Адмирал флота Владимир Чернавин: «Булаву» все-таки заставят летать
Разработка новой баллистической ракеты морского базирования идёт наперекосяк, но что-то менять уже поздно
16 июля электронный справочник минобороны РФ «Оружие России» со ссылкой на источник в главном штабе ВМФ сообщил о том, что испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) морского базирования «Булава» планируется возобновить в августе. По данным справочника, комиссия по расследованию причин последнего неудачного пуска «Булавы» завершила расследование и рекомендовала продолжить испытания ракеты.Очередной испытательный пуск «Булавы» запланирован на середину августа из акватории Белого моря с борта АПЛ «Дмитрий Донской». До конца года планируется провести три испытательных пуска «Булавы», из которых один - с борта нового ракетного крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий».
Как известно, «Булава» разрабатывается несколько лет. Проведено 12 испытательных пусков, из которых только 5 признаны удачными. В последнем, 12 испытательном пуске «Булавы» 9 декабря 2009 года с борта атомной подводной лодки «Дмитрий Донской», первые две ступени отработали в штатном режиме, однако на этапе работы третьей ступени произошел технический сбой. Тем не менее, как сообщают из главного штаба ВМФ, «альтернативы оснащению новых ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» ракетой «Булава» нет. Ее принятие на вооружение несколько задерживается, но в любом случае испытания будут успешно завершены и ракета будет принята на вооружение. Никаких непреодолимых препятствий этому нет».
Наш корреспондент встретился с Героем Советского Союза, бывшим главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Владимиром Чернавиным и попросил проанализировать перспективы новой ракеты.
«СП»: - Зачем нужно было разрабатывать «Булаву», когда у нас есть прекрасные советские ракеты типа «Синева»?
- «Синева» великолепная ракета, но она житкостная. А это очень опасный «груз» для экипажей атомных подводных лодок. Применяемые в ней жидкости настолько агрессивны, что прожигают металл. К тому же они чрезвычайно ядовиты.
В советское время на атомных подводных лодках 941 проекта устанавливались твердотопливные ракеты. Но тогда по технологическим причинам мы могли их изготавливать только в очень больших габаритах. АПЛ 941 проекта имела 20 ракет по 90 тонн весом. И каждая несла по 10 ядерных зарядов с индивидуальным самонаведением и большой точностью поражения. То есть, одна АПЛ могла уничтожить до 200 значимых целей, можно сказать, городов. Все эти ракеты делал крупнейший конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей и его фирма в Миасе. Еще когда я был главкомом ВМФ СССР, мы начали разрабатывать ракету, подобную «Булаве», взамен наших тяжелых ракет на лодках 941 проекта.
«СП»: - Не успели?
- К сожалению, после смерти Челомея, нарушилась преемственность. Возглавил фирму один из помощников Челомея. Мы давали ему большие средства на совершенствование этой тяжелой ракеты — уменьшение габаритов, повышение точности. С развалом СССР эти работы приостановились. А когда руководство страны решило их возобновить, за основу взяли не морскую ракету, а сухопутную «Тополь М». Соответственно, сменили конструкторское бюро. Задумка была соблазнительной — сделать одну универсальную ракету и для сухопутчиков, и для моряков. Это значительно удешевило бы производство.
«СП»: - И в чем же камень преткновения?
- Не учили того, что фирма, которая делала «Тополя», о морских ракетах никакого представления не имела. Помню курьезный случай. Когда специалисты «Тополей» узнали, что лодочная ракета должна запускаться во время движения АПЛ, они за голову схватились. Ведь «Тополь» стреляет с неподвижной платформы. Всё нужно было кардинально менять в расчетах. Сухопутное КБ встретилось с проблемами, которые Челомей уже решил, а тут предстояло изобретать велосипед. Другая, мягко говоря, ошибка была допущена при удешевлении самого хода разработки ракеты. У Челомея было отлажено так. После создания образца начинались так называемые бросковые испытания. Для этого на Черном море у нас была специально переоборудована старая дизельная подводная лодка. В неё вставили ракетную шахту. Из неё выбрасывалась ракета, в которой включалась аппаратура. Таких испытаний нужно было не менее двух. Только после этого переходили к другим испытаниям, которых было множество. «Рыночное сознание» в новых российских условиях подсказало руководителям проекта идею экономии на испытаниях. Никаких предварительных испытаний, а сразу ставить «Булаву» на подводную лодку и все мероприятия проводить одним махом, пропустив некоторые испытательные этапы. Теперь мы все видим, в какую «копеечку» для государства стало это «удешевление». Испытаниям конца не видно, а «Булава» не летит.
«СП»: - И никаких перспектив?
- Я думаю, уже просто отступать некогда. Хотим мы этого или не хотим, но доводить до ума «Булаву» придется.
«СП»: - А если разработчики не в состоянии?
- Думаю, уже в состоянии. Столько набили шишек, что в основном набрались опыта и доведут до конца, но это опять-таки будет стоить немалых денег. Но теперь уже меньше, чем если бы мы сегодня запустили разработку ракеты с нуля. Конечно, в принципе морскую ракету не нужно было давать этим людям строить. Теперь приходится выкручиваться. И сорить средствами. Но, уверен, «Булаву» все-таки заставят летать.
Из досье «СП»:
Немає коментарів:
Дописати коментар