Современные неатомные подводные лодки (НАПЛ) качественно отличаются от дизель-электрических субмарин предыдущего поколения. Достаточно обратиться к НАПЛ семейства «Лада»/«Амур», чтобы убедиться в этом. Так, по свидетельству начальника - генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Спасского, на головной лодке проекта 677 «Лада» - «Санкт-Петербург» - внедрено более 130 новых технических решений, систем оружия и вооружения. Вся электроника опирается на единую элементную базу. Управление кораблем и его оружием сведено в автоматическую систему. Оно осуществляется с операторских пультов, сосредоточенных в главном командном пункте. Навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему и обеспечивает безопасность кораблевождения и выработку данных о месте нахождения и параметрах движения подводной лодки с необходимой для использования оружия точностью. На оптронной мачте субмарины есть телевизионный и тепловизионный каналы, а также лазерный дальномер, что позволяет вести наблюдение в любое время суток
. Мачта оснащена антеннами обнаружения радиотехнических сигналов и приема сигналов спутниковых навигационных систем GPS и GLONASS. У командирского перископа -визуальный и телевизионный каналы. Средства радиосвязи гарантируют надежную двустороннюю связь с береговыми командными пунктами, кораблями, судами и самолетами при нахождении лодки в надводном и перископном положениях. Для приема сообщений при нахождении на глубине до 100 м имеется выпускная буксируемая радиоантенна. В гидроакустический комплекс входят высокочувствительные шумопеленгаторные антенны: носовая и две бортовые. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности. Обводы ее тщательно оптимизированы в гидродинамическом отношении. Кроме стационарных, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе крестообразного кормового оперения. Носовые рули - на ограждении выдвижных устройств, что исключает их негативное влияние на работу носовых шумопеленгаторных антенн. У лодок типа «Лада»/«Амур» шумность в два раза меньше, чем у знаменитых субмарин проекта 877/636 (Kilo - по классификации НАТО), которые за низкую шумность за рубежом окрестили «черными дырами» в океане. На «ладах» используются корабельные механизмы с низкой виброактивностью, внедрены также другие новейшие средства акустической защиты.
Качественно новый уровень НАПЛ «Лада»/«Амур» потребовал серьезной реорганизации производства. На «Адмиралтейских верфях», где строятся «лады» и «амуры», освоены новые виды производств и технологических процессов. На предприятии оборудован участок по выпуску непроникающих выдвижных и подъемно-мачтовых устройств, разработана и внедрена технология монтажа высокочувствительной шумопеленгаторной антенны гидроакустического комплекса «Лира», а также нанесения противогидро-локационного покрытия нового поколения «Молния» и лакокрасочного повышенной стойкости типа «ВИКОР». Как заявил генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров, сейчас в связи с развертыванием серийного строительства лодок нового поколения рассматривается вопрос о сооружении нового цеха с автоматической линией для сборки элементов корпусов субмарин.
Под прицелом - берег
Главное отличие НАПЛ нового поколения от предшественниц состоит в радикальном расширении их боевых возможностей. Прежде всего речь идет о способности наносить удары по береговым целям. И, скорее всего, в ближайшем будущем именно задачи уничтожения наземных объектов станут приоритетными для неатомных субмарин.Это объясняется рядом причин. Прежде всего тем, что в некоторых странах активно проповедуется теория литоральной войны, которая предусматривает ведение активных боевых действий на море и с моря против тех государств, чья политика не совпадает с интересами западного мира. И дело, как известно, не ограничивается теорией. Достаточно вспомнить кампанию коалиционных сил против Ирака весной 2003 года. Тогда для атаки на Ирак США задействовали 167 боевых кораблей своих ВМС и береговой охраны, а также привлекли более 130 судов командования морских перевозок. В операции участвовали также ВМС Великобритании, Австралии и Кувейта. В первый же день войны 15 кораблей и подводных лодок ВМС США и Великобритании обрушили на Ирак более 50 крылатых ракет (КР) «Томагавк». 21 марта, когда началась массированная воздушная операция под названием «Шок и трепет», удары ракетами наносили 30 кораблей и субмарин из акваторий Персидского залива и Красного моря. За сутки ими было выпущено 320 КР «Томагавк». В тот же день налеты на Багдад, Киркук, Мосул и Тикрит совершили самолеты с шести авианосцев, развернутых в Средиземном и Аравийском морях. В результате управление иракскими вооруженными силами оказалось нарушенным. До 14 апреля 2003 года, то есть ко времени завершения активной фазы операции, ВМС США в общей сложности израсходовали около 800 крылатых ракет «Томагавк», а также более 5000 бомб и ракет самолетов палубной авиации и авиации морской пехоты.
Можно ли каким-либо образом предотвращать подобные агрессивные действия? На первый взгляд, редкое государство способно противодействовать ударам мощнейших армад. Однако средство есть - это неатомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами для атаки береговых целей. Дело в том, что большинство стран, чье военное руководство проповедует литоральную стратегию, сами являются приморскими и чрезвычайно уязвимы от ударов с моря. И осуществить эти удары могут только субмарины.
В конце 60-х годов прошлого века ввиду невысокой точности тогдашних баллистических ракет, запускаемых со стратегических атомных подводных лодок, ВМС США поставили перед ними задачу уничтожения так называемых «мягких целей» - городов. ПЛАРБ даже стали называть «убийцами городов». Старую американскую концепцию, несколько модернизировав, нетрудно приспособить для нужд сегодняшнего дня. Современным неатомным ПЛ с крылатыми ракетами, развернутым, скажем, у берегов тех же Соединенных Штатов, вполне по силам нанести весьма ощутимый ущерб приморским городам, их промышленной и энергетической инфраструктуре. Само присутствие таких НАПЛ у берегов США будет оказывать сильное отрезвляющее и профилактическое действие, то есть приведет к сдерживанию агрессивных намерений, свойственных ряду нынешних американских властных структур. ВМС США будут вынуждены больше внимания уделять развитию средств обороны, чем нападения.
В составе флотов Индии и Китая уже имеются НАПЛ семейства 877/636, оснащенные комплексом Club-S, в номенклатуру которого входят как противокорабельные крылатые ракеты ЗМ-54Э, так и ракеты ЗМ-14Э, предназначенные для поражения наземных целей. Ракета ЗМ-14Э, выстреливаемая из торпедного аппарата, имеет дальность стрельбы до 300 км и боевую часть массой около 450 кг. Ее бортовая система управления обеспечивает скрытность полета над сушей за счет строгого выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности. Высокая точность наведения гарантируется не только спутниковой навигационной системой, но и программой, заложенной в память ракеты.
В перспективе НАПЛ могут получить и малогабаритные баллистические ракеты. При их создании за прототип, очевидно, следует взять оперативно-тактические ракетные комплексы сухопутных войск «Ока» или «Искандер» с дальностью стрельбы от 280 до 400 км. Стартующие из подводного положения из вертикальных пусковых установок, они будут способны с «пистолетной» дистанции пробивать любую систему ПРО. Высокие качества российского «Искандера» подтвердил недавно бывший глава израильского агентства по противоракетной обороне Узи Рубин, возглавлявший работы по созданию израильского противоракетного комплекса Arrow, считающегося одним из самых совершенных на сегодняшний день. По его словам, в ракету «Искандера» заложены характеристики, которые позволяют ей избежать противодействия средств ПРО. Как отмечает господин Рубин, среди противоракетных мер, которые предусмотрели российские конструкторы, - активное маневрирование после старта и при подлете к цели, низкая траектория, малая за-метность для радаров, достигнутая за счет использования соответствующих материалов. Морской вариант «Искандера», особенно при залповой стрельбе, не оставит никаких шансов контрмерам по предотвращению удара.
Универсальное оружие
Современные НАПЛ - лучшие исполнители традиционных для подводных лодок задач, в том числе атак надводных кораблей противника. Это подтверждается результатами учений отечественного и зарубежных флотов. Для ВМС США, например, бичом стали дизель-электрические субмарины Королевских военно-морских сил Нидерландов типа Walrus, которые на маневрах НАТО обычно выполняют роль противной стороны. Они успешно преодолевают многочисленные противолодочные кордоны и атакуют главные цели - американские атомные авианосцы. Конечно, значительная доля успеха объясняется высокой выучкой голландских моряков, но и то, что управляемые ими субмарины обладают высокой скрытностью, тоже не стоит сбрасывать со счетов.Обратимся к отечественному опыту. На учениях, проводившихся в июне 2003 года в Балтийском море, ДЭПЛ проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Противолодочные силы, а они были немалые, очень не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с борта крейсера «Маршал Устинов» наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский, но сорвать атаку так и не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по лодке торпеды и обрушил не нее реактивные бомбы, та уже сделала свое дело.
Гроза американских авианосцев на учениях НАТО - голландская подводная лодка типа Walrus
Приведем более свежий пример. В апреле этого года во время учений Тихоокеанского флота для поиска подводной лодки «противника» пришлось задействовать 10 кораблей, вертолетов и самолетов. Наконец, большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» обнаружил субмарину и атаковал ее торпедами. Но командир БПК не был уверен в успехе. Вот почему он применил для верности еще и противолодочный ракетный комплекс. И только тогда цель сочли уничтоженной. Но следует учитывать следующие обстоятельства: во-первых, заранее было известно, что ПЛ находилась в районе, где проводились учения, во-вторых, сама акватория, где шел поиск подводного противника, была довольно ограниченной. В реальных боевых условиях все могло сложиться не столь удачно для надводных кораблей.Не снимается с подводных лодок и задача нарушения морских коммуникаций. Как известно, в отношениях между КНР и Тайванем существует постоянная напряженность. В Тайбэе отказываются признавать остров составной частью Китая. Обе стороны время от времени бряцают оружием и грозятся применить силу. Так, недавно министр обороны Тайваня Ли Джу заявил, что для удушения экономики континентального Китая достаточно развернуть в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях до 10 дизель-электрических субмарин, которые заблокируют транспортировку нефти в порты КНР. По подсчетам тайваньских военных, в настоящее время Китай обладает 30-суточным запасом углеводородного топлива и поэтому чрезвычайно зависим от морских перевозок.
Однако на сегодняшний день Тайвань не имеет десяти требуемых субмарин. Современных лодок в составе его флота всего две. Это ПЛ типа Hai Lung голландской постройки конца 80-х годов. В начале своего первого президентского срока Джордж Буш обещал Тайбэю поставить 8 НАПЛ. Но до сих пор это обещание не выполнено. Западноевропейские страны, опасаясь испортить отношения с Пекином, не желают строить по американскому заказу подводные лодки для Тайваня. В самих же США строительство НАПЛ давно не ведется и соответствующая промышленная инфраструктура утрачена. Ее еще требуется воссоздавать. Вот почему у американских корпораций родился оригинальный план. Они через администрацию США предложили Тайбэю построить на своих верфях требуемые подлодки за 12,49 млрд долларов, то есть более чем за 1,56 млрд за единицу. Известно, что таких денег стоят атомоходы, но не ДЭПЛ, пусть даже самые продвинутые. Налицо попытка за чужие деньги восстановить отрасль неатомного подводного кораблестроения. Тайваньский парламент раскусил этот ход и пока не дает «добро» на выделение средств, хотя американцы и несколько сбросили цену.
Тем временем подводный флот КНР бурно развивается. Помимо закупок субмарин в России, Китай начал строительство неатомных подводных лодок нового поколения, получивших на Западе название Yuan (некоторые зарубежные источники причисляют их к типу 041). Сам факт появления первой такой НАПЛ вызвал немало шума в Вашингтоне летом прошлого года. Весть о новой китайской лодке прежде всего взбудоражила тем, что американская разведка, оказывается, не располагала никакими данными о ее строительстве вплоть до спуска головной Yuan на воду, то есть разведывательное сообщество США в очередной раз сработало не лучшим образом.
По мнению американских экспертов, новая китайская субмарина стала «техническим сюрпризом», самым лучшим образом предназначенным «для сокрушения авианосцев». Впрочем, довольно скоро детали «технического сюрприза» прояснились. Китайцы, как известно, - великолепные копиисты. Их новая лодка по архитектуре и, очевидно, по конструкции весьма похожа на российские субмарины. Ничего удивительного в этом нет. Основу подводного флота КНР всегда составляли подводные лодки советского и российского производства. Естественно, при создании Yuan за прототип были взяты российские образцы. Аналитики журнала KANWA Defense Review, специализирующегося на освещении военных проблем в Азиатском регионе, даже присвоили Yuan свое название -Chinese Kilo-Amur. И действительно, эта субмарина обводами корпуса напоминает российские лодки. Однако вооружение и оснащение ПЛ типа 041 - преимущественно китайские, хотя зачастую и лицензионного происхождения. Так, на них установлены дизели 16V396 SE84 фирмы MTU, производство которых налажено в КНР.
Однако те же эксперты KANWA Defense Review считают, что наряду со строительством лодок типа Yuan на верфях КНР ВМС Народно-освободительной армии Китая по-прежнему заинтересованы в приобретении российских лодок, поскольку они по своим характеристикам и боевым возможностям превосходят тип 041, да и обходятся дешевле. По прогнозу журнала, в ближайшее десятилетие ВМС КНР будут иметь 30-40 современных НАПЛ, вооруженных крылатыми ракетами российского и китайского производства, предназначенными для ударов по надводным кораблям и береговым целям.
На пороге бума
Интерес к НАПЛ с каждым годом постоянно растет. Руководство флотов разных стран все отчетливо осознает, что неатомные подводные лодки - универсальное и могущественное средство ведения современной войны на море. Кроме вышеназванных задач, они с успехом могут выполнять противолодочные и диверсионные операции, ставить мины и бороться с ними, вести разведку, быть важным элементом информационной войны и носителями дистанционно управляемых подводных аппаратов, высаживать передовые отряды морской пехоты. Вот почему подводные лодки стали появляться в составе тех флотов, где прежде их не было. Так, субмаринами обзавелись ВМС Сингапура и Малайзии. Присматривается к ним Таиланд. Не говоря уже о том, что сейчас проходит бурный процесс переоснащения субмаринами нового поколения флотов, где они и раньше имелись.Государства - строители и поставщики НАПЛ ожидают бума на заказы новых подводных лодок. «Адмиралтейские верфи», например, в ближайшие годы рассчитывают экспортировать двенадцать подводных лодок типа «Амур». Готовы к выполнению зарубежных контрактов «Севмашпредприятие» в Северодвинске и Амурский судостроительный завод. Фирмы, входящие в концерн ThyssenKrupp Marine Systems, и французская DCN тоже планируют увеличить объем продаж.
Эту тенденцию внимательно отслеживают в США. И реакция командования ВМС Соединенных Штатов оказалась достаточно нервозной. Штаб американских ВМС спешно разработал новую концепцию противолодочной обороны. Ею, в частности, предусматривается, что ПЛ противника будут уничтожаться сразу после обнаружения, то есть без должной классификации подводной цели. Это, по мнению творцов концепции, позволит предотвратить наступательные операции противника «там и тогда, когда мы захотим». Однако такая концепция может в случае малейшей ошибки обернуться потерей собственных ПЛ или субмарин союзников. И мало еще «захотеть». Нужно еще знать, где находится это самое «там», и только «тогда» обнаружить и успешно атаковать подводную лодку.
Старт крылатой ракеты с китайской подводной лодки |
http://www.soldiering.ru/navy/submarine/NAPL_submarine.php
Немає коментарів:
Дописати коментар