До капитана Немо
Первые описания аппаратов для прогулки по дну морскому — что-то вроде перевернутого колокола (на этом принципе основаны и конструкции современных кессонов) — встречаются уже у авторов античности: Аристотеля, Геродота, Плиния Старшего. XIII веком датировано любопытное анонимное сочинение, в котором описано подводное путешествие великого полководца Александра Македонского в большом "стеклянном стакане". И позже, на всем протяжении человеческой истории, мечта о подводных кораблях не покидала светлые головы: в средние века о субмаринах грезил английский богослов и философ Роджер Бэкон, в эпоху Возрождения их проектировал Леонардо да Винчи, а с наступлением Нового времени о них писал соотечественник и однофамилец Бэкона, Фрэнсис.
Однако до середины XIX века никому из провидцев не приходило в голову, что подводные лодки можно использовать с какими-то иными целями кроме научных. Фантастические субмарины строили исключительно ученые, и предназначались эти хитроумные аппараты прежде всего для исследования тайн мирового океана.
Впервые о военном применении субмарин заговорил писатель-фантаст, француз Жюль Верн, "конструктор" самой знаменитой подлодки в истории литературы. Несколько поколений зачитывались историей о "Наутилусе" — плавучем доме и одновременно лаборатории капитана Немо. И отмечали про себя, что загадочный капитан не только исследует тайны океана, но и не упускает случая потопить проходящий мимо британский фрегат, используя как таран сверхпрочный заостренный нос своего корабля. Читавшим романы "20 000 лье под водой" и "Таинственный остров" причина англофобии капитана "Наутилуса" известна: в прошлом, когда Немо был мятежным индийским принцем, англичане отняли у него свободу, родину и семью.
Так выглядела легендарная "черепаха" - первая боевая подлодка. Бой в ней можно было вести не более получаса. |
Если не считать упомянутого эпизода с Александром Македонским (более чем сомнительного), все историки военной техники сходятся на том, что первая субмарина была построена в 1620 году в Англии голландским изобретателем Корнелиусом ван Дреббелом. Его аппарат представлял собой просторную деревянную "бочку", обитую водонепроницаемой кожей и снабженную веслами и выходящими на поверхность трубочками для поступления воздуха, которые позволяли находиться под водой в течение нескольких часов.
Создатель первой субмарины тоже не задумывался о ее возможном военном применении, а просто катал в своей "бочке" отдельных отчаянных туристов по Темзе,— но под водой! И хотя, по слухам, на борт первой подлодки соизволил подняться сам король Яков I, лордов его адмиралтейства изобретение ван Дреббела не заинтересовало. Оно так и осталось диковинной игрушкой — сродни ярмарочному балагану.
Броненосцы в потемках
История боевых субмарин ведет начало от легендарной американской "Черепахи" (Turtle). Так назывался аппарат, построенный в 1770-х годах, в самый разгар Войны за независимость, Дэвидом Бушнеллом, в то время студентом Йельского университета. Формой его подлодка напоминала яйцо или грецкий орех, была сделана из дерева и управлялась одним человеком с помощью двух наружных винтов: один из них отвечал за горизонтальное передвижение аппарата, другой — за погружение и всплытие. И первое и второе осуществлялось с помощью системы воздушных насосов и балластов.
Впервые Turtle испытали в боевых условиях ночью 6 сентября 1776 года. Сержант американской армии Эзра Ли смог приблизиться под водой к стоявшему на нью-йоркском рейде флагману британского флота крейсеру Eagle, однако медная оболочка корабля повредила рычаг для установки мины. Взрыв грянул, но не нанес кораблю существенного урона, и от дальнейшего боевого применения субмарины решили отказаться.
Тем не менее все основные технические идеи Бушнелла вскоре с большим успехом использовал его знаменитый соотечественник Роберт Фултон. Известна легенда о том, как он пытался заинтересовать самого Наполеона другим своим изобретением — колесным пароходом, однако великий полководец остался равнодушен к бессмысленному, по его мнению, "прожекту". Зато на проект подводного судна деньжат изобретателю все-таки подкинул. Лодка, названная Фултоном Nautilus (вот откуда пришло название подводного корабля капитана Немо), была построена и успешно испытана в 1800-1801 годах.
Капитан Немо если и принимал на борт "Наутилуса" туристов, то лишь в качестве пленников. Потому что его субмарина не только исследовала океан, но и топила британские фрегаты |
Однако дальше опытного образца дело не пошло. Французское правительство внезапно потеряло интерес к изобретению американца, и Фултону ничего не оставалось, как перебраться на другой берег Ла-Манша и предложить свои услуги главному противнику Франции. Но британское адмиралтейство снова не поверило в будущее субмарин, даже несмотря на то, что в 1805 году Фултон на своем Nautilus при стечении народа образцово-показательно потопил бриг его величества.
Обескураженный изобретатель вернулся на родину, и тут судьба ему вроде бы улыбнулась: конгрессмены согласились финансировать постройку большого, снабженного мощной паровой турбиной подводного корабля Mute с экипажем в 100 человек. Но смерть Роберта Фултона поставила крест на этом проекте.
Когда разразилась гражданская война, субмаринами неожиданно заинтересовались южане-конфедераты. Именно им принадлежит честь первой успешной подводной атаки: в 1864 году подлодка Hunley с экипажем из нескольких смельчаков протаранила корвет федералов в бухте Чарлстона. Правда, и сама она в результате столкновения взорвалась.
Для строителей субмарин во все времена главным был вопрос финансирования. |
А на горизонте уже маячил ХХ век, когда подводный флот превратится в грозную силу, способную решать судьбу не только войны на море, но и войны глобальной.
Подводные войны
Не сидели сложа руки и европейские изобретатели. В 1906 году немцы впервые применили в качестве двигателя субмарины дизельный мотор, вскоре были изобретены перископ и самоуправляемые торпеды. А перед первой мировой войной на германских верфях заложили новую серию субмарин — U-boot, равных которым не было в мире. После 1914 года U-субмарины открыто пиратствовали в морях, омывавших Европу, нападая на военные и торговые суда, и на какое-то время Германия даже начала теснить недавнюю владычицу морей Англию.
Роберт Фултон(cлева) обивал пороги и французского, и английского, и американского морских министерств, а когда получил деньги, то было поздно: здоровье не выдержало. Роберту Холланду повезло больше |
После первой мировой войны гонку за владычество над морскими глубинами снова возглавили американцы. Время рейдов одиночек-камикадзе кончилось — теперь на боевое дежурство уходили настоящие подводные корабли длиной 60 м и шириной 6 м, снабженные торпедами и с пулеметом на мостике: если капитан считал, что цель слишком мала, чтобы тратить на нее торпеду, лодка всплывала и цель расстреливали из пулемета. А изобретенные к тому времени средства связи между лодками и с надводными кораблями объединяли лодки в мощную флотилию.
Первыми справились с этой проблемой немецкие инженеры, которые изобрели особое устройство, позволявшее дозаряжать батареи на "перископной" глубине. После чего субмарины как стран оси Германия—Италия—Япония, так и союзников обрели полную свободу на море.
О легендарных подводных лодках второй мировой войны и их капитанах написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. Достаточно вспомнить капитана советской подлодки "С-15" Александра Маринеско, 10 января 1945 года потопившего немецкий суперлайнер Wilhelm Gustlow (с пятью тысячами немецких солдат и офицеров на борту), а спустя десять дней — крейсер General Steuben (еще с тремя тысячами). Легендами стали и подводные охоты союзников за немецким линкором Von Tirpitz или немецких подлодок — за англо-американскими конвоями в наших северных морях.
Атомные рекорды
В январе 1954 года со стапелей доков ВМФ США в Гротоне (штат Коннектикут) сошла подводная лодка нового типа — атомная, которой дали имя ее знаменитой предшественницы — Nautilus.
Первой атомной подводной лодке дали имя Nautilus, потому что в сознании большинства людей слово "субмарина" прежде всего ассоциируется с романами Жюля Верна |
Уже в первом плавании Nautilus побил рекорд, пройдя под водой за 84 часа 2170 км — от Нью-Лондона в штате Коннектикут до столицы Пуэрто-Рико, Сан-Хуана. А знаменитый поход под полярными льдами в августе 1958-го стал триумфом энтузиастов атомных субмарин и лично адмирала Риковера. И заставил правительства других стран — прежде всего Советского Союза — спешно нагонять упущенное, бросив все силы на строительство собственных атомных подводных флотов. 9 августа 1957 года была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол", и монополии Соединенных Штатов пришел конец.
Только в 1980 году пионер атомного подводного флота был торжественно "списан на берег". Nautilus вернулся в свою колыбель — город Гротон, встав на вечный прикол в качестве экспоната расположенного там Музея субмарин. По сравнению с новыми подводными лодками Nautilus был как "этажерка" братьев Райт рядом с нынешними аэробусами.
Атомных подводных лодок затонуло намного меньше, чем обычных судов (американские Treasure, Scorpio, наши "Комсомолец", "Курск" — всего меньше десятка). Однако каждая такая трагедия становилась темой номер один для СМИ |
SOS почти не слышен
Однако техническая мощь атомных гигантов, построенных из расчета на выживание в самых гиблых ситуациях, не спасает это чудо техники от силы более могучей и древней, чем все изобретения человечества,— морской стихии. Тонут, причем в мирное время, и атомные субмарины, как тонули до них сотни и тысячи судов — сначала гребных, а затем парусных и паровых. Причем если экипаж подбитого танка может покинуть горящую машину, а летчики — катапультироваться и даже у моряков обычных судов остается шанс на спасение, то подводники, уходя в рейс, должны быть готовы к тому, что это погружение может оказаться последним.
Опускаться на дно в первых субмаринах соглашались лишь безумцы. Но и современные атомные подводные крейсеры, представляющие собой парад новейших достижений high-tech, по-прежнему бессильны перед морской стихией |
Между прочим в том же году, что и Treasure, и по аналогичной причине погибла и советская К-129, о чем у нас заговорили совсем недавно. А тогда, в 1963-м, молчали и наши власти, и американцы, которые тоже знали о происшедшем. Позже именно американцам с помощью уникального оборудования и после мощной кампании по дезинформации (проект был разрекламирован как научно-исследовательская экспедиция по изучению морского дна) удалось поднять со дна два отсека погибшей лодки и тела нескольких десятков советских моряков.
Лишь в последние годы о субмаринах вспомнили как о пассажирском транспорте. На тропических островах-курортах туристов катают японские малютки серии Atlantis, и даже в России начали строить подводные туристские автобусы "Садко"(слева) и "подводомобили" "Марина"(справа) |
И все-таки, несмотря ни на что, профессия моряка-подводника остается самой уважаемой, элитной на флотах всех стран, обладающих собственным подводным флотом.
Вопреки прогнозам писателей-фантастов и ученых подводные лодки так и не стали массовым пассажирским транспортным средством. Если не считать японских мини-субмарин Atlantis, катающих туристов на курортах Карибского моря и Тихого океана. Эти малютки размером с микроавтобус рассчитаны на десять пассажиров, напичканы современной электроникой и абсолютно безопасны (насколько можно вообще гарантировать безопасность в океане). Часовое путешествие на глубине 50-70 м обходится в $70, и прогулка того стоит. А после всплытия каждому туристу вручают свидетельство о том, что его обладатель плавал пусть и не на настоящей, но все-таки на подводной лодке.
Журнал «Деньги»
Немає коментарів:
Дописати коментар