Человек без прошлого
Виктор Янукович |
— Вы долгое время считались одним из самых приближенных к Януковичу лиц, и наверняка общались с ним в неформальной обстановке. Какой он без камер? Что он за человек на самом деле?
— У Виктора Федоровича очень проблемный характер. Он человек, с одной стороны, значимый и интересный, а с другой — очень закомплексованный. По моим наблюдениям, он настолько боится признаться себе, какой же он на самом деле, что табуировал для себя слишком много тем. Поэтому понять Януковича до конца, в стратегической перспективе, не может никто. Во-первых, полное табу — это его прошлое. И в этом большая проблема. […]
— А как проявляются эти комплексы в непосредственном общении?
— Знаете, Янукович фатально похож на Ющенко. Он точно так же пытается убежать от неприятных тем. Как только доходит до неудобных или критических тем, которые могут поколебать его уверенность в себе, то он моментально и жестко «съезжает» с темы. Ющенко в таких случаях переводил разговор на древние горшки (экс-президент коллекционировал предметы эпохи Триполья — прим. ред.). А Янукович сразу начинает рассказывать, как он в Испании играл в гольф, что он член Королевского гольф-клуба и числится одним из лучших гольфистов, хотя мало кто об этом знает. Или рассказывать, как играл в теннис, как увлекается автомобилями, как и куда ездил, как гнал и так далее. Но и тут есть свое табу: он никогда не рассказывает о своем прошлом до того, как возглавил автобазу.
— То есть, о судимостях?
— Об этом вообще речи быть не может. Но даже о детстве своем он никогда не рассказывал. И это, не смотря на то, что социальная тема достаточно популярна, а у политиков принято щегольнуть голозадым детством.
— Известно, что Януковича воспитывала бабушка
— Все это крупицы информации. Я долго общался с ним, мы часами вместе ездили в машине и многое обсуждали, но всегда была временная грань — автобаза. Он никогда не опускался ниже этой планки, не рассказывал о том, что было ранее. Ни о школьных годах, ни о детстве. Была всегда та святая граница, которую он не переступал. Для него это болезненная тема. И он всегда ограничивается общим определением, что жизнь была сложная и опасная. Наверное, он сам не хочет это вспоминать, пытается это забыть и вытеснить из памяти.
Показательно, что приятные темы он всегда пытался приукрасить. Например, Янукович часто рассказывал байку, как он смело позволял себе говорить с Кучмой. Все знают, что в период президентства Кучмы все чиновники говорили с ним, стоя на задних лапках: «Конечно, Леонид Данилович, все будет, как вы сказали!» И когда Виктор Федорович рассказывал, как он грюкал по столу Кучмы кулаком, добавляя, что будет так, а не так, то было понятно, что такого разговора в принципе быть не могло. Но, сотни раз это рассказав, Янукович начинал сам в это верить. Он убедил себя и в том, что это он создал Партию регионов, хотя к созданию партии, к ее формированию он никогда не был причастен и вообще не интересовался партией, пока дело не дошло до президентских выборов (2004 года — прим. ред.) и не решили, что партийным лидером должен быть Янукович. Это тот вариант, когда человек сам для себя создает историю, которая отображает желаемый образ. Ему на тот момент хотелось быть сильным, мужественным, чтобы все считались и не насмехались.
— А разве на самом деле он не сильный?
— Сейчас Янукович убедил в этом себя и всех в своем окружении. Теперь все верят, что он сильный и страшный, что якобы он бьет всем морды, выворачивает челюсти. Но на самом деле, поверьте, никого он не бьет. Может, что-то было в семье, но и в этом сомневаюсь (после проигрыша на президентских выборах в 2004-2005 ходили слухи, что Янукович избил свою жену Людмилу за скандальное выступление на митинге — прим. ред.). Все эти слухи, что он кому-то из политиков вправил челюсть — я гарантировано могу сказать, что этого не было. Но когда в оранжевый период массово начали раскручивать эту тему, то он сам за нее уцепился. Он понял, что это для него удобный образ. Это то, чего ему не хватало. Он сам в это поверил, но от этого в реальности не стал мордоворотом. Да, появилась жесткость в голосе, хотя если ему дать минимальный отпор, то это пропадает.
— Страх перед собственным прошлым — единственная слабость Януковича?
— Нет, конечно. Например, он боится принимать ответственные решения. Он по десять раз мог свое решение менять. Помните, как несколько раз срывалось создание коалиции с БЮТ? То он был согласен, то отказывался. Он постоянно убегает от принятия решений. Поэтому ему всегда нужен кто-то, кто был бы рядом и брал бы на себя ответственность — чтобы сам Янукович оставался в стороне. Для этого и нужны Левочкины (Сергей Левочкин — глава Администрации президента — прим. ред.).
На мой взгляд, еще одна важная проблема Януковича — он стесняется признаться себе в незнании или неумении, и от этого не понимает, что нужно постоянно учиться. От этого его постоянные ляпы то в литературе, то в географии. Для этого же не надо много времени. Просто сесть и поработать с кем-то. Нужно просто нанять репетитора, как это мы делали в свое время по украинскому языку. И видите, что он вышел на нормальный уровень знания украинского языка. Хотя изначально он вообще его физически не знал, но Кучма сказал, что надо выучить. Точно также и здесь надо организовать общие занятия по литературе, чуть-чуть по философии. […]
— Считается, что Януковича чуть ли не тотально контролирует Анна Герман. Сначала она была его пресс-секретарем, затем поднялась от депутата до замглавы Администрации президента. Говорят, она «приватизировала» все возможные подходы к Януковичу. Это правда? — Как по мне, она его закомплексовала. С одной стороны, она время от времени пытается пустить в его адрес какие-то шпильки. Не зря всплывают ее фразы типа: «Что он несет! Какой позор!», которые она бросает за его спиной. До самого Януковича, очевидно, они все-таки быстро доходят, ведь стукачество в этой среде достаточно хорошо развито. Но в глаза она всегда говорит обратное, вместо того, чтобы сказать правду, что-то исправить. Это постоянный подхалимаж.
— Почему Янукович так держится за нее? Ее брали в команду как представительницу запада Украины, которая говорит на «правильном» украинском, чтобы сгладить восприятие у националистического электората?
— Да нет. Я тоже, вроде бы, представитель запада, но в команде Януковича не адаптировался. Во-первых, нужно было постоянно улавливать его настроения, демонстрировать ему свою уникальность и незаменимость. Герман обеспечивала его выступления, речи, все было подготовлено-заготовлено. При этом, что бы он там ни наговорил, в СМИ это будет отображено нормально. И у него за это вроде как голова не болит. Во-вторых, он всегда любил слушать рассказы о своей гениальности, и это тоже сыграло свою роль. Я, например, когда мы ездили, садясь в авто, сразу говорил, что в выступлении было слишком много жесткости, что слово «беспредел» лучше заменить на «произвол», от которого не отдает сленгом. Критические замечания вызывали в нем тоску, у него сразу же портилось настроение, он скучал. А если ему говорить «гениально!», он в это верит, даже не задумываясь, что буквально за пять минут до этого за его спиной говорили: «Что за бред он несет!».
— О Викторе Ющенко говорили, что он окружал себя слишком большим количеством женщин — начиная от главы Администрации, секретаря СНБО и заканчивая двухкратным представлением Юлии Тимошенко на пост премьера. В жизни Януковича женщины тоже играют особую роль?
— У Ющенко — это психиатрия, проявление Эдипова комплекса, с ним все понятно. У Януковича ничего такого нет. На месте Герман мог оказаться и кто-нибудь в штанах. Например, тот же Евгений Копатько, который всегда будет их хорошим социологом. Он просто знает, как подать правдивую социологию в нужном для них ключе. Или Левочкин, который, несмотря на подковерные игры, всегда в нужный момент подыграет.
— Так в чем же феномен нынешнего президента Украины? Это просто человек сильный внешне и слабый внутри? Или правы те, кто считает его смешным?
— Я бы не советовал воспринимать Януковича «смешным» человеком. Хотя бы потому, что он пришел всерьез и надолго. И у него есть потребность в максимальной концентрации власти. Это проблема, причем фатальная. Это далеко не европейский психотип политика, ведь европейская модель власти этого не предусматривает.
— А в чем здесь угроза?
— Это не проблема только Януковича. Это проблема всей украинской политики. Это проявление общей незрелости. Если Янукович получит более широкие полномочия, то вряд ли поменяется. Он уже законсервировался. Серьезно он меняться не будет. С другой стороны ему некуда будет стремиться. Пока он еще борется за полномочия, он не уверен в себе. […]
http://www.compromat.ru/page_29465.htm
Немає коментарів:
Дописати коментар