середу, червня 30, 2010

Интриги подводных столкновений

Неопознанный объект взорвал атомную подлодку

Гибель атомной подводной лодки К-219 ВМФ СССР в Саргассовом море, в печально известном Бермудском треугольнике, произошедшая более 20 лет назад, 6 октября 1986 года, стала одной из самых тяжелых потерь для российского военного флота.
По словам председателя Петербургского клуба подводников, капитана первого ранга Игоря Курдина, это был первый случай, когда СССР официально сообщил о катастрофе на борту боевого корабля.
"Однако меня до сих пор поражает то, как отнеслись к катастрофе на родине. Например, на командира лодки Игоря Британова и механика Игоря Красильникова было заведено уголовное дело. А о наградах вообще речи не было. И все потому, что, по мнению главного штаба, обошлось слишком "малыми" жертвами", - отметил Курдин, слова которого цитирует "Интерфакс".
После катастрофы экипаж и тела трех погибших моряков были доставлены на Кубу. Возбужденное по этому факту уголовное дело тихонько прикрыли в связи с амнистией, а экипаж расформировали.
Причиной аварии стал взрыв в ракетной шахте, однако обстоятельства этого инцидента до настоящего времени вызывают недоумение и споры у специалистов.
Авария началась с "раздавленной" ракеты, протечек ракетного топлива в отсек. В результате экспериментальных проверок, моделирования ситуации и тщательного анализа доказано, что это произошло не по вине экипажа. Значит, причины либо чисто технические, либо это воздействие внешних факторов.
Почему ракету раздавило? Как попала вода в корпус ракетной шахты? В официальных отчетах есть снимки, которые подтверждают, что по корпусу К-219 проходила глубокая борозда. Именно она нарушила герметичность шахты. Именно она позволила забортной воде раздавить ракету. Вопрос в том, кто таранил лодку? То, что таким "внешним фактором" была иностранная субмарина - всего лишь предположение.
Как всегда, существуют две версии произошедшего: официальная и неофициальная. Согласно неофициальной версии, о которой еще несколько лет назад в столице североморцев-подводников, Северодвинске, рассказал корреспонденту "Правды.Ру" капитан первого ранга Николай Алексеевич Тушин (ныне, к сожалению, покойный), к аварии атомохода имел непосредственное отношение неопознанный подводный объект.
Он говорил, что опытные моряки вполне серьезно относятся к разговорам о подводных "неопознанных объектах". По словам Тушина, он сам, как и многие командиры-подводники, видел в океане светящиеся шары и цилиндры. Почти у каждого подводника такая “заветная” история есть. Но как-то не принято особенно распространяться на эти темы... Мало ли что в автономке пригрезится? Тем более, что “на приборы” мало кто фиксировал такие встречи с “НЛО”… Капитан Тушин был уверен, что К-219 утопила такая же загадочная сила, но в те времена об этом было не принято говорить вслух, поэтому "аномальная" версия была озвучена только спустя годы после катастрофы.
Много загадочного остается в трагической гибели "Курска". Как известно, расследовались все версии причины гибели АПЛ, в том числе одной из главных -- возможность "столкновения нашей подлодки с неопознанным подводным объектом". Об этом сообщал в свое время пресс-секретарь президента Алексей Громов. Вместе с тем, "объективных данных, подтвержадющих эту версию, несмотря на большой объем проделанной работы, ...не получено".
Как и ответа на вопрос: "Почему погиб "Курск"?", полностью бы удовлетворившего всех специалистов, тоже нет.

Судьбу "Курска" едва не повторила АПЛ "Самара"

Незадолго до Нового, 2003 года на родную базу на Камчатку возвратился из автономного плавания атомоход "Самара". Лодка -  одна из лучших в ВМФ России, но вернулась раньше, чем было запланировано, и с серьезными повреждениями... Трагедии удалось избежать, но в легком корпусе лодки по правому борту в носовой части появились две пробоины в области выгородки гидроакустической станции (ГАС) и несколько трещин.
Одной из версий причин появления пробоин была такая: столкновение с чужеземной субмариной. В годы "холодной войны" наши и вражеские подлодки устраивали игры в кошки-мышки, осуществляли опасное маневрирование вблизи друг друга, и,  вблизи "Самары" в ходе плавания были замечены подводные суда других стран. Но непосредственный контакт с ними однозначно исключался. Откуда же взялись пробоины?
В океане плавает много всякогомусора - от простых бревен и буев до контейнеров и перевернувшихся судов, не ушедших на дно и дрейфующих в полузатопленном состоянии. Может подводный атамоход корабль столкнулся с одним из таких объектов?
Однако в случае с "Самарой" опытные подводники решительно отвергли и эту версию: лодки при выполнении спецзадач на поверхности практически не появляются, так что о каких-то бревнах говорить просто смешно.
Однако председатель Камчатской ассоциации военнослужащих запаса, капитан 1 ранга Александр Ефимович Ерохомович, не видит в пробоине ничего удивительного. Столкнуться подводная лодка может с чем угодно: с пирсом, другим кораблем, каменным дном, плавающим объектом. Ветеран вспомнил несколько любопытных случаев, произошедших на Камчатке и связанных с повреждениями подводных лодок.
В 1980-х годах подводный ракетоносец пришел с моря и был поставлен на ремонт, так как в походе зацепил дно. В доке обнаружилась внушительная пробоина в выгородке гидроакустической станции, откуда торчал... огромный валун! Он весил примерно 30 тонн! И ничего - подводный крейсер ходил нормально, на боевых качествах это никак не отразилось, и даже ГАС работала без сбоев и обнаруживала цели. Правда, командир получил хороший нагоняй.
Все подводники-тихоокеанцы знают, что такое банка Каспер-Юста. В 1970-80-х годах на Камчатке служил командиром атомохода офицер Дмитрий Каспер-Юст. В начале 1980-х его подводный ракетоносец в Тихом океане налетел на коралловый риф. Удар был такой силы, что отдыхавшие члены экипажа попадали с коек. Домой ракетоносец пришел с сильно поврежденным легким корпусом. Факт этот лишний раз подтвердил уникальную живучесть подлодок (в отличие от надводных кораблей) - благодаря их двойному корпусу.
Ерохомович вспоминает, что в годы "холодной войны" вероятный противник применял одну каверзную вещь. С судна сбрасывали за борт большие мешки из крепкого полиэтилена, заполненные водой. Несколько штук таких "презервативов" судно буксировало за собой, предполагая (или зная), что на хвосте может висеть советская субмарина. И если лодка врезалась в такой мешок, то она получала повреждения.
Но в случае с "Самарой" произошло нечто невероятное, мистическое. Приборы не показывали вблизи никаких подводных или надводных объектов. И вдруг члены экипажа, находящиеся в 1 и 2 отсеках услышали хлопок, который зафиксировали и гидроакустики. Об этом было доложено на центральный пост. Ракетоносец продолжал идти без сбоев. Вахты отсеков проверили приборы, оборудование. Все оказалось в норме. Гидроакустики и локаторщики опять же подтвердили, что лодка идет в океане одна, рядом никого нет. И можно только строить предположения относительно того, что послужило причиной пробоины у лодки, шедшей в подводном положении с достаточным запасом глубины под килем. На что она могла наткнуться -- на гигантского кальмара или кита?
Источник     http://www.tainoe.ru

Немає коментарів: