Рабочие и служащие поселка в Приморье выступили против утилизации аварийного атомохода, на котором произошла ядерная авария
В своём обращении жители посёлка Дунай и часть сотрудников 30-го судоремонтного завода требуют провести обследование радиационной обстановки и экологическую экспертизу на аварийной подлодке прежде, чем её доставят на утилизацию в посёлок.В городе Большой Камень на заводе «Звезда», где проходит утилизацию основная масса выведенных из боевого состава Тихоокеанского флота АПЛ, на днях состоялся брифинг. Поводом для встречи с журналистами стало обращение работников судоремонтного завода посёлка Дунай. Они выразили протест постановке на этот завод для утилизации аварийной подводной лодки (АПЛ №175).
Именно на ней в посёлке Дунай в августе 1985 года во время загрузки ядерного топлива произошёл тепловой взрыв с выбросом радиации.
Дело в том, что тендер на разделку аварийного атомохода выиграл завод «Звезда», что в городе Большой Камень. Однако руководители предприятия решили передать опасную в радиационном отношении АПЛ для утилизации на 30-й военный судоремзавод в бухте Чажма, ссылаясь на чрезмерную загрузку мощностей «Звезды».
Возмущение жителей десятитысячного поселка Дунай, где находится судоремзавод №30, вылилось в протесты и обращения. Но начальство это не смущает.
– Утилизация аварийной АПЛ 175 – одна из важных задач этого года, поставленная правительством страны, – говорит генеральный директор ОАО «ДВЗ «Звезда» Андрей Рассомахин.
Планируется, что утилизацию АПЛ будут выполнять на ФГУП «30-й СРЗ» не только специалисты завода «Звезда», но и рабочие завода. Это связано с большой загрузкой доковых мощностей «Звезды» и, что важнее, с тем, что от бухты Павловского, где сейчас находится лодка, до бухты Чажма, где расположен ФГУП «30 СРЗ», расстояние всего 15- 20 миль. Кроме того, это самый оптимальный вариант для дальнейшей транспортировки останков лодки (в виде трёхотсечного блока) на хранилище «ДальРао», находящиеся в бухте Разбойник. Операция продумана до мелочей и получила обозначение «короткое плечо».
- Эта гадость (аварийная АПЛ – Д.Л.) приходит в негодность уже 25 лет, но до сих пор представляет серьезную опасность для здоровья тысяч местных жителей, и об этом люди прекрасно знают, - говорит председатель профсоюзного комитета 30 судоремзавода Александр Ильенков. – Поэтому ее надо как можно быстрее утилизировать. Сейчас аварийная подлодка находится на базе хранения ядерных АПЛ в бухте Павловского. Ее на плаву поддерживают понтоны. До нашего завода здесь недалеко - всего 15 – 200 миль. Сейчас готовятся доки под прием атомохода. Люди возмущаются, а начальство гнет свою линию.
-Надо найти компромисс, - продолжает профсоюзный лидер. - Чтобы обезопасить людей, мы предлагаем предварительно провести тщательную экспертизу состояния аварийной подлодки, чтобы на основе ее выработать комплекс защиты от радиационной опасности. Для этого есть технические средства и у Тихоокеанского флота, и у завода. Кроме того, следует проводить на протяжении всего периода разделки постоянный мониторинг. Все свои предложения мы изложили в заявлении и в Приморскую краевую природоохранную прокуратуру.
А в поселке Дунай в безопасность предстоящей утилизации не верят. Хотя бы потому, что есть много неясностей и смертельные цифры.
Выдержка из письма инициативной группы коллектива ФГУП «30 СРЗ»:
«На ФГУП «30 СРЗ» отсутствует проект утилизации АПЛ зав. №175. Не известны результаты государственной экологической экспертизы проекта и оценка воздействия на окружающую среду, отсутствует план организационно-технических мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в процессе утилизации. (...) До сих пор отсутствует расчет плавучести и остойчивости сформированного 3-х отсечного блока. Не ясен способ выводки блока из блока и транспортировка его в береговой пункт изоляции. (...) ФГУП «30 СРЗ» не имеет лицензии на использование ядерных материалов в оборонных целях, (...) не в состоянии обеспечить экологическую защиту ядерного объекта и ядерных материалов».
В настоящее время ведется сбор подписей против постановки подводной лодки в плавучий док. Под обращением подписались уже 2000 человек. Митинг протеста планируется провести 12 июля 2010 года в 17 часов 30 минут.
Как это было
Авария на атомной подлодке произошла за год до Чернобыля - 10 августа 1985 года. В тот день у причала 30-го военного судоремонтного завода при проведении плановой перезагрузки активной зоны ядерного реактора подводной лодки К-431 вспыхнул пожар. Он начался в субботу днем и всех застал врасплох.
По воспоминаниям начальника службы ядерной и радиационной безопасности 30-го завода Николая Рубцова, обстановка более менее нормализовалась лишь на третьи сутки. С огнем боролись аварийные команды с шести стоявших рядом атомных подводных лодок, тушили пламя с причала. Воды вылили столько, что вместе с аварийным реакторным залили и смежные отсеки. К-431 начала тонуть. Это было чревато тем, что акватория бухты Чажма подвергнется радиоактивному заражению.
Лодку посадили носовой частью на мель и, поддерживая корму плавкраном, продолжили борьбу с огнем.
В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни пожарных, заводчан и 1,5 тысячи солдат. Они собирали высокоактивные осколки в окрестностях. Не сумев полностью дезактивировать лодку, ее взорвавшийся реактор залили бетоном и отбуксировали на долговременное хранение к так называемому «нулевому пирсу» на другой стороне залива Стрелок в бухте Павловского.
Атомная субмарина К-431 - одна из серийных подводных лодок проекта 675. Она имела 8 пусковых установок крылатых ракет и два реактора на тепловых нейтронах типа ВМ-А мощностью по 72 МВт. Экипажу после заводского ремонта предстояло в море отработать полный курс боевой подготовки. Для этого следовало заменить отработанное ядерное топливо. И тут оказалось, что крышка реактора легла негерметично.
Впоследствии установили, что под уплотнитель попал кусочек электрода. Снова надо было поднимать крышку, чтобы устранить помеху. Но из-за волнения моря зацепили компенсирующую решетку реактора. Она приподнялась, началась самопроизвольная цепная реакция. Многотонную крышку реактора сорвало и отбросило на несколько сот метров. Десять офицеров и мичманов, находившихся рядом, просто исчезли. Фрагменты их тел потом две недели собирали по акватории бухты.
По оценкам госкомиссии, в результате ядерного взрыва на К-431 в атмосферу было выброшено около 5 миллионов кюри. Это в десять раз меньше, чем во время чернобыльской катастрофы. Последствия взрыва на атомоходе оказались не столь масштабными потому, что на лодке стояла новая активная зона и «долгоживущих» продуктов деления она не успела накопить. Радиационный выброс состоял прежде всего из продуктов горения и композиционных материалов. 10-тысячному населению поселка Дунай, который расположен неподалеку от завода, повезло. Радиоактивное облако прошло над территорией завода и уткнулось в крутой склон густо заросшей зеленью сопки. В этой природной ловушке оно и осело под начавшимся сильным дождем.
Взрыв на К-431 (прежний тактический номер К-31) считается самой тяжелой ядерной аварией нашего флота. К счастью, в выбросе из реактора атомохода преобладали короткоживущие радионуклиды, а активность радиойода, нанесшего через 9 месяцев основное поражение населению Чернобыля и работавшим на АЭС спасателям, оказалась ничтожно мала. В итоге переоблучению подверглись лишь военнослужащие береговой технической базы, боровшиеся с пожаром.
Впрочем, полной правды о последствиях трагедии в Чажме и сегодня не знает никто. По официальной версии, от облучения в Чажме в тот роковой день пострадали более 300 человек. Сколько от этого впоследствии умерли - никто не считал. Но только на заводе от полученных тогда громадных доз умерли за минувшие годы больше трех десятков специалистов
http://svpressa.ru/society/article/27530/.
Немає коментарів:
Дописати коментар