 1945 году у американцев появилось ядерное оружие. Президент Трумэн заявил: «США сегодня - самая сильная держава. Обладая такой силой, мы должны взять на себя ответственность и руководство миром». Ничего из нынешних дней не напоминает? А тут еще бывший союзник Сталин сколачивает социалистический блок и тоже клепает атомную бомбу...
Американские бомбардировщики тогда стояли на военных базах в Европе. Но политическая ситуация там была нестабильна, и «квартирантов» могли попросить выйти вон. Поэтому главную ставку американцы сделали на флот. В декабре 1945 года Москве стало известно, что в США ведутся работы по созданию подлодки с ядерным реактором.

- А каким образом стало известно? В газетах-то они об этом не писали...
- Таким же, как была добыта и информация о создании атомной бомбы. Разведка! Когда в 1954 году на верфи в Гротоне была спущена на воду первая в мире атомная подлодка «Наутилус», для Москвы это не было сенсационной новостью. Как и параметры АПЛ: длина - около 100 м, водоизмещение - 4000 т... 
- Кому же самому первому пришло в голову создать атомные подлодки?
- Американскому контр-адмиралу Хайману Джорджу Риковеру, кстати, сыну польского портного, эмигрировавшего в США.
Секретный «Объект 627»
- И как на это отреагировал Кремль?
- Еще за два года до спуска «Наутилуса» на воду, 9 сентября 1952 года, Сталин подписал  секретное постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». И уже 9 августа 1957 года этот объект 627 - лодка с тактическим номером К-3 - был спущен на воду! Лодка получила имя «Ленинский комсомол». Ход при использовании 60% мощности реактора - 23,3 узла! А у «Наутилуса» на полном газу - только 20 узлов! Могли же, однако, и без всяких нынешних «вертикально-интегрированных» холдингов...
- Кто был главным конструктором?
- Создателем первой советской атомной подлодки был Владимир Николаевич Перегудов. Его называли Туполевым в кораблестроении. 
Арсеналы в задраенных люках
- И что же, на атомных подлодках США сразу же появились ракеты?
- Летные испытания ракеты «Поларис-A1» начались в 1958-м. В ноябре 1960 года она была принята на вооружение. Этими ракетами вооружили пять подлодок типа «Дж. Вашингтон». По 16 штук на каждой. За «Поларис-А1» последовали «Посейдон» и «Трайдент» (см. таблицу).
  
- А как вооружал подлодки СССР?
- Тогда, в 50-е годы, наши стратеги понимали, что нанести чувствительный ядерный удар по американской территории можно только с океана: у нас же не было аэродромов, скажем, в Канаде. В качестве ударного оружия выбрали подводные лодки.  Жизнь показала, что такое решение было верным. Ну а если подводная лодка, то... конечно, торпеда!
В 1952 году в Арзамасе-16 начинают разработку ядерных боеголовок для торпед в двух калибрах: 533 мм (Т-5) и 1550 мм (Т-15). Торпеда меньшего калибра была штатным вооружением ПЛ. «Чудовище» длиной 24 метра предназначалось для той самой К-3, она же «Кит», она же «Ленинский комсомол», она же по классификации НАТО «Ноябрь».
Проект «малой» ядерной торпеды Т-5 военные моряки приняли с энтузиазмом: он расширял тактические возможности подводных лодок: дальность - 10 км, мощность - 10 кт. Разработка  Т-5  завершилась  испытаниями на Новой Земле, и в 1957 году она была принята на вооружение. А вот против Т-15 руководство ВМФ возражало категорически: вооруженная ею лодка годилась для одной-единственной задачи - удара по военно-морским базам. Но оказалось, что баз с практически прямым фарватером (а Т-15 маневрировать не могла) просто нет. В случае же удара такой торпедой по портовым городам не избежать жертв среди мирного населения.
Идея академика Сахарова не прошла
- Но ведь в архивах есть документы, судя по которым к мысли об использовании торпеды Т-15 возвращался даже такой гуманист, как академик Сахаров!
- Да, 30 октября 1961 года была испытана его «супербомба» мощностью 58 мегатонн. Вообще-то проектная мощность была 100 Мт, но испытывали ее в «половинном» режиме. Длина этой «дуры» была 8 метров, а весила она 27 тонн. И была не по силам ни самолету, ни ракете. Боеприпас есть, а носителя под него нет. Коллизия, однако. А не сделать ли на его основе «суперторпеду» для атак приморских городов? Одним из первых, с кем академик обсуждал этот проект, был контр-адмирал Фомин. Его шокировал «людоедский характер» проекта, и он заметил, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве.
- И что же было потом? Сахаров отказался от своих идей?
- Больше академик никогда ни с кем не обсуждал этого проекта - читайте его дневники. Сложная штука жизнь...
Подводный запуск «крылатой ракеты»
Керосинками - по американцам
- А как появились на борту наших АПЛ баллистические ракеты?
- В начале 1959-го была принята на вооружение королёвская ракета Р-11ФМ. Она была одноступенчатой, на жидком топливе - керосине. Дальность - около 150 км при круговом вероятном отклонении (КВО) - мы будем называть это точностью - 0,75 км. Запуск мог осуществляться только в надводном положении лодки с предварительным подъемом ракеты из шахты. Понятно, что лодка и ее экипаж, занимающийся столь деликатными операциями вблизи побережья противника целых 15 - 20 минут, обречены.
- Как же решили эту проблему?
- В середине 1963-го в истории советского подводного флота произошла «революция» - на вооружение подлодок были приняты ракеты Р-21 с подводным стартом из затопляемой шахты. Ракеты ушли «под воду»! Это событие можно считать одним из важнейших в «ядерной истории» СССР. Были построены 23 лодки с подводным пуском. С таким флотом американцам уже приходилось считаться!
Лодка за миллиард долларов
- А как в тот же период обстояли дела с атомным флотом у США?
- Уже в 1960 году на боевое дежурство вышел первый в мире атомный ракетный подводный крейсер «Дж. Вашингтон» с 16 ракетами «Поларис-А1» на борту. А в течение 1960 - 1967 годов США сделали еще 40 таких подлодок. Чтобы ответить на этот вызов, нужны были не единицы - десятки ракетоносных АПЛ. Требовалось улучшение их характеристик: кроме вооруженности, подводная скорость и шумность.
- Но ведь эти проблемы вроде никогда не снимались с повестки дня?
- Да, но были и другие причины. В то время  США и страны НАТО стали экстренно создавать комплексную систему противолодочной обороны (ПЛО). Они разместили сеть акустических гидрофонов-обнаружителей на континентальном шельфе вдоль своего восточного побережья и вблизи Гавайев. Была развернута аналогичная сеть и в Атлантике.
- И чем же ответили мы?
- Начали создавать принципиально новую АПЛ - «Навага». Это был качественный скачок в развитии. Прежде всего размеры: водоизмещение - 9600 тонн, вдвое больше, чем у предшественницы, 16 ракет вместо трех и рекордно высокая скорость в 28 узлов. При этом удалось снизить ее шумность втрое. Однако до конца сравняться с американскими АПЛ по этому показателю тогда все же не удалось. 
- Из-за чего же?
- Военное кораблестроение - очень дорогое удовольствие, которое могут позволить себе немногие страны.
- Кстати, а сколько стоит атомная лодка?
- Серийная? От миллиарда до полутора миллиардов долларов.
- И что, мы так и не догнали американцев ?
- В «гонке за лидером» СССР всегда оказывался в положении догоняющего. Но в 1974-м мы приняли на вооружение первую баллистическую ракету межконтинентальной дальности - Р-29 была слишком длинной и тяжелой, чтоб ее могли поднять лодки того времени. И для нее построили новую субмарину - «Мурена».
- Как ее появление повлияло на соотношение сил СССР и США?
- Изменилась тактика нашего подводного флота. «Муренам» не надо было прорываться через зоны ПЛО в районы боевого патрулирования - ракетный залп мог наноситься из прибазовых  районов, где наши лодки имели надежное прикрытие.
- И что, «Мурена» по всем статьям била американских конкурентов?
- «Мурена» уступала подводным ракетоносцам США лишь по ударному потенциалу: у нас было 12 ракет на борту, у них - 16. Впрочем, и этот недостаток был преодолен: через год появилась «Мурена-М». Она несла уже 16 ракет. «Наваги» лишь подорвали абсолютное господство США в океане, а «Мурены» окончательно закрепили ядерный паритет. Именно тогда стали возможными предметные переговоры между США и СССР по ограничению стратегических вооружений. 
К концу 80-х годов, по общему количеству атомных и дизельных подводных лодок, бывший СССР превзошел подводные флоты всех государств, включая США. С 1955 по 1996 год в Союзе построено около 250 атомных подводных лодок. В основном атомные подводные лодки строились в г. Северодвинске (всего здесь было спущено на воду 125 атомных подводных лодок). Согласно условиям договоров СНВ-1 и СНВ-2, а также в результате физического и морального старения, из боевого состава ВМФ России выведено 138 атомных подводных лодок. Вместе с тем в боевом составе Северного флота сейчас находятся 67 атомных подводных лодок и два атомных крейсера, а в состав Тихоокеанского флота входят 42 атомные подводные лодки, один атомный крейсер и один атомный корабль связи. На Черноморском и Балтийском флотах атомные подводные лодки не базируются.
Строительство подводных атомных лодок  началось в 50-х годах в связи с раскручиванием холодной войны между СССР и США. Так, 9 августа 1957 года была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка “Ленинский Комсомол”, тогда как США раньше, еще  17 января 1954 г., приняли в состав флота первую атомную подводную лодку.
Первое поколение советских атомных подводных лодок (1955 — 1964)
Это поколение включало следующие классы: “Ноябрь”, “Отель”, “Эхо-1”, “Эхо-2”. Так, АПЛ класса “Отель”, К-19, была первой стратегической атомной подводной лодкой и имела на борту 3 баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Лодки класса “Эхо-1” и “Эхо-2” могли нести на борту 8 крылатых ракет. В 1982 году была выведена из эксплуатации последняя лодка этой серии.
Второе поколение советских атомных подводных лодок (1964 — 1974)
Каждая атомная подводная лодка класса “Янки” могла уже нести 16 баллистических ракет с дальностью стрельбы  — 3000 км. Этот класс лодок был создан за короткое время с необходимостью иметь противовес американским атомным подводным лодкам стратегического назначения типа “Джордж Вашингтон”.  Сегодня эти подводные лодки выводятся из эксплуатации.
Начиная с 1972 года ПО “Севмаш” переходит на выпуск более совершенных стратегических подводных лодок “Дельта-I”, имевших на борту 12 более мощных ракет с дальностью стрельбы 9000 км.

По состоянию на 1995 год на дне океана покоятся шесть атомных подводных лодок: две американские (“Трэшер” и “Скорпион”) и четыре советских (К-8, К-219, К-278 “Комсомолец”, К-27).

 С вводом в боевой состав этого класса подводных лодок, несущих межконтинентальные ракеты, отпала необходимость осуществлять патрулирование у берегов США. Запуск ракет можно было произвести, находясь у побережья Кольского полуострова или из-под льда Арктического полюса. В дальнейшем были созданы в рамках этой серии подводные лодки “Дельта-II, III, IV”, оснащенные 16 межконтинентальными ракетами каждая. Дальность стрельбы ракет позволяла поражать цели на территории США при запуске с пунктов базирования. Необходимость создания лодок этого класса вызвано разработкой США новых систем и средств обнаружения
SOSUS. Всего было построено 17 подводных лодок класса “Чарли” и 48 подводных лодок класса “Виктор-I, ІІ, III”. Большинство этих серий сегодня находятся в боевом составе и поэтапно выводятся из эксплуатации. 
Третье поколение советских/российских атомных подводных лодок (1977 — 1993)
Класс “Тайфун” — самые большие атомные подводные лодки в мире, способные нести 200 ракет с ядерными боеголовками. Идея создания таких мощных атомных подводных лодок заключалась в возможности получения превосходства советских вооруженных сил в случае развертывания ядерной войны. На лодках этого класса используются более совершенные атомные энергетические установки, системы электроники и радиотехнического вооружения, понижена шумность.
Лодки класса “Оскар-I” были оснащены крылатыми ракетами типа “Гранит” для борьбы с авианосными группировками противника. С 1982 года начато строительство подводных лодок класса “Акула”, корпус которых сделан из титановых сплавов, и они относятся к самым современным, имеющим повышенную скрытость за счет увеличения глубины погружения и снижения уровня шумности.
Четвертое поколение российских атомных подводных лодок (начиная с 1993)
Атомная подводная лодка четвертого поколения класса “Северодвинск” была спущена на воду в 1995 году.

Трагедия подводного мира

Следует подчеркнуть, что за всю историю строительства атомных подводных лодок было создано 5 несерийных или экспериментальных кораблей, в том числе неудачная атомная подводная лодка “Комсомолец”. Напомним, что в апреле 1989 года подводная лодка “Комсомолец” затонула у побережья Норвегии. Эта лодка имела возможность применять оружие (торпеды) на глубине 1000 метров и  была в то время  самой глубоководной в мире, установившей рекорд погружения — 1022 м.

В целом, начиная с 1961 года, на советских/российских подводных лодках, без учета катастрофы на “Курске”, погибло больше 500 человек.

Но даже учтенные “Гринписом” 145 аварий и катастроф в советском и российском подводном флоте за последние 30 лет далеко не в полной мере отражают реальное положение дел, считает Владимир Марюха (НИП  “Ядерная безопасность”). А в ряду более поздних подводных аварий — столкновение атомной подводной лодки Северного флота с американской ПЛА “Батон-руж” в феврале 1992 г. Данный инцидент получил широкую известность, будучи изображен в беллетристике под названием “Охота за “Красным февралем” — американская ПЛА в ходе слежения потеряла контакт с советской субмариной и всплыла на перископную глубину прямо над ней. Подводники Северного флота не могли “слышать” противника, оказавшегося в мертвой зоне их акустических станций, и протаранили “охотника”. От катастрофы лодку уберег ее титановый корпус — удар пришелся в район расположения реакторного отсека. Но и после этого столкновения на подводных дорогах спокойнее не стало.
Наиболее серьезные аварии, вызванные пожарами, заканчивались затоплением подводных лодок. В результате аварий ядерных энергетических установок происходил перегрев активной зоны реактора (потеря теплоносителя). Помимо крупных аварий, на АПЛ имели место множество аварийных происшествий и поломок, которые привели к утечке радиоактивности. Большинство АПЛ, потерпевших крупные аварии, базировались на Северном флоте.
Три атомные подводные лодки СССР погибли в результате аварии и одна была затоплена в Карском море по решению ответственных государственных ведомств, ввиду невозможности восстановления и дороговизны утилизации. Все атомные подводные лодки принадлежали Северному флоту. Несмотря на некоторые различия, картина катастроф атомных подводных лодок проходила как бы по одному и тому же “сценарию”.
Основные причины аварий на российских подводных лодках:
1. Пожар на глубине при возвращении атомной подводной лодки с боевой службы.
2. Всплытие лодки на поверхность, борьба за живучесть в подводном и надводном положении, при этом, как правило, АПЛ остается без хода и связи.
3. Поступление забортной воды внутрь прочного корпуса.
4. Потеря центральным постом управления в связи с борьбой за живучесть АПЛ.
5. Потеря подводной лодкой плавучести и продольной устойчивости.
6. Опрокидывание, затопление, гибель.
На Северном флоте также имели место аварии ядерных энергетических установок, приведшие к серьезным последствиям, связанные с гибелью или облучением личного состава. Таким образом, поддерживать атомный подводный флот в боевой готовности и исправном состоянии, при нынешнем экономическом положении, даже сверхдержаве становится все труднее.


 


































































Немає коментарів: